В 1728 году мореплаватель Витус Беринг возглавил российскую экспедицию, которая пересекла Берингово море и добралась до Аляски. В дальнейшем Россия постепенно завладела этой территорией, находящейся на самом севере Америки. Главным богатством Аляски была пушнина, и Беринга сопровождали еврейские охотники за пушным зверем. Помимо них, в истории времен «золотой лихорадки» можно встретить еще немало еврейских имен.
Золотоискатели плыли 3000 километров по реке Юкон на судах, принадлежавших пароходству Льюиса Герстля. Провиант они покупали на складах Дж. Б .Готтштейна. Первым мэром Анкориджа был Дэвид Леопольд, а через несколько лет эту должность унаследовал другой еврей, Захария Луссак. Бывший правитель области Эрнст Грюнинг был избран одним из двух сенаторов Аляски, когда в 1959 году она стала штатом. Даже некоторые горы на Аляске (Рипински, Ньюбергер, Аппельбаум) названы в честь пионеров-евреев. Многие из первопроходцев-евреев позже стали членами Российско-американской компании. Одним из управляющих компании (с 1850 по 1853 гг.) был Николай Розенберг.
В 1867 году Россия продала Аляску Америке за 7,2 миллиона долларов (меньше, чем по 2 цента за акр). Эту покупку активно поддерживали еврейские купцы из Сан-Франциско, ранее установившие торговые отношения с русской Аляской. Тогда многие американцы сочли сделку дорогостоящей глупостью: никто еще не знал, как необычайно богата Аляска полезными ископаемыми — золотом, серебром, медью, цинком, углем и нефтью.
В 1885 году в Джуно поселились первые евреи. Это были члены семьи Голдштейн, организовавшие пушную факторию и скупавшие меха соболя, бобра, куницы и норки. Сюда приезжали торговцы и купцы, отправившиеся в дальний путь на поиски счастья и новой жизни для себя и своих детей.
Первым мэром Джуно был еврей.
Театральная сеть Аляски также основана евреем, а в 1914 году еврейским купцом было построено здание Голдштейна на Сьюард-стрит, где временно размещалась администрация области.
Около 200 евреев-золотоискателей, приехавших на Юкон, поселились в Доусоне. Город этот стал в 1898 году местом первых еврейских богослужений на Аляске. На эти службы собиралось для молитвы около 40 человек.
Осенью того же года 36 человек встретились в лавке Чарлза Розенера, чтобы провести первые вечерние богослужения на Рош а-Шана. Когда об этом узнали другие евреи, пришлось арендовать у общества «Пионеры Юкона» зал большего размера, где могли бы поместиться все желающие. Так образовалась еврейская религиозная община Доусона.
В начале 1900-х на Аляску хлынули золотоискатели с выработанных золотых приисков в Клондайке, надеясь, что стоит заложить всего один шурф, и это вознаградит за годы непосильного труда. Они были столь бедны, что не имели ни запасов провизии, ни денег, необходимых для разработки прииска. Все новые и новые толпы преисполненных надежд людей устремлялись в Доусон, Ном, Анкоридж и Фэрбэнкс. Евреев среди них было особенно много — привлекали перспективы развития бизнеса. Эти закаленные невзгодами опытные пионеры, вместо того чтобы отправиться на Юг, предпочли перебраться еще дальше на Север.
В новых городах на Аляске строились церкви и синагоги, прокладывались улицы, подрастало новое поколение. Первый юконский раввин Роберт Блум приехал в Доусон в 1897 году и помог заложить там синагогу. Он был привилегированным членом общества «Пионеры Аляски» и участвовал в организации базы военно-воздушных сил на Аляске.
Когда в 1930-х годах началась повальная эмиграция евреев из Германии и Австрии, группа официальных лиц в Вашингтоне, включая Гарольда Икеса, министра внутренних дел при президенте Франклине Рузвельте, попыталась найти способ обойти строгие американские законы об иммиграции, чтобы сколько-нибудь беженцев смогли поселиться на малонаселенной Аляске.
Впервые об этом заговорил Чарльз Бакли — через несколько дней после Хрустальной ночи, весть о которой потрясла мир. Но данное предложение встретило сильное сопротивление как со стороны евреев, так и неевреев. Американцам не понравилось, что иностранцы во время Великой депрессии будут конкурировать с ними за рабочие места.
В 1939 году, когда Америка обсуждала эту проблему, лидер еврейской общины города Нейштадта в центральной Германии обратился в Вашингтон с настоятельной просьбой разрешить иммиграцию на Аляску. Через день после того как соответствующие документы прибыли в министерство внутренних дел, Германия вторглась в Польшу и началась Вторая мировая война. В марте 1940 года Рузвельт ответил на просьбу, указывая, что вопрос иммиграции на Аляску все еще находится в стадии обсуждения. Билль об Аляске встретил сильное противодействие со стороны антииммигрантского лобби и местной законодательной власти, и евреи Нейштадта стали жертвами провозглашенного нацистами «окончательного решения еврейского вопроса».
Приблизительно до середины 70-х годов прошлого века на огромной территории Аляски проживало менее 200 евреев. Постепенно численность евреев выросла до 6000 (около 1% всех жителей Аляски). 80% еврейского населения Аляски сосредоточено в трех наиболее крупных городах — Анкоридже, Фэрбэнксе и Джуно.
В последние годы на Аляску перебирается все больше молодых семей и одиноких евреев. Многие делают это в поисках приключений после окончания колледжа или школы. Большинство, прожив немного в этом штате, убеждаются, что это место, где можно прокормить семью, где хорошо жить и работать. Какова бы ни была численность евреев и где бы они ни жили, у них всегда присутствует желание поддерживать духовные, этические и общинные ценности, еврейские традиции. В отдаленных районах приходится затрачивать значительно больше усилий, чтобы обеспечить детям еврейское образование, но искреннее желание родителей делает возможным и это.
Евреи Аляски говорят, что им не нужно жить среди других евреев, чтобы чувствовать себя в безопасности. Они обеспечены всем необходимым, включая синагоги и кошерное питание. Возможно, их желание селиться в столь отдаленных районах — это демонстрация способности адаптироваться практически к любой ситуации. Евреи чувствуют себя на Севере не хуже, чем на Юге, Западе и Востоке...
«Форвертс», США
|