«Еврейский Обозреватель»
ИЗРАИЛЬ
21/88
Ноябрь 2004
5765 Хешван

ИЗРАИЛЬ: ОТ СТЕНЫ ПЛАЧА   К  СТЕНЕ БЕЗОПАСНОСТИ

ИЛИ В ПОИСКАХ МИРА ПОСЛЕ 56-ЛЕТНЕЙ ВООРУЖЕННОЙ ОБОРОНЫ

СЕРГЕЙ КИСЕЛЕВ

На главную страницу Распечатать

Начало в № 19(86), 20(87)

Конец XX века и начало века XXI необъяснимым образом вдруг изменили представление в мире о том, кто на Ближнем Востоке является жертвой террора, а кто — борцом-великомучеником. Убийства мирных израильтян, гибнущих в результате терактов палестинских камикадзе, стали как бы «по умолчанию» оцениваться приблизительно следующим образом: дескать, конечно, людей жалко, но доведенные до отчаяния палестинцы имеют право...

ГААГСКИЙ СУД

Соображения израильтян по поводу сооружения стены безопасности понятны: она предохранит граждан страны от проникновения террористов-смертников. Что же касается позиции палестинцев, то они — категорически против сооружения железобетонных конструкций и фортификационных объектов.

Свое недовольство палестинская сторона аргументирует тем, что если большая часть израильских защитных сооружений в основном пролегает параллельно официальной границе между территориями Израиля и Палестинской автономии, то на отдельных участках заградительная конструкция якобы глубоко врезается в палестинские районы.

Тем временем международные эксперты-правоведы утверждают следующее. На своей собственной территории израильтяне вправе строить хоть стену, хоть дамбу, хоть водные преграды обустраивать, хоть рвы копать — типа того, который военнослужащие Армии обороны Израиля, патрулирующие границу с Египтом в районе Рафаха, намерены прорыть в качестве меры дополнительной защиты. Преграда шириною в 80 метров отрежет Рафах от границы с Египтом, откуда по прорытым подземным туннелям в Палестинскую автономию нелегально поставляются оружие и взрывчатка.

Что же касается защитной стены, которая иногда действительно углубляется на палестинскую территорию, то поскольку, как подчеркивают международные эксперты, официально делимитация израильско-палестинской границы проведена не была, следовательно, с точки зрения международного права, претензии палестинцев являются сомнительными. Более того. Нормы международного права прямо указывают, что во время войны разрешается отчуждение земли за пределами национальной территории, если это необходимо для обеспечения безопасности военных или гражданского населения. Кстати, когда израильтяне аннексируют часть палестинской земли для строительства линии безопасности, они выплачивают ее владельцам внушительную компенсацию.

Поэтому наблюдатели не сомневались, что Международный суд справедливости в Гааге, куда Генеральная Ассамблея ООН направила 8 декабря 2003 года запрос о правомочности сооружения израильтянами стены безопасности, примет решение в пользу Израиля. Ибо изначально для правоведов было очевидным, что ООНовский запрос являлся более политико-демонстративным демаршем, нежели имел юридический характер.

Кстати, против проведения международных судебных слушаний по проблеме израильской стены безопасности выступили многие государства, включая США, Россию, страны Евросоюза, Великобританию и Канаду. Их правительства расценили ситуацию с возведением заградительных сооружений как спорный вопрос, подлежащий урегулированию исключительно в рамках двусторонних переговоров между Израилем и палестинской администрацией.

ООНОВСКАЯ ФЕМИДА

Напомню: Международный суд справедливости в Гааге был учрежден в 1946 году. Он выполняет две функции: урегулирование конфликтов между двумя странами, готовыми признать полномочия этой судебной инстанции, и вынесение юридического заключения по запросам ООН или других международных организаций. Постановления суда носят исключительно рекомендательный, а не обязательный характер. ООН назначает сюда 15 судей сроком на 9 лет. В настоящее время в суде заседают судьи из Египта, Иордании, Франции, Китая, Японии, Мадагаскара, Словакии, Германии, Сьерра-Леоне, России, Великобритании, Венесуэлы, Голландии, Бразилии и США. Секретарь суда — бельгиец, а его заместитель — француз.

На большую занятость Международный суд справедливости в Гааге пожаловаться не может. С момента его создания он вынес всего 77 постановлений по поводу конфликтов в различных странах. И еще — 24 рекомендации. В настоящее время суд рассматривает 22 дела, связанные, в основном, с войнами в Африке и в Югославии. Некоторые касаются территориальных конфликтов в Латинской Америке — например, спор по поводу территориальных вод между Никарагуа и Колумбией или апелляция Мексики, пытающейся отменить приведение в исполнение смертного приговора, который вынесен 54 гражданам этой страны на территории США. В этот же суд намерена обратиться и Румыния, если она не найдет решения проблемы разделения с Украиной шельфа в Черном море в районе острова Змеиный.

23 февраля с. г. в Международном суде справедливости в Гааге началось рассмотрение дела о легитимности возведения разделительной стены. В этот же день сенатор Хиллари Клинтон собрала напротив здания ООН пресс-конференцию, на которой сообщила о намерении передать Генеральному секретарю ООН Кофи Аннану письмо с резким осуждением решения о направлении в Международный суд в Гааге вопроса о легитимности строительства разделительного забора в Израиле. Поскольку, по словам бывшей первой леди США, строительство этого заградительного сооружения связано с безопасностью Израиля, и речь идет о легитимном ответе независимого государства, которое должно защищать своих граждан.

