«Еврейский Обозреватель»
ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА
21/88
Ноябрь 2004
5765 Хешван

КАРАТЕЛЬ «В САХАРЕ»

ВЛАДИСЛАВ ФЕДОТОВ

На главную страницу Распечатать

Недавно усилиями ультраправого объединения Nacionala speka savieniba ("Союз национальных сил") в Латвии появились почтовые конверты с изображением нацистского преступника Герберта Цукурса

СОВСЕМ НЕ САХАРНЫЙ

История с Цукурсом (в переводе на русский эта фамилия означает "сахар") началась в конце сентября. Надо заметить, что государственное АО Latvijas Pasts ("Латвийская почта") не имеет к конвертам никакого отношения. "Союз национальных сил" (СНС) по собственной инициативе выпустил партию подобной продукции для внутреннего, так сказать, пользования.

Кто же такой этот Цукурс, изображенный на конверте в окружении семьи? Личность, сразу скажем, неоднозначная, оставившая о себе двоякую память. В 1933 г. на своем самолете Ц-3 Герберт Цукурс долетел до Гамбии и стал в Латвии кем-то вроде Валерия Чкалова в СССР.

А с приходом в Латвию немцев Цукурс оказался на их стороне. Логика в этом поступке летчика была, считает латвийский историк Андриевс Эзергайлис: офицер, популярная личность, был вхож в правительственные круги, кокетничал с евреями (!?), да и в конфликтах с коммунистами за год их пребывания у власти в Латвии особо замечен не был. Что сделают немцы с человеком, имеющим такой послужной список? Вряд ли погладят по головке. Вот, мол, Цукурс и пошел на сотрудничество...

4 июля 1941 г. нацисты призвали добровольцев записываться в отделение безопасности для борьбы с "враждебными элементами": коммунистами, евреями, цыганами. Во главе этой структуры поставили лейтенанта довоенной полиции Виктора Арайса. Цукурс же (к слову, капитан по званию) стал личным шофером "рижского палача" Арайса и его адъютантом. Сам Арайс за свое "усердие" в 1943 г. был награжден нацистами Крестом за боевые заслуги.

Сохранились и свидетельства страшных деяний Цукурса в то время. Это и описания издевательств над арестованными, и участие 23 августа 1941 г. в создании гетто, а также 30 ноября того же года - в массовом расстреле евреев в Румбуле.

С наступлением советских войск Цукурсу пришлось бежать на Запад, по дороге он был арестован британцами, но через какое-то время отпущен, и в итоге осел в Бразилии. Там и жил себе спокойно с семьей, неподалеку от Сан-Паулу, открыв частную лётную школу и экскурсионное бюро. Для Цукурса не составило труда оформить документы, согласно которым он и даже его отец стали "коренными бразильцами", а не уроженцами курземского городка Лиепая (во времена российской империи - Либава).

Однако агентам "Моссада" всё это не помешало вычислить латвийского наци. Поначалу его хотели переправить, как гитлеровского "специалиста по евреям" Адольфа Эйхмана, на Землю Обетованную для суда. Но операция сорвалась, и "Моссад" уничтожил его 23 февраля 1965 года. Спустя две недели уругвайской полицией был обнаружен труп, на груди которого была оставлена табличка: "За убийство 30 тысяч евреев".

Вот такой "герой" и появился недавно на почтовых конвертах в Латвии.

РЕАКЦИЯ С ФАЛЬСТАРТОМ

Первая реакция соответствующих структур была прогнозируемой. Глава МВД Латвии Эрик Екабсонс заявил, что не понимает, о каком таком Цукурсе идет речь. Полиция безопасности отделалась ответом: "Обстоятельства выясняются", но под давлением СМИ все же началось некоторое шевеление. Полиция начала проверку СНС, и сейчас (о чудо!) даже говорят - проводит превентивные мероприятия по прекращению подобной деятельности этой организации. А эпатажный Артис Пабрикс, глава латвийского МИДа, осудил создание такой "почтовой" символики.

В отношении к происшедшему не заставил себя ждать и Израиль: "Любая попытка реабилитировать Герберта Цукурса свидетельствует об очевидном отрицании Холокоста и оскорбляет память погибших - почти 80 тысяч латвийских евреев", говорится в заявлении посольства. Глава "Центра Визенталя" Эфраим Зурофф призвал латвийские власти принять меры, чтобы остановить распространение подобной продукции, указав на активное участие Цукурса в пытках и издевательствах над еврейским населением во время трагических событий в Румбуле.

"...В государстве, где с момента восстановления независимости не был осужден ни один нацистский преступник, а президент говорит об ужасах тех лет, но не упоминает о причастности к этим ужасам латышей, такой инцидент выглядит не столь уж удивительным", - резюмировал г-н Зурофф.

Трагикомично стало выглядеть в этой связи недавнее вручение президенту Латвии Вайре Вике-Фрейберге международной награды "За культурный плюрализм". Удостоилась такой почести глава государства за вклад в сохранение памяти о Холокосте (!?).

РУКИ ПРОЧЬ ОТ «ГЕРОЯ»!

Руководители самого СНС не считают себя причастными к чему-то из ряда вон выходящему. Глава этой организации Айгар Прусис, говоря о личности Цукурса, заявил: "Он же герой отечественной авиации! Вот мы и считаем своей прямой обязанностью - прославлять тех людей, которые сделали что-то хорошее для нашей страны".

Слова о причастности Цукурса к военным преступлениям, которые не имеют срока давности, г-н Прусис парировал: "Ну он же изображен на конверте в униформе, и мы не упоминаем, что он сделал во время Второй мировой войны".

Дальше - больше. Другой лидер СНС Гунтар Ландманис направил в Генпрокуратуру Латвийской республики... сообщение об обстоятельствах смерти подданного Латвии Герберта Цукурса. Мол, в уругвайском городе Монтевидео в 1965 г. произошло садистское и маниакальное убийство подданного Латвии. Требуем расследовать!

Генпрокуратура, впрочем, быстро разъяснила: никаких действий по этому делу проводиться не будет, так как следствие уже состоялось - за рубежом. А деяния самого Цукурса, согласно результатам неоднократных проверок (в 1996 и 2002 гг.), в соответствии с законодательством Латвии и международными актами квалифицируются как геноцид.

БЕЗНАКАЗАННОСТЬ В ЗАКОНЕ

Глядя на периодически повторяющиеся казусы с трактовкой истории в Латвии, удивляться этому случаю не приходится. Вряд ли дойдет до уголовного дела в отношении СНС - по той простой причине, что история 40-х гг. уже давно разделила латвийское общество. И у каждой половины - своя правда.

Однако переписывать историю XX века из-за маленькой Латвии никто в мире не будет. И эта история гласит, что преступления нацистов против человечества, осужденные в 1946 году Нюрнбергским трибуналом, не имеют срока давности. А "геройства" нацистских пособников подпадают под эту же характеристику.

Тем не менее примеров пиетета перед людьми, оказавшимися на стороне фашистов в годы Второй Мировой войны, в нынешней Латвии, увы, предостаточно. Неужели в истории страны не осталось персон, действительно достойных увековечения в памяти потомков - и пришлось под национального героя замаскировать карателя?

«Росбалт»
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@  jewukr .org
© 2001-2004 Еврейская Конфедерация Украины - www. jewukr .org