Недавно президент Румынии Ион Илиеску признал причастность румынского фашистского режима времен Второй мировой войны к Холокосту. Выступая 12 октября с. г. перед парламентом, президент страны Ион Илиеску заявил, что с 1940 по 1944 год в стране и на оккупированных ею территориях других государств убито около 25 тысяч евреев. Он призвал граждан "повернуться лицом к истории" и "взять на себя полную ответственность за эту мрачную главу в ней".
Для Лейзера Финкельштейна это, однако, не новость.
Лейзера Финкельштейна, однако, не заботит, что думает на это счет Илиеску. Финкельштейну 81 год. Он - один из немногих, кто пережил погром 1941 года в Яссах. Тогда в этом городе были убиты тысячи евреев. Большинство из выживших давно покинуло Румынию, так что Финкельштейн - редкое исключение.
Не утешает Финкельштейна и то, что 9 октября в Румынии впервые отметили День памяти жертв Холокоста. Этого добилась общественность, возмущенная заявлением Илиеску. Был также создан комитет во главе с Эли Визелем, который должен установить, как происходил Холокост в Румынии.
- Сейчас слишком поздно говорить об ответственности, - замечает Финкельштейн, подразумевая, что его родная страна долгое время избегала ответственности за зверства, совершенные во время Второй мировой войны. - Многие из тех, кто совершал злодеяния в 41-м, уже умерли. Мало кто дожил до наших дней.
Когда началась Вторая мировая война, Румыния стала союзницей нацистской Германии, надеясь вернуть себе территории, занятые Советским Союзом. Румынских евреев стали подвергать гонениям и обвинять в симпатиях к коммунистам. В воскресенье, 29 июня 1941 года, еврейскому населению города Яссы приказали явиться в полицейский участок. Сотни евреев были собраны во дворе участка и расстреляны румынскими полицейскими. Остальных, в том числе Финкельштейна, затолкали в товарные вагоны и заперли. Поезд долго кружил по Румынии. Большинство из тех, кто находился в переполненных вагонах, умерло от духоты, голода или жажды. В других районах Румынии евреев расстреливали либо депортировали в лагеря и гетто в Транснистрии - такое название получила заново занятая румынами территория, некоторое время принадлежавшая СССР.
Согласно "Энциклопедии Холокоста", в 1933 году в Румынии проживало около 980 тысяч евреев. К 1950 году их осталось примерно 280 тысяч. Однако для большинства жителей страны эти исторические факты покрыты таким же мраком неизвестности, как и массовые захоронения в Яссах. Об этом свидетельствует опыт Кармен Бортис, школьной учительницы из города Резита на западе Румынии. В прошлом учебном году г-жа Бортис и ее ученики в сотрудничестве с местной радиостанцией проводили опрос прохожих. На вопрос: "Знаете ли вы слово "Холокост"?" почти никто из 25 опрошенных не ответил утвердительно.
Также дети спрашивали, слышали ли их собеседники о злодеяниях в отношении евреев во время Второй мировой войны и происходило ли такое в Румынии. Отвечая, многие говорили о Гитлере и газовых камерах. Меньшинство опрошенных утверждало, что в Румынии ничего подобного не было. Преобладал, однако, ответ: "Не знаю".
29-летний учитель с запада Румынии Адриан Букур отметил: "Многие из моих учеников испытывают шок, узнавая, что в товарные вагоны евреев загоняли румынские солдаты".
- При социализме никто и не упоминал о Холокосте, особенно в Румынии, - поясняет Мария Радослав. Г-жа Радослав преподает иврит и иудаику в университете Бабес-Боляй в городе Клуж-Напока. Также она уже четыре года организует семинары для учителей по проблемам изучения Холокоста в школе. - Да, с территории Румынии не было массовых депортаций в Освенцим. Но это не значит, что у нас не было Холокоста. Были погромы, была Транснистрия, были "поезда смерти".
По словам г-жи Радослав, с 2001 года в работе семинара приняли участие около 100 педагогов изо всех 42 уездов Румынии. Некоторые создают веб-страницы. Многие ведут учеников на субботние службы в синагоги и приглашают людей, прошедших через Холокост, выступить в школе. Есть и те, кто сочиняет пьесы или переводит книги, связанные с этой темой.
Впрочем, некоторые учителя отмечают, что их начинания иногда не находят поддержки у коллег. Учительница из Сибиу Александра Копала рассказала, что до того, как она организовала дискуссии после уроков, ее ученики ничего не знали о Холокосте. Однако сослуживцы упорно спрашивали ее: "Вы, что, еврейка? Зачем вы это делаете? Почему для вас это так важно?".
Старшее поколение педагогов не всегда согласно ворошить прошлое. Но молодые учителя (а большинству участников семинара от 26 до 30 лет) считают, что это одно из необходимых условий духовного возрождения Румынии.
- Я хочу воспитать, вырастить поколение нормальных людей, - взволнованно произнес Александру Давид, учитель из Брайлы. - Я хочу показать им, что есть другой путь.
«Forward»
|