«Еврейский Обозреватель»
ЕВРЕЙСКАЯ УКРАИНА
1/92
Январь 2005
5765 Тевет

УЧИТЬСЯ ТОРЕ -   В  ОДЕССЕ

ЕЛЕНА ЛИТВАК

На главную страницу Распечатать

Что такое еврейское образование? Ответ на этот вопрос знают сегодня и многие одесситы, так или иначе связанные с образовательной системой «Ор Самеах», которая  в  нашем городе живет уже больше десяти лет.  В  этой системе — детский сад и школы, интернаты и Еврейский университет. А еще есть  в  ней и то, что свойственно только еврейскому миру, — это хедер (здесь начинают свое приобщение к традиции еврейские мальчики, которым исполнилось три года), иешива, колель.

...Книги, молодые люди, над книгами склонившиеся, опытный преподаватель, живой диалог, вопрос-ответ и вновь вопрос, рожденный этим ответом... Такую или очень похожую картину можно наблюдать  в  сотнях подобных учебных заведений, которые работают по всему миру. Такую или очень похожую картину можно было некогда наблюдать и  в  десятках одесских иешив. Их история  в  нашем городе, казалось, была закончена навсегда — во времена борьбы с «опиумом для народа», ликвидации как класса «служителей культа», «стирания граней» и всего прочего, что было прожито и пережито и городом, и страной  в  неспокойном двадцатом веке. Но сегодня эта история продолжается — здесь же,  в  Одессе,  в  колеле (так называется иешива, где Торе учатся женатые мужчины), созданном под знаком «Ор Самеах».

Занятия  в  колеле ведут разные преподаватели,  в  том числе лекторы из Израиля. Но главный руководитель одесских студентов — рав Довид Колодецки. Десяток лет тому назад он откликнулся на приглашение раввина Шломо Бакшта, главного раввина Одессы и области, приехал  в  наш город, чтобы помочь  в  создании еврейской школы, и стал одним из первых преподавателей традиции. Теперь у него и новые, совсем взрослые ученики. Рав Колодецки особо отмечает, что многие из слушателей колеля уже сегодня преподают еврейскую традицию новым поколениям одесских школьников. И учатся сами, чтобы и дальше учить других... О том же, каково место иешивы  в  общей системе еврейского образования, рассказывает раввин Шломо Бакшт:

— По моему мнению, это самое великое заведение, потому что именно здесь возможно идеальное состояние для человека, который важнейшей жизненной целью определил для себя изучение Торы. Учить Тору — это самое главное! Это то, что влияет на всю человеческую жизнь, на мировоззрение, мировосприятие, сами подходы к жизни — причем вне зависимости от того, сколько лет ученику иешивы — 20, 70 или 80...

— У тех людей, которые далеки от иудаизма, при первом знакомстве с учебным процессом  в  колеле может возникнуть такой вопрос: странно, почему здесь... шумят? Казалось бы —  в  сложные для постижения материи, тома мудрых книг, нужно вчитываться — серьезно, вдумчиво,  в  тишине...

— Знаете, учась Торе, мы должны все узнавать и понимать до конца, до сути. Эти занятия — не просто лекции, на которых преподаватель излагает, а слушатель должен усвоить определенный объем теоретического материала. Нет! Надо, конечно, усвоить, воспринять, но главное — всеми силами стараться понять, найти ответ, пропустив его через себя, через свое сердце. И когда такой поиск происходит  в  живом общении,  в  диалоге — с учителем, с друзьями по колелю, когда человек убеждает  в  своей правоте и себя, и других (а это труднее, чем убедить себя!), или убеждается, что  в  чем-то ошибся, но ошибку тут же можно исправить, результат достигается гораздо больший, чем если бы учеба происходила  в  одиночестве и тишине...

— Если говорить об «орсамеховском», одесском колеле, то чем он отличается от подобных учебных заведений?

— Есть действительно очень примечательное обстоятельство.  В  нашем колеле учатся люди, которые с детства жили здесь,  в  Украине, или  в  России, словом, на постсоветском пространстве. Здесь получили основы еврейского образования, уехали  в  Израиль, где продолжали учиться, а теперь возвращаются — чтобы отдавать то, что было  в  них вложено  в  течение нескольких лет. Я считаю, что это очень важно, поскольку доказывает:  в  нашей работе по возрождению еврейской жизни, которую мы начали больше десяти лет тому назад, на самом деле есть теперь продолжение. А еще очень приятно, что половина студентов нашей иешивы — либо бывшие ученики нашей же школы «Ор Самеах», либо мужья наших выпускниц!

...Пожалуй, все без исключения раввины, первыми приезжавшие  в  постсоветские страны (это было  в  начале 90-х), главной своей проблемой могли назвать незнание языка, поскольку приезжали из Израиля или Америки. Главной, впрочем, эта проблема могла показаться действительно только поначалу. На самом деле проблем этих оказывалось великое множество — и возвращение общинам зданий синагог, которые за годы советской власти были приспособлены под что угодно, и формирование общинной инфраструктуры, и — возвращение самой еврейской традиции туда, где она была прервана на срок жизни трех поколений... А уж вопросом о том, чтобы здесь готовить будущих раввинов, тогда и задаваться вроде как не приходилось — слишком отдаленной и фантастичной казалась эта перспектива. Теперь же это не фантастика, просто — работа...

— Вы видите сегодняшнюю ситуацию, — говорит студент одесского колеля Беньямин Турьянский, — здесь, у нас, учатся люди, которые смогут, достигнув надлежащих успехов, удостоиться звания раввина. Причем люди русскоязычные, как и я, например. Я вообще из Риги, там жил и учился, там были сделаны и первые шаги к еврейской жизни — благодаря маминой работе  в  еврейской школе. Серьезное продолжение было уже  в  Израиле, где я три года проучился  в  иешиве. После женитьбы продолжил учебу  в  колеле. Моя жена (она детский психолог) училась здесь,  в  одесской школе, от нее я много слышал об Одессе, о раввине Шломо Бакште... Так что теперь мы здесь! Такие люди, как рав Бакшт, очень много вкладывают  в  молодежь, и эта работа не проходит зря, ее плоды уже можно видеть.

С этими оценками солидарен и Исраэль Парипский,  в  прошлом одессит и ученик одесской еврейской школы «Ор Самеах».  В  его жизни тоже был отъезд  в  Израиль и возвращение  в  Одессу — уже  в  новом качестве — студента одесского колеля. Он говорит, что очень трудно ответить на вопрос, а что с вами будет после того, как учеба закончится? Такая учеба — стиль жизни, уверен Исраэль, а значит, закончиться она не может...

Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2005 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org