«Еврейский Обозреватель»
ИЗРАИЛЬ
2/93
Январь 2005
5765 Шват

КТО РАЗБУДИТ «РУССКУЮ УЛИЦУ»

НИНО АБЕСАДЗЕ

На главную страницу Распечатать

Слухи о кончине "русской" политики Израиля оказались несколько преувеличенными. И пока сами политики предпринимают первые попытки реанимации некогда заметного явления израильской жизни, русскоязычный электорат заявляет о готовности поддержать новую "русскую" партию. Но - только в том случае, если она будет отвечать их реальным потребностям и интересам.

Особого внимания заслуживает тот факт, что 67% опрошенных убеждены в необходимости коренных изменений, гарантией успеха которых считают соперничество с традиционно сложившейся в стране элитой. 65% полностью или частично уверены, что находящиеся у власти русскоязычные политики должны объединиться и выступить на предстоящих выборах общим блоком (35% не разделяют эту точку зрения). Вместе с тем 58% не верят в возможность подобного объединения,   а  ровно половина опрошенных скептически относится к будущему этнической партии.

Наряду с этим 55% респондентов надеются на создание новой "русской" партии (12% - против) и только 23% готовы влиться, в рамках вновь созданной структуры, в какую-либо из существующих израильских партий с правом влияния изнутри. В качестве потенциальных лидеров 56% хотят видеть высокообразованных руководителей европейского типа, 28% - сильных и волевых людей, способных идти на жесткие меры, и лишь 15% - умудренных опытом политиков. Что касается существующих русскоязычных лидеров, то 33% считают, что они полностью дискредитировали себя,  а  новые пока не появились.

Опрос выявил еще несколько интересных тенденций, согласно которым срок проживания в стране влияет на электоральные предпочтения избирателей. Так, например, чем дольше человек живет в Израиле, тем больше его интересуют вопросы образования, экономики и науки и меньше - проблемы безопасности и военного противостояния с палестинцами.  А  основным достоинством русскоязычной алии, с точки зрения 62% опрошенных, является именно высокий уровень образования и опыта.

На роль лидера, по мнению участников опроса, лучше всего подходит Авигдор Либерман - 42%. У Марины Солодкиной - 15%. В районе 8% - рейтинг еще трех политиков: Натана Щаранского, Юрия Штерна и Игаля Ясинова. С точки зрения социологов этот показатель прямо пропорционален упоминанию этих политиков в русскоязычных СМИ. Вместе с тем из опроса ясно следует, что подавляющее большинство избирателей на "русской улице" либо недовольны прежними лидерами, либо наряду с ними ищут новых.

- Вместо того чтобы объяснять, что "это у меня не получилось потому, что...", старые лидеры говорят "я стараюсь, но...". При этом добавляется, что все равно мы чрезвычайно успешны,  а  в чем именно состоит эта успешность, никто не разъясняет. Люди же больше не хотят продолжать отдавать свои голоса тем, кто решает исключительно свои личные проблемы, - говорит доктор Юрий Френкель. - Не хотят они больше и абстрактных обещаний. Этим, собственно, и объясняется феномен Солодкиной. Она популярна потому, что говорит о наболевшем,  а  Либерман - о высокой политике. Но ее, в отличие от Либермана, не хотят видеть в роли лидера,  а  его таковым представляет себе подавляющее большинство. Правда, только с тем условием, что Либерман будет идти по выбранному его избирателями пути и лоббировать их насущные интересы.

- Но Щаранский о социальных нуждах алии говорил годами. Почему это не подействовало?

- Он говорил, но не сделал того, что было обещано, и не объяснил, почему у него не получилось. Если бы он это сделал, то увеличил бы вес своей партии в парламенте как минимум на 20%.

- И этим можно объяснить то, что его по рейтингу догнал Игаль Ясинов?

- Ясинов очень вовремя сделал несколько ярких заявлений. После истории с некошерными магазинами он, например, заявил, что будет добиваться открытия некошерного буфета в Кнессете,  а  когда провалился закон о гражданских браках, то предложил премьер-министру "самому нас регистрировать". Это хорошо покупается на "русской улице". И не потому, что кого-то волнует, будут ли свиные отбивные в столовой Кнессета,  а  потому, что эпатаж молодого депутата не может остаться незамеченным.

- Наряду с теми 55%, которые хотят создания новой "русской" партии, существуют еще 58%, которые в отдельном пункте опроса заявили, что не верят в возможность объединения на "русской улице". Значит, все-таки существует тенденция к политической пассивности репатриантов?

