«Еврейский Обозреватель»
ПУБЛИЦИСТИКА
24/91
Декабрь 2004
5765 Тевет

УКРАИНСКОЕ МАСОНСТВО: ЕВРЕЙ ПОЧТИ НЕ ВИДЕН

АЛЕКСАНДР НАЙМАН

На главную страницу Распечатать

Общей чертой национал-шовинистов в Украине является пренебрежение работами украинских исследователей. Это касается и публикаций о масонстве, которое уже более 100 лет антисемиты связывают с евреями, пытаясь запугать христиан еврейской опасностью.

Так, директор Книжной палаты Украины Н.Сенченко пишет: «Триединство — масонство, еврейство, сионизм, — которое создало капитализм, сбросило на мир как альтернативу капитализму большевизм. Евреи, масоны и сионисты еще и сегодня, возвеличивая то капитализм, то коммунизм, жонглируют двумя противоположными мировоззрениями, а тем временем прокручивают свои дела» («Латентные структуры мировой политики: очерки конспирологии»).

Те, кто пытаются запугивать мир «жидомасонством», умалчивают, что масонские организации, как правило, объединяли многих прогрессивных деятелей в разных странах. Масонами были 50 американцев из 57, подписавших Декларацию независимости в 1776 г. В одну из масонских лож Франции входили Дантон и Вольтер. К «вольным каменщикам» принадлежали Мадзини и Гарибальди, Моцарт и Бетховен, Гете и Бальзак, а также многие другие. В числе русских масонов нельзя не отметить А.Суворова, М.Кутузова, М.Сперанского, А.Грибоедова, А.Пушкина, П.Чаадаева, П.Пестеля, К.Ф.Рылеева, братьев Муравьевых-Апостолов и других декабристов. Масонами были основоположник анархизма М.Бакунин, многие члены Временного правительства.

Корни масонства уходят в Средние века, когда действовали ремесленные цеха, в частности, объединения строителей-каменщиков (mason — каменщик (англ.); francmason nerie — вольный каменщик (фр.). Первые масонские ложи появились в 1717 году, когда ложи Англии объединились в Великую Ложу (Великий Восток Англии).

Украинское масонство глубоко исследовано в работах Оксаны Крыжановской, защитившей по этой тематике кандидатскую диссертацию в Институте истории НАНУ.

В Украину масонство пришло через Польшу, Россию и страны Западной Европы. Первую из известных масонских лож в Украине основали польские шляхтичи в 1742 году в волынском селе Вишневка. До конца XVIII века ложи «вольных каменщиков» действовали в Житомире, Одессе, Харькове, Кременчуге, Полтаве, Немирове, Дубно, Львове, Самборе и других городах. Центром масонского движения в Украине последней четверти XVIII века стал Киев. Членами лож были врачи, архитекторы, ученые, купцы. Масонами были представители украинской шляхты — Капнисты, Кочубеи, Кулябки, Ломиковские, Лукашевичи, Мартосы, Полетики, Родзянки, Скоропадские, Сулимы, Тарновские, Томары, Туманские, Ханенки и др., в основном русские и поляки.

Масоны участвовали в развитии славянофедералистических идей и украинского национального движения. Это особенно проявилось в деятельности полтавской ложи «Любовь к истине», основанной в апреле 1818 года помещиком М.Новиковым — начальником канцелярии «малороссийского» генерал-губернатора М.Репнина. М.Новиков ранее состоял в петербургской ложе «Михаил». Наместным мастером ложи стал губернский предводитель дворянства С.Кочубей, членами ложи — бывший губернский судья В.Тарновский (в его поместье проходили заседания ложи), хорольский уездный предводитель дворянства С.Алексеев, его екатеринославский коллега Д.Алексеев, полтавский прокурор Горбовский и другие. Оратором (витием) ложи был автор «Энеиды» Иван Котляревский.

Ложа организационно была связана с петербургской великой ложей «Астрея» и поддерживала связи с декабристами. Одним из членов ложи «Любовь к истине» (всего в составе ложи был 21 чел.) состоял помещик В.Лукашевич, который входил и в киевскую ложу «Соединенные славяне». Интерес к масонству Следственной комиссии по делам декабристов он объяснял привлекательностью масонской этики (братские связи, взаимные обязательства), стремлением духовно подняться над человеческой массой, тягой к мистике.

Полтавскую ложу закрыли «высочайшим» указом от 12 марта 1819 года. Через три года правительство, обеспокоенное влиянием масонства на дворянское сословие, запретило организации «вольных каменщиков» в Российской империи. Ложам пришлось тщательно конспирироваться.

Одним из наиболее влиятельных украинских масонов начала прошлого века был выдающийся историк М.С.Грушевский. Возможно, он примкнул к «вольным каменщикам» во время своей зарубежной поездки в 1903 году, когда его пригласили в Париж читать лекции по истории Украины. По некоторым данным, Михаил Сергеевич Грушевский накануне Первой мировой войны возглавлял масонские ложи Киева. В этой деятельности ему помогали его коллеги Н.Василенко, С.Ефремов, правовед Д.Григорович-Барский, член Госдумы, профессор С.Иванов. Последний настойчиво добивался открытия в университетах кафедр украиноведения. В 1912 году М.Грушевский со своими сторонниками-масонами выступили против российских «каменщиков», которые были противниками независимости Украины. Киевские ложи в 1914 году добились отмены запрета праздновать 100-летие со дня рождения Т.Шевченко.

Масоны оказали помощь М.Грушевскому, когда его в 1914 году арестовали, обвинили в государственной измене и, несмотря на отсутствие доказательств, осудили к ссылке в Сибирь. Коллеги осужденного — петербургские масоны внесли изменения в соответствующий документ, и ученый оказался не в Сибири, а в Симбирске. Вскоре М.Грушевский вернулся в Москву «под гласный надзор полиции». В марте 1917 масоны помогли М.Грушевскому приехать в Киев, где он вскоре возглавил Центральную Раду.

Позиции киевских масонов были весьма значительными в редакции газеты «Рада», одним из секретарей редактора которой был член одной из лож Симон Петлюра. Члены киевских лож вместе с другими прогрессивными силами Украины выступали против антисемитских обвинений в адрес М.Бейлиса. Его защиту поручили одному из известных масонов Д.Григоровичу-Барскому. Масоном был и А.Марголин, известный не столько как еврейский, сколько как украинский деятель.

Евреев в масонстве практически не было, и лишь некоторые ложи имели среди своих членов по одному еврею. Украинские ученые доказали, что до революции масонские организации в нашей стране объединяли преимущественно прогрессивных представителей интеллигенции, которые способствовали ее национальному возрождению.

Тем не менее, Сенченко продолжает твердить, будто целью масонства является «создание на развалинах современных религий и государств безбожного всемирного государства, которой руководит верхушка масонства. Нетрудно убедиться, что эта цель совпадает с целями иудаизма...» (там же, с. 20). «Дома новы, а предрассудки стары...», — как писал поэт.

Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@  jewukr .org
© 2001-2004 Еврейская Конфедерация Украины - www. jewukr .org