«Еврейский Обозреватель»
ИЗРАИЛЬ
18/85
Сентябрь 2004
5765 Тишрей

ЗВОНОК В «НЕБЕСНУЮ КАНЦЕЛЯРИЮ»

На главную страницу Распечатать

Интервью с Мариной Солодкиной, депутатом Кнессета от партии "Исраэль ба-алия", вошедшей в парламентскую фракцию "Ликуда"

- Марина, как отдыхается на парламентских каникулах и напомните, пожалуйста, когда они заканчиваются?

- 15 октября каникулы заканчиваются, но Кнессет работает и во время каникул.

- И вы тоже?

- Больше недели я не могу себе позволить отдыхать - в Израиле все горит и плавится.

- Где успели побывать за "недельку"?

- Успела побывать с мужем и сыном в Швейцарии. Дочь не могла с нами полететь, ей 21 год, она на сверхсрочной службе в армии, где преподает арабский язык.

- Сталкивались ли в пути с какими-либо проявлениями антисемитизма, на которые щедра, говорят, нынешняя Европа?

- Пожалуй, нет. Швейцарцы живут своим провинциальным укладом, они ведь и в ООН вступили только в 2000 году. На английском мало кто разговаривает. Скука. Но природа потрясающая.

- Удалось на отдыхе абстрагироваться от израильских реалий?

- Перед вылетом в Европу у меня была встреча с Ариэлем Шароном. Я поняла из нашего "разговора по душам", что Шарон не откажется от своего плана одностороннего размежевания. Я выступала в роли оппонента, предупредила Шарона, что он своим проектом коалиции провоцирует восстание в "Ликуде" - восстание восточных ликудников против ашкеназийских. На мой взгляд, мы очень хорошо поговорили. Шарон ко мне хорошо относится - доверительно, я бы сказала. И когда Шарон доверительно признался мне в том, что обязательно осуществит свой план одностороннего размежевания Израиля с Палестинской автономией и эвакуирует поселенцев из сектора Газа, я, сама того не желая, представила, чем это может быть чревато - возмущением определенных слоев общества, проявлениями гражданского неповиновения и т.  д . и т.п. - накал противостояния левых и правых достиг критической отметки. И в такой политической обстановке никто социальными проблемами не занимается, в том числе на "русской улице". Все социальные завоевания партии "Исраэль ба-алия" - коту под хвост.

- По слухам, нишу "Исраэль ба-алия" может занять новая большая "русская" партия - может быть, это партия "Алия" Михаила Нудельмана? Сам Нудельман сказал мне, что Марина Солодкина может перейти на его сторону...

- Во-первых, "Алии" практически нет, потому что Нудельман не отбил деньги у блока "Национальное единство", куда "Алия" входила, поскольку была союзницей партии "Наш дом - Израиль". Партия, у которой нет финансирования, - это партия на бумаге. Когда Михаил поведал мне о своих заботах, я "утешила" его: эти люди скорее убьют, чем отдадут деньги... Во-вторых, сам Нудельман - не лидер. Он хороший человек, но быть хорошим человеком слишком мало, чтобы выжить среди акул израильской политики. Предлагал мне и Авигдор Либерман место в его партии, но я выдвинула условие: когда у тебя будет "русская" партия, я, может быть, приму твое предложение, а утонуть в политической "солянке" из "русских" и поселенцев мне почему-то не хочется. Партия, которая, получив голоса "русской улицы", провела в Кнессет представителей религиозных поселенцев, меня не привлекает. Эти представители проголосовали против предоставления гражданства репатриантам после года службы в Армии обороны Израиля - мне с такими "защитниками" репатриантов не по дороге.

- Либерман, который упорно внушал израильтянам, что он общенациональный лидер, сравнительно недавно собрал в Доме журналистов лидеров почти всех русскоязычных общин - грузинских евреев, белорусских, украинских, балтийских, российских и так далее, чтобы объединить их под крышей партии "Наш дом - Израиль". Если объединение сложится, то Либерман и его соратники надеются получить на ближайших выборах дополнительно пять мандатов, что позволит партии "Наш дом - Израиль" значительно укрепить свои позиции.

