«Еврейский Обозреватель»
ИЗРАИЛЬ
16/83
Август 2004
5764 Элул

ПРЕМЬЕРЫ И КУХНЯ

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УГОЛ ЗРЕНИЯ НА ИЗРАИЛЬСКУЮ ВЛАСТЬ

ХАНА КЛЯЙМАН

На главную страницу Распечатать

1. Давид Бен-Гурион к еде относился как к насущной необходимости и культа из нее не делал.

В ту эпоху, когда скромность еще была в ходу, кухня Поли Бен-Гурион, супруги первого главы правительства, выглядела воистину по-пуритански. Поля, по профессии медсестра, готовя еду, в первую очередь заботилась о том, чтобы пища была здоровой.

- Нашу еду нельзя было назвать пищей гурманов, - рассказывает Ранана Бен-Гурион. Просто скромная и добротная. Мама, например, очень любила готовить рис и макароны, суп и куриное мясо. Салаты, морковь, картошка и другие овощи были неотъемлемой частью нашего рациона. Иногда она делала сок из цабрес (сладкие плоды кактуса). Каждый день, включая субботу, мы ели практически одно и то же.

- Как обычно проходили трапезы?

- Ели мы три раза в день за кухонным столом. Отец сидел с одной стороны, мать - с другой,   а  я - посредине. Он ел то, что ему давали. Утром, перед школой, я обычно ела творог. Мне он очень не нравился, но есть приходилось - мама настаивала. Когда мама не видела, мой брат Амос и сестра Нета выливали молоко из своих стаканов. Я тоже пыталась следовать их примеру, но они пресекали эти попытки.

- Есть какой-то рецепт, который вы переняли у своей матери?

- Мама делала пирог с фруктами, который я очень любила, но, к сожалению, записать рецепт не удосужилась. Несмотря на все мои старания, этот пирог не удавался мне так, как маме.

- Принимала ли ваша мать гостей?

- Тогда не было таких приемов, как сейчас. Гостям мама обычно подавала печенье, чай и яблоки. Посуда и скатерти были самые обычные. Всему этому не уделялось особого внимания.

- Как разделялись кухонные обязанности между членами семьи?

- Отец мыл посуду,  а  я ее вытирала. Вся эта церемония мне очень нравилась.

Правда, у внука первого премьера, Ярива Бен-Элиэзера, несколько иная версия: по его словам, дед не только мыл посуду, но и вытирал ее...

2. Еда не была центральным событием в жизни и другого главы правительства - Моше Шарета. Поскольку ему и его супруге Ципоре нередко приходилось принимать важных гостей, им официально выделили повариху Браху.

Вспоминает сын Моше Шарета Яаков: "В этих вопросах все решала мама. Она выбирала меню,  а  затем, когда к нам приходила Браха, они вместе готовили. Я помню, что возле каждого гостя клалась половинка грейпфрута. Обеденный стол был рассчитан на двенадцать персон". Его брат, Хаим Шарет, рассказывает, что перед приходом гостей Ципора всегда заменяла обычную скатерть на белую, праздничную. "Сначала гостей угощали легкими закусками и напитками. К столу мать приглашала специальным колокольчиком. Каждый садился на свое место - папа клал возле тарелок карточки с именами гостей. Самого важного гостя, как правило, усаживали возле матери. В общем, трапеза являла собой четко отработанный ритуал. Сервис у нас был что надо. Мать не только готовила, но и была полноправным участником приема. Она хорошо говорила по-английски. Дети помогали в подготовке вечера, но сами за стол не садились. Еще один момент стоило бы отметить: отец любил мыть посуду".

Сестра Яакова и Хаима Яэль с восхищением рассказывает о кулинарных способностях поварихи Брахи. По ее словам, во время трапезы все члены семьи вели беседы на самые разные темы, в которых тон задавал отец, бывший прирожденным рассказчиком. "Кстати, он весьма подозрительно относился к людям, которые любили молочный шоколад", - говорит Яэль, улыбаясь...

3. Тама Шохат, в девичестве Эшколь, дочь главы правительства Леви Эшколя, вспоминает, что ее мать Элишева, первая жена будущего премьера, совершенно не умела готовить. Правда, когда он возглавил кабинет министров, то уже был женат на Мириам, но и тут ситуация особо не изменилась.

По словам Тамы, когда в семье Эшколей хотели хорошо поесть, то делали это, как правило, у ее тети, жившей неподалеку:

- Факт остается фактом - готовить мама не умела. Может быть, причиной этому то, что она ушла из дома в 17-летнем возрасте, и ее просто некому было научить. Нам еще повезло - когда мы жили в кибуце, то ели в столовой.

Об отсутствии у себя больших кулинарных способностей говорит и Мириам:

Готовить я не умела, но могу подтвердить, что Леви любил поесть.

Продолжает свой рассказ Тама:

- В то время люди ели простую и здоровую пищу, упор делался на количестве витаминов. Родители хотели, чтобы дети питались правильно, и некоторые блюда мне очень не нравились.

