Сейчас много пишут о событиях, происходящих на Кавказе, в частности, в Чечне и Дагестане. При этом очень редко вспоминают первую чеченскую войну, которая длилась без малого 49 лет (1810–1859 гг.). Особенно эта война обострилась при третьем имаме Дагестана и Чечни Шамиле.
В те времена вокруг городов Кизляр, Хасавьюрт, Кизильюрт, Моздок, Махачкала, Гудермес и Дербент жили горские евреи. Они занимались ремеслом, торговлей, врачеванием, знали местный язык и обычаи народов Дагестана. Носили местную одежду, знали кухню, внешним видом походили на коренное население, но крепко держались за веру своих отцов, исповедуя иудаизм. Разумеется, во время войны евреи подвергались нападениям, грабежам, унижениям, но без помощи лекарей-евреев горцы обойтись не могли, как не могли обойтись без товаров и продовольствия.
Евреи обращались к царским военачальникам за защитой, но, как это часто бывало и бывает, просьбы евреев либо не слышали, либо не обращали на них внимания — выживайте, мол, сами!
В 1851 году командующим левого фланга Кавказской линии фронта был назначен князь А.Барятинский — потомок обрусевших польских евреев, чьи предки при Петре I сделали головокружительную карьеру. С первого дня пребывания в Дагестане Барятинский начал активно сотрудничать с горскими евреями. Он встречался с лидерами общин, раввинами, организовал агентурную и разведывательную деятельность среди горских евреев, ставя их на довольствие и приводя к присяге, не посягая при этом на их веру. И результаты не заставили себя ждать. Уже в конце 1851 года была создана агентурная сеть левого фланга. Джигиты из числа горских евреев проникали в самое сердце гор, определяли местоположение аулов, наблюдали за передвижениями отрядов войска неприятеля, успешно заменяя продажных и лживых дагестанских лазутчиков. Бесстрашие, хладнокровие и какое-то особенное умение внезапно застать неприятеля врасплох, хитрость и осторожность — вот главные черты джигитов из числа горских евреев.
В начале 1853 года пришло предписание иметь в конных полках по 60 человек евреев-горцев, в пеших — по 90 человек. Кроме того, призванные на службу евреи и члены их семей получали российское гражданство и значительное денежное довольствие. В начале 1855 года имам Шамиль стал нести существенные потери на левом фланге кавказского фронта.
Немного о Шамиле. То был умный, коварный и грамотный имам, проводивший собственную экономическую политику и даже имевший свой монетный двор, которым руководил... горский еврей Исмиханов! Однажды его обвинили в том, что он тайно передал евреям пресс-формы для чеканки монет. Шамиль приказал «хотя бы отрубить ему руку и выколоть глаза», но формы неожиданно были найдены у одного из сотников Шамиля. Когда сотника пытали, он изловчился и нанес удар кинжалом амилю. Раненый Шамиль с неимоверной силой стиснул его в своих объятиях и убил.
Лекарями у Шамиля были немец Сигизмунд Арнольд и горский еврей Султан Горичиев, мать которого была повитухой в женской половине дома Шамиля.
После смерти на теле Шамиля были обнаружены шрамы от 19 колотых и три огнестрельных ранения. Горичиев оставался с Шамилем до самой его смерти. Был вызван как свидетель его благочестия в муфтият и видел, что Шамиля похоронили неподалеку от могилы пророка Мухаммада.
На протяжении жизни Шамиля у него было восемь жен. Самым продолжительным был брак с Анной Улухановой — дочерью горского еврея, купца из Моздока. Шамиль взял ее пленницей и поселил в своем доме. Отец и родственники Анны неоднократно пытались выкупить ее, но Шамиль оставался неумолим. Красавица Анна покорилась имаму Чечни и стала самой любимой его женой. После пленения Шамиля брат Анны пытался вернуть сестру в отчий дом, но она отказалась возвращаться. Когда Шамиль умер, его вдова перебралась в Турцию, где доживала свой век, получая пенсию от турецкого султана. От Анны Улухановой у Шамиля было два сына и пять дочерей...
В 1856 году Барятинский был назначен наместником на Кавказе. На протяжении всей линии фронта были прекращены бои, и развернулась разведывательная деятельность. В начале 1857 года были нанесены сокрушительные удары по базам Шамиля. И к 1859 году Чечня была освобождена от деспотического правителя. Его отряды отступили в Дагестан. 18 августа 1859 года в одном из аулов остатки войска имама были окружены. После кровопролитных боев 21 августа в ставку российского командования отправился посол Исмиханов и договорился о том, что Шамиль будет приглашен в ставку главнокомандующего и сам сложит оружие. 26 августа 1859 года под селением Ведено Шамиль предстал перед князем Барятинским. До первой встречи Шамиля с императором Александром II Исмиханов состоял при нём переводчиком. Он же свидетельствует, что царь обнял и поцеловал имама. Одарив Шамиля деньгами, шубой из черного медведя и сделав подарки женам, дочерям и невесткам имама, государь отправил Шамиля на поселение в Калугу.
Кавказская война завершилась. Русские войска потеряли за 49 лет около 100 тысяч человек. Высочайшим указом все горские евреи за доблесть и храбрость были освобождены от уплаты податей на 20 лет и получили право свободного передвижения по Российской империи.
С началом нынешней войны из Чечни уехали и были вывезены в землю предков все горские евреи. Из Дагестана уехала их большая часть, осталось не больше 150 семей.
«Кипарис»
|