- Либерман нас, своих русскоязычных коллег, не пригласил. Он хочет быть полпредом "русской улицы", и "русской улице" позарез нужен полномочный представитель в Кнессете и в правительстве. Но "русская улица" чувствует себя обманутой политиками из партии "Наш дом - Израиль". Эта партия вошла, по инициативе Либермана, в блок "Национальное единство" и тем самым ограничила свои возможности в защите интересов наших репатриантов. А когда Шарон отправил Либермана в отставку, "русская улица" потеряла последнюю возможность напомнить о себе большому Израилю. И если в бюджете-2005 будут урезаны расходы на социальные нужды репатриантов, то в Кнессете и заступиться за них некому. Я об этом и самому Либерману говорила: разберись, наконец, или ты поселенец, или ты "русский". Если ты "русский", я иду с тобой. Либерман едва ли не через полгода, как правило, вылетает из правительства, что нашу общину совершенно не устраивает, какими бы мотивами он ни руководствовался. Кто теперь будет пробивать, к примеру, пенсии репатриантам, которые приехали в Израиль, разменяв пятый десяток, - они здесь пенсию не заработали, им выплачивают жалкие пособия по старости, на которые крайне трудно сводить концы с концами.

- На чьей стороне "русская улица" в вопросе одностороннего отделения от палестинцев?

- Среди семи с половиной тысяч поселенцев сектора Газа, которые требуют, чтобы ЦАХАЛ защищал их от полутора миллионов арабов, почти нет "русских" - этим все сказано.

- Но такие русскоязычные политики, как Авигдор Либерман и Натан Щаранский, открыто выступили против курса Шарона на "одностороннее отступление"... Правда, Либерман на "русскую улицу" заглядывает реже, чем на "поселенческую", а Щаранский и вовсе о ней забыл.

- Во-первых, на последних выборах "русская улица" не дала мандата Натану. Во-вторых, Натан сейчас вышел на международную политическую арену. Он может стать следующим главой Еврейского агентства "Сохнут", что престижнее министерской должности.

Сегодня "русские" израильтяне убедились в том, что без "русской" партии таки плохо. Когда "Исраэль ба-алия" и "Наш дом - Израиль" конкурировали, сражаясь за голоса "русской улицы", на репатриантов падали "подарки" в виде пособий, жилья, поправок к различным жизненно важным законам. Но партии Щаранского нет, а партия Либермана тяготеет к движению крайне правых израильтян, - интересы поселенцев для нее важнее интересов "русских".

- Мы не раз говорили о том, что общины русскоязычных израильтян и русскоязычных евреев Америки - это сообщающиеся сосуды. В Америке, наконец, заявили о себе лидеры новой формации - выпускники американских колледжей, в совершенстве владеющие английским языком и не забывшие русский. Они выставили свои кандидатуры в местные органы власти и кандидатам старой формации воленс-неволенс придется сойти с дистанции. А как в Израиле? Я слышу одни и те же фамилии: Шарон, Перес, Лапид, Либерман, Щаранский, Бронфман, Нудельман, Штерн, Эдельштейн, Солодкина. А где израильские младотурки - младоизраильтяне где?

- У нас очень жесткие условия политического выживания, очень специфические правила общинной жизни. Молодежь наша первым делом теряет язык, на котором говорят родители, дедушки и бабушки, теряет контакт с общиной. Коренные израильтяне очень консервативны и "русскую" молодежь воспринимают как инструмент охоты за "русскими" голосами и только. Израильский истеблишмент крайне эгоистичен, он уже допустил к власти две "русские" партии, о чем, надо полагать, сожалеет. Защищать интересы "русских" репатриантов должна команда, в которой взаимодействуют "старики" и молодежь. Опыт той жизни, которым обладают "старики", должен органично сочетаться с желанием молодых "все переиначить".

Знаменателен, на мой взгляд, прогноз арабского профессора из Хайфы. Он полагает, что "русская" элита сменит старую ашкеназийскую элиту, и призывает арабов сотрудничать с "русскими" политическими деятелями. Я не думаю, что профессор полностью прав, но в том, что "русская" элита станет частью израильского истеблишмента, я даже не сомневаюсь. Сейчас идет выбор партнера - с кем по пути представителям "русской улицы".

- С кем и кому...

- Натан Щаранский, Авигдор Либерман, Юлий Эдельштейн, Юрий Штерн - идеалисты, они хранят в душе образ Израиля 1960-1970 годов.

- А Солодкина?

- Я - прагматик. Я не левая и не правая, я в центре, откуда виднее просчеты как правых, так и левых. После встречи с Шароном я еще больше уверилась в том, что мои русскоязычные коллеги не видят реалий, которые видит Шарон. Этот народный герой понял, что наступило время коренных изменений, и для того, чтобы сохранить под израильским контролем поселения на западном берегу Иордана, нужно как можно быстрее уйти из сектора Газа и завершить постройку "забора безопасности".