-  А  что же было, когда приходили гости?

- Бен-Гурион, например, не имел обыкновения отправляться поесть к друзьям. То же самое было у нас. Официальных или полуофициальных приемов в те времена было гораздо меньше чем сейчас. Если их и устраивали, то это происходило в гостиницах. Когда гости приходили к нам домой, мать подносила им легкое угощение - фрукты, печенье, конфеты и шоколад. Сладости в те времена были дефицитом, и родители частенько прятали их от детей. Высоких зарплат тогда не было. Рабочий и руководитель получали примерно одинаково, все зависело от числа членов семьи. У нас на кухне стоял самый обыкновенный стол со скатертью, за который все и садились.

4. Пожалуй, единственным премьер-министром, который умел готовить, причем неплохо, была Голда Меир.

- Моя мать готовила замечательно и любила работу на кухне, - рассказывает дочь Голды, Сара Рахави. - Правда, нельзя сказать, что ассортимент был необычный. Еще до того, как мать стала главой правительства, наша семья жила в трехкомнатной квартире на улице Аяркон в Тель-Авиве. Долгое время одна из комнат сдавалась, и потому наши трапезы проходили на маленькой кухоньке, в которой с трудом помещался стол на четверых. В шаббат обстановка была более праздничной, стол устанавливался в салоне, который по ночам являлся моей спальней.

-  А  как принимали гостей?

- Гостям мама, как правило, подавала чай и пироги домашней выпечки. Когда мама уже возглавляла правительство, для официальных церемоний она пользовалась услугами профессиональной поварихи Леи Заив. Все было очень вкусно и на хорошем уровне - сервировка и прочее. Правда, никто не требовал чего-то особенного. Блюда были как у обычных израильтян, то есть без всяких излишеств. Вообще, что касается еды, мать была абсолютно непереборчивым человеком.

5. Лея Заив "перешла по наследству" и к следующему главе правительства - Ицхаку Рабину. Рассказывает помощник премьера Эйтан Хабер.

- У Рабина было две кухни - кухня Заив и кухня жены. На пятницу или субботу Лея Рабин приглашала гостей и к их приходу готовила множество вкуснейших блюд. О ее рецептах ходили легенды, и они неоднократно публиковались в газетах. На мой взгляд, особенно хорошо у нее получались сладости. Рабин более или менее соблюдал диету и на обед ел, как правило, йогурт с огурцами. Иногда во время рабочего дня ему доставляли стейк в пите или фалафель.

- Но во время визитов глав иностранных государств Рабин, наверное, позволял себе выйти за рамки строгой диеты?

- Официальные приемы проводились обычно в отеле "Кинг Дэвид", - говорит Эйтан Хабер. - Меню составляла Лея Рабин. Она же приезжала в гостиницу, чтобы собственноручно проконтролировать приготовление блюд. Думаю, в "Кинг Дэвид" вспоминают ее визиты так же, как на армейской кухне приход прапорщика.

По словам Рахель Яаков, заменившей Лею Заив, во всем, что касалось еды, Рабин был нетребовательным человеком и ел все, что ему давали. Его любимыми блюдами были омлет и израильский салат.

- Вмешивалась ли Лея Рабин в вашу работу?

- Конечно. Как прекрасно она готовила! Какие вкусные пироги она пекла! И во всем, что касается оформления стола, у нее был отличный вкус.

6. После переворота 1977 года на политической арене своего рода переворот произошел и на кухне министерства главы правительства. Элиза Бегин и не думала вмешиваться в работу поваров. Рахель Яаков готовила для Бегинов в течение двух каденций. Это были в основном блюда восточноевропейской еврейской кухни. Яаков вспоминает, что сам Менахем Бегин,  а  также все члены его семьи очень любили классический куриный суп с морковью.

- Бегины не были переборчивы в еде,  а  пирогов не ели вообще, - говорит Рахель.

- Каков был обычный завтрак Менахема Бегина?

- Творог, сыр, немного масла. Он всегда завтракал вместе с Элизой, после чего они пили чай. Иногда Бегин приходил на обед домой, если представлялась такая возможность. Элиза любила, когда муж приходил посреди дня. Ел Бегин очень немного. Были они людьми вежливыми и всегда от души благодарили за работу. Бегин, в частности, обращался ко мне: "Моя дорогая".

- Принимали ли они гостей у себя дома?

- Все происходило в резиденции главы правительства. Элиза обычно заказывала кейтеринг. И говорила мне в общих чертах, что стоит приготовить. На исходе субботы Бегины устраивали своего рода торжественный урок ТАНАХа, по завершении которого подавалось легкое угощение, включающее печенье и чай.

7. К любителям поесть можно отнести и бывшего главу правительства Ицхака Шамира. Причем явное предпочтение он отдавал болгарской кухне. Как рассказывает бывший генеральный директор его министерства Йоси Ахимеир, Шамир всегда старался прийти на обед домой. Еду готовила супруга - Шуламит.