- "Русская улица" не пассивна, и лучшим доказательством тому служат муниципальные выборы, которые прошли уже после выборов в Кнессет. На этих выборах количество "русских" мандатов в органах местной власти возросло. На муниципальных выборах-то голосовали за конкретных людей, которые работают на местах и говорят о конкретных вещах,  а  те, за кем шли на больших выборах, в определенной степени стали людьми, социально далекими от основной массы репатриантов, теми, кто появляется перед избирателями по большим праздникам. И, несмотря на это, даже те 33%, которые говорят, что старые лидеры дискредитировали себя, и те 58%, которые не верят в объединение на "русской улице", в душе мечтают на этот счет ошибиться. Все мы стоим перед выбором - мириться или не мириться, - и опрос свидетельствует о том, что смириться со своим положением или попросту раствориться в обществе мы не можем хотя бы потому, что нас слишком много.

- Какой представляется идеальная "русская" партия нынешним избирателям?

- Она вообще может состояться, если возьмет курс на серьезные реформы в структуре власти, экономике, образовании. Не потому, что репатриантов не волнует арабо-израильский конфликт, просто они здраво оценивают обстановку. Кроме того, мы привыкли к конфликту как к фону нашей жизни. Репатрианты все больше интересуются внутренними реформами как гарантией нормального будущего их детей. Известно ведь, что людям можно дать рыбу, даже очень много рыбы, которую они рано или поздно съедят,  а  можно - дать удочку и научить ею пользоваться.

- И сколько мандатов может получить такая "идеальная" партия?

- Если у нее будет хорошее финансирование, я гарантировал бы 12 мандатов,  а  на "медные гроши" - 3-4, не больше. Ведь теоретически те 55%, которые высказались за создание "русской партии, и есть ее реальный потенциал.

-  А  где именно такая партия может расположиться на политической арене?

- Опрос четко показывает, что "русским" присущи амбиции "государственников", они никогда не согласятся с тем, что придется отдавать какие-то территории, поэтому левыми не могут быть по определению. Вместе с тем, как здравомыслящие люди, они не могут быть и однозначно правыми. Ведь даже значительная часть сторонников Либермана ценит в нем сильного человека и блестящего руководителя,  а  не лидера правого лагеря. Так что можно говорить о месте в правом центре политической сцены. Но даже в этом направлении люди пойдут только в том случае, если их смогут заинтересовать реальными реформами, приносящими конкретные результаты, - говорит Юрий Френкель.

Социальный психолог доктор Элиэзер Фельдман считает, что опрос свидетельствует о значительном повышении политической активности на "русской улице", ставшем ответной реакцией на дискриминацию репатриантов.

- "Русские" разочарованы тем, что должным образом не представлены в политическом истеблишменте страны, уверены, что это не просто стечение обстоятельств,  а  дискриминация, устранение которой большинство считает своим персональным делом.

- Так что сейчас нужна какая-то смесь "Исраэль ба-алия" и "Наш дом - Израиль"?

- Сейчас "русские" хотят ИБА "де люкс". С яркими и более последовательными политиками, которые будут бороться с дискриминацией не на словах,  а  на деле. ИБА была слишком пресной для "русских",  а  НДИ - слишком напористой и общеизраильской.

-  А  лидеров хотят абсолютно новых или тех же: Щаранского, Либермана?..

- На словах хотят новых, но электорально таковых не поддерживают. Факт, что никто из новых политиков не пробился на мало-мальски серьезные позиции в русскоязычной элите за последние шесть лет.

-  А  за новой "бранжой" пойдут?

- Тоже не пойдут, если не будет выполнено несколько обязательных условий: идеология, определяющая интерес "русской улицы" к новой партии; новые лидеры, отличающиеся от тех, кто в свое время не смог реализовать электоральный потенциал алии; поддержка этого нового поколения нынешней элитой - Либерманом, Щаранским, Солодкиной, Нудельманом, Штерном, Бронфманом, - чтобы ощущалась преемственность; сильные легитимные финансовые источники; социальная направляющая - то есть должна возникнуть какая-то дополнительная критическая ситуация в социуме, которая вызовет либо истинный социальный взрыв, либо его имитацию, чтобы еще четче стало ясно - русскоязычное население Израиля подвергается реальной дискриминации. Что-то должно разбудить "русскую улицу", ибо одной идеологии уже недостаточно.

"Вести", Израиль
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2005 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org