«Еврейский Обозреватель»
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
22/89
Ноябрь 2004
5765 Кислев

ПАЛЕСТИНЦЫ   И  ПАЛЕСТИНСКАЯ АВТОНОМИЯ БЕЗ АРАФАТА: КАК ЭТО БУДЕТ?

На главную страницу Распечатать

Лев МЕЛАМИД, главный редактор "Вестника ЕАР"

- Израиль уже давно потерял симпатии практически всех европейских стран. Для Израиля не секрет, на чьей стороне окажутся эти страны в критический для него момент. Поэтому именно сейчас особенно важно отдавать себе отчет в том, что  и  кто придет на смену Арафату.

Все возможные наследники Арафата - бывшие активисты тех или иных палестинских террористических организаций  и  близкие сподвижники покойного раиса. Это нынешний премьер-министр ПА Ахмед Куреи (Абу Ала)  и  генеральный секретарь ООП Махмуд Аббас (Абу Мазен).

Видимо, после смерти Арафата Абу Ала  и  Абу Мазен будут для Израиля наиболее "удобными" палестинскими лидерами, но вряд ли следует ожидать драматических "подвижек" в израильско-палестинских отношениях. Основное различие между ними  и  Арафатом - в тактике  и  оценке политической ситуации. Арафат верил, что выигрывает с Израилем войну на истощение. А Абу Мазен, к примеру, оценивает ситуацию противоположным образом. Он считает, что интифада была ошибкой - не по принципиальным (таким, как неприятие террора) соображениям, а по сугубо практическим. По его мнению, интифада только ухудшила представление о палестинцах в международном сообществе, а признаки усталости  и  надлома присутствуют не столько в израильском, сколько в палестинском обществе.

Скорее всего, политика Абу Алы  и  Абу Мазена будет по-прежнему прагматичной, что выразится в показном "миролюбии"  и  переговорах с израильскими представителями. Террор же будет проводиться более опосредствованно, через "Хамас"  и  "Исламский джихад".

Другие реальные преемники Арафата - два бывших руководителя палестинских сил безопасности Мохаммед Дахлан (сектор Газа)  и  Джибриль Раджуб (Иудея  и  Самария).

Но кто бы ни стал новым "раисом", легкой жизни ему не видать.

Специалисты предсказывают несколько возможных сценариев развития ситуации в ПА.

1. Застой - продолжение текущей политики, когда никто не сможет взять на себя серьезную дипломатическую или политическую инициативу.

2. Анархия - отсутствие централизованного руководства, когда спецслужбы, радикальные оппозиционные группы, независимые милиции, принадлежащие ФАТХу,  и  другие силы будут действовать, исходя из противоположных интересов. В некотором смысле эта ситуация немногим будет отличаться от той, что наблюдается сейчас в Газе  и  на Западном берегу Иордана.

3. Гражданская война - серьезная борьба за власть между возможными лидерами  и  фракциями. Палестинцы очень боятся такого развития событий  и  постараются приложить все силы, чтобы избежать этого.

Ясно одно: эра Арафата, который "вертел" общественным мнением, как ему заблагорассудится, закончилась. Сейчас мир хочет видеть в новом палестинском руководстве людей прагматичных, способных к трезвой оценке ситуации  и  искренне заинтересованных в мире с Израилем.

Акрам ХУЗАМ, шеф московского бюро телеканала "Аль-Джазира"

- В переходный период, который будет продолжаться 40 дней, я не жду никаких перемен. А дальше все зависит от того, кто станет президентом. Скорее всего, это будет Махмуд Аббас,  и  кажется, что в этом случае можно будет говорить о том, что возможны новые страницы в переговорах с Израилем. Но многое зависит от того, что собирается в этих условиях делать Ариэль Шарон. Если он будет повторять свои лозунги о необходимости уничтожения террористов, тогда ни у Абу Мазена, ни у любого другого президента ничего не выйдет относительно сдвига в переговорном процессе.

Муса АЙМАН, руководитель информационного бюро Посольства Египта в РФ

- Нет сомнений, что палестинцы постараются поддерживать традиции, которые установил Ясир Арафат, направленные на осуществление мира  и  создание независимого палестинского государства на своей территории, признанного ООН, соблюдая при этом, конечно, все резолюции Совета Безопасности. Никто из палестинцев не хочет, чтобы их дети росли в условиях насилия  и  разрушения. Египет изо всех сил старается помочь всем сторонам, в том числе израильтянам  и  палестинцам,  и  мы говорим: мирный простой гражданин имеет право жить в мире - как палестинец, так  и  израильтянин. Мы не сомневаемся в мирных устремлениях палестинцев  и  готовы помочь обеим сторонам, если у них хватит смелости идти по мирному пути.

 И  конечно, никто не забывает об Арафате. Он остается в сердце каждого араба. Это человек, который не требовал для своего народа больше, чем имеет любой другой народ, - жить в мире на своей территории. Мир между Египтом  и  Израилем представляет идеальный пример сосуществования двух народов. Он может распространиться на весь арабский регион, особенно после того, как все арабские страны объявили во время саммита в Ливане, что они готовы установить отношения с Израилем, если Израиль даст все права палестинцам. Это справедливо,  и , сохраняя память об Арафате, мы призываем к миру не только для палестинцев, но  и  для израильтян.

Валерий ВОРОБЬЕВ, доктор юридических наук, профессор, проректор МГИМО

- Арафат был признанным харизматическим лидером палестинцев,  и  с его уходом открывается новая эра на Ближнем Востоке. Что касается каких-то кардинальных изменений, то в ближайшее время они вряд ли проявятся, потому что в настоящий момент структура власти в Палестине представляется очень размытой  и  институционально несбалансированной. Продолжает существовать Организация освобождения Палестины, которую возглавлял Ясир Арафат. Он же возглавлял палестинскую национальную администрацию, поскольку, как известно, словосочетание "палестинская автономия" - это продукт политологов  и  журналистов, так как в документах, подписанных в Осло, слово "автономия" не встречается.

В результате, поскольку Ясир Арафат сконцентрировал две основные руководящие должности в палестинском движении - руководство ООП  и  руководство палестинской администрацией, то после его ухода образовался вакуум,  и  нет личности, равной ему, которая могла бы его заменить. Судя по всему, мы будем иметь "коллективное" руководство "палестинского народа", потому что на эти  и  другие руководящие посты будут назначены представители различных палестинских организаций  и  блоков. Поэтому с уходом Арафата трудно ожидать каких-то кардинальных изменений в разрешении палестино-израильского конфликта, надежды на которые бытуют в Соединенных Штатах  и  даже в Израиле.

Естественно, уход Арафата обострит борьбу внутри палестинского сопротивления. С одной стороны, наверняка, активизируются силы, которые постараются по-новому подойти к разрешению арабо-израильского конфликта, а с другой стороны, возрастет деятельность радикально-экстремистских сил, которые постараются навязать свое видение развития событий на Ближнем Востоке,  и  трудно сказать - смерть Арафата облегчит этот процесс ближневосточного урегулирования или осложнит его.

Единственный позитивный момент, который очевиден, - это то, что теперь мировое сообщество, прежде всего Россия, США, Франция  и  Израиль, попытаются со своей стороны предпринять огромные усилия для того, чтобы на Ближнем Востоке существовало два государства - Израиль  и  Палестина. Тем более предпосылки для этого уже имеются во многих планах ближневосточного урегулирования, включая хорошо всем известную "Дорожную карту". В результате после создания палестинского государства это, наверное, приведет к установлению долгожданного мира на Ближнем Востоке.

«Еврейские новости»
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2004 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org