Ел Шамир много и быстро, пил только воду и чай без сахара. Любил курицу с картошкой и свежий хлеб. Когда в поездках по стране Шамира спрашивали, что ему приготовить, ответ был один: "Хорошие горячие еврейские блюда". Рахель Яаков отмечает, что запросы супругов Шамир были скромными,  а  обед Шуламит предпочитала готовить сама.

8. Еще один человек начинает свой день уже в течение 60 лет совместным завтраком с супругой. Это нынешний лидер партии "Авода" Шимон Перес. Как и Ицхак Шамир, Шимон Перес к обеду старается попасть домой. Если оценивать кухню Сони Перес, то здесь наиболее уместными будут две характеристики: скромная и здоровая. Перес предпочитает низкокалорийную пищу. Его любимое блюдо - куриная грудинка с израильским салатом. Из сладкого Перес ест только шербет.

В пятницу вечером все члены семьи собираются на торжественный ужин, где подается еда Сониного приготовления.

 А  вот что говорит Рахель Яаков:

- Соня - воистину золотая женщина. Обычно по четвергам я ходила за продуктами. Однажды Соня дала мне крупную сумму денег и список покупок и объяснила, что в пятницу в гости придут дети и внуки и они вовсе не должны питаться за государственный счет. Больше всего Соня любит сумсум (кунжут). Это блюдо у меня отлично получается. Однажды канцлер Германии, отведав его, попросил прислать ему большую банку сумсума.

9. Время работы у Нетаниягу Рахель с особой теплотой не вспоминает:

- Разве вы не знаете? Именно в меня Сара запустила туфлей. И я прекратила у них работать. Готовила я все, что им нравилось, в частности, мясные блюда. Вообще в семье Нетаниягу пища занимала очень важное место. Сара, в общем-то, ела все, что ей подавали,  а  Биби особенно любил котлеты, куриное мясо, рис и макароны.

10. По всей видимости, не кулинарные разногласия привели к разводу Навы и Эхуда Барака, но, по словам друзей, вкусы супругов в этом также не совпадали. Нава предпочитает израильскую восточную кухню, Эхуд же, к примеру, любит арбуз с соленым сыром и оливковым маслом. На выходные Нава обычно пекла шоколадные торты и пироги с яблоками. Вообще все отмечают, что бывший премьер очень любит поесть,  а  из напитков предпочитает пиво.

Иногда они устраивали для соратников по партии и членов правительства приемы у себя дома в Кохав-Яире, но здесь предлагались только молочные блюда.

11. Вопрос, что больше всего любит есть Арик Шарон, кажется абсолютно излишним. Конечно же, баранину! По словам одного из друзей премьера, его покойная супруга Лили запекала в печи баранью ногу, и блюдо выходило бесподобным. Процесс, как правило, продолжался не менее 6 часов. Она пекла отличные пироги, которые Арик очень любил. На приемах также часто подавалась баранина, приготовленная Лили. Говорят, это было что-то особенное.

- Что еще подавалось к столу у Шаронов?

- У Лили был отличный вкус. Она не только хорошо готовила, но и умела все прекрасно оформить. Множеству рецептов она научила Инбаль, жену Гилада Шарона, и та часто готовит любимые Ариком блюда. Сыновья тоже всегда помогали, особенно во всем, что касается приготовления мяса. Вообще, в этом деле они совсем неплохо разбираются.

-  А  какие еще блюда любит Ариэль Шарон?

- Он любил все, что исходило от Лили, и всегда делал ей комплименты. Вообще с ним приятно находиться за столом, Арик любит долгие застолья, иногда по несколько часов, и рассказывает при этом о друзьях и о своем армейском прошлом.

Кохава Харуш из Сдерота в течение 25 лет помогала Арику и Лили вести домашнее хозяйство.

- Что бы я ни готовила, Арику нравилось, - говорит Кохава. - Дома он, кстати, много не ел, так как соблюдал диету. Детям я часто готовила блюда марокканской кухни. Арик всегда помогал жене, в частности, сам разливал гостям вино. Салаты и пироги, приготовленные Лили, были высочайшего класса. Думаю, от ее изделий не отказалась бы никакая кондитерская! Особенно вкусным в ее исполнении был "пражский" торт. Уже при входе в дом ты чувствовал ароматы всех тех вкусностей, что Лили готовила, но она следила за тем, чтобы Арик соблюдал диету. Я ей тысячу раз говорила, что у человека, заходящего в их дом, сразу пробуждается аппетит.

- Какова же диета, которую Шарон соблюдает сейчас?

- Он ест рыбные блюда, гамбургеры, салаты и любимые им острые соусы. Одно я могу сказать с полной ответственностью: никто не может пожаловаться на то, что ушел голодным из официальной резиденции главы правительства.

"Контекст", Израиль
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2004 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org