Правительство Израиля с самого начала заявило, что будет бойкотировать предстоящие слушанья, поскольку не признает легитимности полномочий гаагского суда в рассмотрении вопроса о правомерности строительства защитной стены. Кстати, у Израиля имеется некоторый опыт общения с этим судом. В 1957 году Израиль обратился сюда с иском  к  Болгарии, которая в 1955-м сбила в своем воздушном пространстве самолет израильской авиакомпании «Эль-Аль». Но дело закрыли, так как просоветская Болгария (точно так же, как ныне Израиль) отказалась тогда признать полномочия международного суда.

Тем не менее международный суд на этот раз не стал исходить из принципов прецедентного права. И приступил  к  рассмотрению дела, несмотря на все протесты Израиля. Слушания продолжались до 9 июля. В них приняли участие официальные представители не являющихся симпатиками Израиля правительств Палестинской автономии, ЮАР, Алжира, Саудовской Аравии, Бангладеш, Белиза, Кубы, Индонезии, Иордании, Мадагаскара, Малайзии, Сенегала, Судана и Турции, а также двух международных организаций — Лиги арабских государств и Организации исламской конференции.

9 июля с. г. Гаагский суд вынес такой вердикт: строительство стены безопасности и сопутствующий ему режим являются нарушением международного права. Израиль обязан прекратить строительство и демонтировать уже возведенное. Израиль должен компенсировать потери владельцам земли, на которой ведется строительство; все страны обязаны не признавать сложившуюся ситуацию и добиться от Израиля соблюдения международного права. ООН необходимо рассмотреть возможность принятия дальнейших мер.

Зачитывая это решение, председатель Международного суда справедливости в Гааге китайский судья Ши Цзююн заявил: суд не уверен в том, что возведение стены — это единственное средство для достижения Израилем поставленной цели: обеспечения защиты своего народа от нападений боевиков-смертников. Строительство заграждений, по словам судьи, «равносильно фактической аннексии». Из 15 членов суда только представитель США Томас Бюргенталь не согласился с такой формулировкой.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ

Израильтяне говорят: если ООН и суждено распасться, то причиной станет откровенная пропалестинская позиция данной международной организации. При этом жители страны напоминают, что за последние несколько десятилетий ООН ни разу не приняла произраильской резолюции, шла ли речь об исламском терроризме, европейском антисемитизме или же об уничтожении армейскими спецподразделениями лидеров палестинских террористических организаций.

В качестве примера израильские эксперты не раз вспоминали ситуацию, когда после уничтожения Израилем в марте этого года основателя и духовного лидера палестинской террористической организации «ХАМАС» шейха Ахмеда Ясина, а месяц спустя — его преемника Абделя Азиз ар-Рантиси ООН предприняла попытку осудить именно Израиль. А не лидеров террористов, на чьей совести сотни мирных граждан, погибших от бомб посланных ими палестинцев-камикадзе.

Израильские политики обвиняют ООН в том, что эта организация делает вид, будто не знает: терроризм стал выгодным в Палестинской автономии ремеслом. До американской операции в Ираке «Шок и трепет» семья погибшего террориста-смертника получала от Саддама Хусейна 20 тысяч долларов (сейчас вознаграждение несколько меньшее и поступает, говорят, из других источников) — деньги, с которыми в полунищенской автономии можно чувствовать себя богачом многие годы. Портреты всех террористов-камикадзе, погибших в течение второй интифады, висят на стенах домов в палестинском городе Дженин. В автономии проводится футбольный турнир имени Бассета — террориста, взорвавшего вместе с собой на еврейскую пасху (Песах) 31-го израильтянина. А девочки отдыхают в летнем лагере имени Вафы Идрус — молодой женщины-смертницы, убившей одного и покалечившей 150 израильтян.

Аналогичная ситуация, по мнению израильских юристов, сложилась и с рассмотрением проблемы строительства Израилем стены безопасности в главном судебном органе ООН — Международном суде справедливости в Гааге. В решении суда ничего не было сказано о том, что Израиль строит не «межу», отделяющую его территорию от палестинской. Что речь идет не о территориальных претензиях. Что если бы не палестинский террор, то израильтянам не потребовалось бы сооружать защитные сооружения. И что как только защитную стену начали строить, количество терактов палестинцев-смертников на территории Израиля, как мне сказали, уменьшилось едва ли не на 90 процентов! Одна лишь эта цифра оправдывает километры колючей проволоки, размотанные израильтянами вдоль границы с Палестинской автономией.

Тем не менее, об этом в Гаагском суде справедливости, по утверждению израильтян, речь не шла. Более того, Международный суд в Гааге отклонил и требование израильтян — жертв палестинского террора и родственников погибших — допустить их  к  слушаниям по вопросу о строительстве защитного забора. Это решение ООНовская Фемида объяснила тем, что... семьи израильских жертв террора никого официально не представляют.

Продолжение следует
«Киевские ведомости»
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2004 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org