Недавно в сухумской синагоге закончился ремонт, который требовался уже лет десять. Здание синагоги крепкое, красивое и относительно новое — его построили в 1954 году. Но во время грузино-абхазской войны оно пострадало, а привести его в порядок своими силами община не могла. Наконец, в Тбилиси нашелся еврейский благотворительный фонд, который выделил средства для ремонта крыши главного зала.
«Хотелось бы привести в порядок и другие помещения, прежде всего — столовую, которая очень нужна для наших стариков, — говорит председатель сухумской еврейской общины «Шалом» Лев Хайкин. — Однако главное все-таки сделали, а то осенью и зимой нельзя было даже толком собраться вместе — какая молитва, когда сверху льет!»
Как пройти в синагогу, вам объяснит любой житель Сухуми: по проспекту Мира, потом направо и прямо, пока не увидишь ворота со звездами Давида. А вот точного адреса не знал практически никто, поэтому пришлось изрядно поплутать. Оказалось, синагога находится на улице Карла Маркса — когда-то, судя по всему, весьма престижной, а сейчас разбитой до такой степени, что проехать по ней можно разве что на полноприводном внедорожнике.
Синагога оказалась довольно большой и на удивление опрятной. Во дворе, увитом виноградом, лежал еще не вывезенный строительный мусор, а за столом двое парней увлеченно играли в шахматы.
«Что-то вы не вовремя, — сказал один из них, — наши старички в субботу приходят. Хотите посмотреть, как ремонт сделали? На совесть, теперь никакой дождь не страшен».
Когда-то, если точнее — до грузино-абхазского противостояния 1993–1994 годов, в Сухуми проживали около трех тысяч евреев. В основном грузинских, но были и ашкенази, и горские. Сейчас осталось не более двухсот человек.
Большинство выехали накануне штурма вооруженными отрядами Сухуми. Местные жители вспоминают, что в аэропорту садились зафрахтованные израильскими властями Ту-154, вывозившие беженцев в Тель-Авив. Выездные документы оформляли прямо в аэропорту.
До войны в Абхазии жили богато. Теперь же община влачит нищенское существование. Большинство ее членов — пенсионеры, средний возраст — 72 года, среди них — 13 ветеранов Великой Отечественной. Вплоть до последнего года все эти люди получали абхазскую пенсию, что составляло чуть больше 2-х долларов в месяц. После того, как жителям Абхазии стали предоставлять российское гражданство, многие стали получать базовую российскую пенсию — 640 рублей, деньги тоже, скажем прямо, небольшие. Некоторым помогают родственники из России, других стран СНГ и Израиля — но таких очень немного.
«Наша община была создана и официально зарегистрирована в Минюсте Абхазии вскоре после войны, в 1994 году, — рассказывает лидер сухумских евреев Лев Хайкин. — Долгие годы жили, как в вакууме, о нас даже не вспоминали — чего уж говорить о помощи. Но вот с недавних пор общину прикрепили к ростовскому филиалу «Джойнта». И теперь раз в месяц получаем продуктовые посылки и лекарства. Кроме того, нас поддерживает Арье Эделькопф, раввин ближайшего российского города Сочи. Оттуда получаем мацу на Песах, а также некоторые суммы на проведение встречи Шаббата». Но, пожалуй, самая большая проблема у евреев Сухуми — это кладбище. Оно находится в ужасном состоянии, своими силами общине его в порядок не привести.
И все же, несмотря на все сложности, община существует. И даже имеет перспективы развития. В довоенном Сухуми были довольно распространены смешанные браки. Подросшие дети из семей, в которых один из родителей был евреем, сейчас все чаще начинают осознавать себя евреями. Молодые люди приходят в синагогу, вместе со всеми встречают Шаббат и постепенно начинают принимать участие во всех делах общины.
Кое-кто в городе поговаривает, что они преследуют какие-то только им одним известные меркантильные цели. Однако тех, кто так считает, немного. Сегодня в Сухуми евреям ничуть не лучше, чем жителям любой другой национальности.
АЕН
|