- Не изменилось ли отношение Вашингтона к плану одностороннего размежевания?

- Вашингтон в курсе того, что план Шарона поддержали более 70 процентов израильтян. И в немалой степени благодаря тому, что плану Шарона благоволят Буш и Пауэлл. Но подготовка к президентским выборам в Штатах усугубляет нестабильность израильской политической жизни. Если бы не предвыборная кампания, поддержка Шарона американской администрацией была бы более эффективной. Но в массе своей народ понимает, что Буш и Шарон - союзники, и поддерживает это стратегическое партнерство. Израильтяне внимательно следят за перипетиями борьбы американцев за демократизацию Ирака и, разумеется, желают Бушу скорой победы. Арабский национализм в лице Саддама Хусейна удалось сокрушить, но поднял голову исламский фундаментализм. Мы, как говорится, это уже проходили: боролись с националистом Арафатом, а на смену пришел фундаменталистский ХАМАС. Великой державе противостоят те же силы, только в иракском оформлении, плюс чувствуется рука Ирана. Иран стоял и за спиной "Хизбаллы" в Ливане, которая доставляла нам массу хлопот, пока Эхуд Барак не "отделился" от Ливана. Шарон, по сути, предлагает разыграть в секторе Газа ливанский сценарий Барака, но с поправкой на нынешние политические реалии региона. "Хизбалла" замолчала, теперь надо обезвредить ХАМАС.

- И поселенцев сектора Газа, а затем и северной Самарии... Для этого Шарону нужно опереться на плечо "Аводы". Но ему не удалось убедить в этом даже однопартийцев! Более того - "Ликуд", чего доброго, может исключить упрямого председателя партии из своих рядов.

- Партия "Ликуд" может исключить Шарона из своих рядов, и она давно бы это сделала, но тем самым она исключит десять парламентских мандатов, а значит, уступит власть в стране партии "Авода".

- Партия может поменять Арика на Биби...

- Со временем поменяет, но сейчас партия "Ликуд", поступи она так, нанесла бы себе большой ущерб. "Ликуд" - партия "мизрахим", восточных евреев, и Натан Щаранский с Юлием Эдельштейном ошиблись дверью, когда привели в "Ликуд" партию "Исраэль ба-алия", - они не в том доме... "Ликуд", повторяю, партия восточных евреев, которые со временем для вида оставят в руководстве одного-двух ашкеназийских евреев, а остальное руководство будет состоять из их собратьев, весьма серых, должна заметить, "очень других". Среди 40 членов парламентской фракции "Ликуда" их уже 12 - 13. Это совершенно другие люди, которые ни по каким параметрам не проходят в когорту лидеров общенационального масштаба. Но Центр "Ликуда" хочет со временем из политиков такого сорта создать костяк партии. Почему большая часть членов Центра партии "Ликуд" проголосовала против предложения Шарона ввести в правительство "Аводу"? Да потому, что коалиция из "Ликуда", "Аводы", "Шинуя" - это ашкеназийская коалиция, понимаете? Мы пока не можем себе позволить громогласно заявить о том, что мизрахим против ашкеназийских евреев, но если у нас не будет другого выхода, мы перестанем соблюдать политкорректность. Мы живем в переходный период, мы живем ожиданием перемен. Или - досрочные выборы. Или - новая коалиция, решительный выход из сектора Газа, развал "Ликуда", отцом которого, напомню, является Шарон. Шарон "Ликуд" породил, Шарон может "Ликуд" и убить.

- В этом случае Шарон получит удар бумеранга: "сынок" уже два раза отправил "папашу" в нокдаун...

- Ситуация сложнее, в "Ликуде" противостоят друг другу две концепции. "Ликуд" создавался как либерально-национальная партия. Нынешний Центр "Ликуда" хочет превратить ее в партию восточных евреев - популистскую и буржуазную. Идет борьба за будущее "Ликуда".

- Которое неотделимо от будущего страны...

- У нас настолько высокий покровитель, с которым мы можем связаться по прямому телефону, что нет причины тревожиться о будущем страны.

- Дай Бог, чтобы Бог не отвернулся: вы звоните, а в телефонной трубке частые гудки - занято, занято, занято...

- Израильтяне - народ настойчивый, дозвонимся. Я - неисправимый оптимист...

"Форверст", США
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2004 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org