На живописном холме всего в нескольких милях от старинного Веймара, в окружении дряхлеющего великолепия, возвышается замок Эттерсбург. В свое время здесь бывали Бах, Гете и Шиллер. Но здесь же, прямо возле подножия холма, находится и другое «знаменитое» место — концлагерь Бухенвальд.
Недавно в замке Эттерсбург выступал еврейский дуэт клезмеров. До поздней ночи не умолкали аккордеон и скрипка, рождавшие и печальные идишские мелодии, и инструментальные композиции на темы еврейской свадьбы и даже рецептов еврейской кухни... Благодарная публика несколько раз вызывала артистов на бис. И не хватало, пожалуй, только одного: среди слушателей практически не было евреев...
В последнее время интерес к музыкальному фольклору восточноевропейских евреев значительно возрос: в Германии насчитывается уже более сотни клезмерских ансамблей. Прошедшим летом в Берлине насладиться этой музыкой можно было практически ежевечерне. Увеличилось число продаж кассет и компакт-дисков с музыкой клезмеров и, конечно же, не счесть посвященных этой теме различных фестивалей и семинаров. Директор одной из звукозаписывающих студий назвал Германию самым большим в мире рынком сбыта клезмерской музыки, опережающим даже США, где в 1980–1990-х годах этот жанр пользовался особой популярностью.
За некоторым исключением, клезмерское творчество на территории страны является полем деятельности неевреев. Такой расцвет еврейской культуры без участия самих евреев вызывает в мире разную реакцию — от подлинного восторга и осторожного одобрения до цинизма и откровенных упреков.
Возможно, такое положение вещей обусловлено появлением в современном музыкальном мире «жанрового туризма». В конце концов, музыка сама по себе наделена сиюминутным призывом, наполненным танцевальными, радостными ритмами, и потому очень тепло воспринимается многими немцами, интересующимися еврейским наследием и стремящимися к примирению, признанию ошибок прошлого и восстановлению прежних отношений с евреями.
С другой стороны, скептики подвергают сомнению тот факт, что немцы действительно раскаиваются в содеянном их предками и искренне желают поближе познакомиться с практически исчезнувшей культурой восточноевропейского еврейства. Более того, есть и такие, кто пытается назвать это явление своеобразными «культурными репарациями», вызванными чувством вины перед евреями.
Как бы то ни было, клезмерская культура процветает. Одним из наиболее значительных явлений в еврейской культурной жизни был назван недавно фестиваль клезмерской музыки «Klezmer Wochen Weimar», проходивший уже в четвертый раз и длившийся целый месяц. Более 160 участников, большинство в возрасте от 20 до 30 лет (кстати, граждане Германии), приехали на фестиваль с вполне определенной целью — изучить особенности еврейской музыки, еврейский язык, инструментальную музыку и традиционные еврейские танцы.
Массовый интерес к клезмерской музыке возник лет двадцать назад, когда в Германию впервые начали приезжать клезмерские ансамбли, собиравшие множество зрителей и слушателей. По словам немецкого музыканта Хейко Леманна, клезмерская музыка стала «одной из первых вещей, не затрагивающих у немцев послевоенного чувства вины по отношению к евреям». Музыкантов, выступавших с первыми концертами клезмерской музыки, после концертов публика буквально носила на руках.
Jewish.ru
|