Недавно в Мюнхене, в гостинице «Байеришер Хоф», прошла 39-я Международная конференция по безопасности и обороне. Такая конференция собирается здесь ежегодно, и, как правило, на нее съезжаются сотни известных государственных деятелей, а также эксперты и ученые с мировым именем. Благодаря столь солидному уровню участников мюнхенский форум уже давно снискал репутацию «Давоса по проблемам безопасности». На сей раз конференция казалась особенно своевременной, поскольку в центре ее внимания были вопросы, актуальные для всего мирового сообщества. Тем более что представленные в Мюнхене государства воспринимают их далеко не одинаково. Прежде всего, это касается планов Вашингтона по свержению багдадского режима. Именно этой проблеме было посвящено большинство дебатов в конференц-зале «Байеришер Хоф». И здесь в очередной раз выявились принципиальные разногласия между США и странами Западной Европы (особенно Германией и Францией) относительно Ирака. Наиболее убедительным тому подтверждением послужило выступление главы Пентагона Дональда Рамсфельда и реакция на это выступление европейских участников конференции.
Помимо иракской проблематики, в Мюнхене широко обсуждались вопросы международного взаимодействия в борьбе с терроризмом. Серьезное внимание было уделено ситуации в Афганистане, на Корейском полуострове, Индостане и в Кавказском регионе.
В общей сложности в дискуссиях приняли участие более 250 министров, политических и государственных деятелей, а также высокопоставленных военных и экспертов в области безопасности. Особое внимание собравшихся привлекли Дональд Рамсфельд, его российский коллега Сергей Иванов и генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон. В Мюнхен прибыли и главы оборонных ведомств Германии, Франции, Ирана, Пакистана и других стран.
Наравне с Ивановым в Мюнхенской конференции приняли участие представители некоторых других государств постсоветского пространства (Грузии, Латвии и др.).
Ближний и Средний Восток были представлены не только довольно крупной делегацией иранских военных и дипломатов, но и израильскими официальными лицами. Данное обстоятельство является одним из главных «нововведений» 39- й мюнхенской конференции. До сих пор представители еврейского государства в этом форуме участия не принимали. И неудивительно, что столь ответственная миссия была возложена в основном на экс-шефа «Мосcада» Эфраима Халеви, который теперь возглавляет Совет национальной безопасности (СНБ). Как известно, до своего назначения весной 1998-го на пост директора внешней разведки он почти два года являлся представителем Иерусалима в штаб-квартире Евросоюза в Брюсселе. Осенью же 2002 года премьер-министр назначил Халеви ответственным за координацию действий между Израилем и США, а также западноевропейскими странами на иракском направлении.
Кстати, за неделю до прибытия в Мюнхен глава СНБ побывал в Вашингтоне. Там он провел переговоры со своим американским коллегой Кондолизой Райс, заместителем госсекретаря Ричардом Армитаджем и высокопоставленными представителями спецслужб США. Собеседники обсудили комплекс вопросов о ситуации вокруг Ирака, Центральной Азии и Закавказья. В частности, речь шла о не афишируемом сотрудничестве Израиля, Америки, Турции и отчасти Азербайджана в указанных регионах. Особое внимание было уделено нескольким сценариям развития событий в северо-западных областях Ирака и Ирана в широкой геополитической перспективе. В данном контексте участники переговоров затронули и курдскую проблематику.
Кроме того, бывший шеф «Мосcада» и представители Белого дома обменялись мнениями о возможных последствиях иракской операции для всего ближневосточного региона. В связи с этим отдельно обсуждалась ситуация на ливано-сирийском направлении (включая иранское влияние), на палестинских территориях и в Иордании, а также в Египте. Не меньшее внимание стороны уделили и саудовско-американским отношениям, а также постепенному изменению политики Эр-Рияда на всех перечисленных направлениях. В данном контексте Халеви проинформировал американскую сторону о ходе тайных израильско-палестинских переговоров, одним из участников которых он является.
Завершив свой визит в США, глава СНБ вскоре появился в столице Баварии. Кроме него от нашей страны на мюнхенской конференции присутствовал Шимон Штайн — посол Израиля в Берлине.
Халеви выступал последним из приглашенных. Его речь и ответы на вопросы заняли в общей сложности более часа. В отличие от других ораторов, ограничившихся сугубо иракской проблематикой, глава СНБ посвятил свое выступление значению американской операции в широкой региональной перспективе. Прежде всего, он не исключил возможности, что за свержением Саддама Хусейна последует смена палестинского руководства. По словам Халеви, в том случае если преемник Арафата выступит против террора и проявит желание возобновить мирный процесс, Израиль непременно пойдет ему навстречу.
Глава СНБ добавил, что большинство ближневосточных лидеров, утратив остатки доверия к Арафату, желают его скорой замены. Бывший шеф «Мосcада» выразил надежду, что на смену раису придут серьезные и ответственные политические деятели. Они должны быть готовы к реальным переговорам и болезненным уступкам, поскольку «это скорее всего последний шанс умеренного палестинского истеблишмента».
По словам Халеви Израиль не только поддерживает иракские планы США, но и надеется, что их реализация окажет позитивное воздействие на политический климат во всем регионе. В таком случае смена власти в Багдаде значительно снизит напряженность на Ближнем Востоке и позволит приступить к урегулированию арабо-израильского конфликта. Халеви пояснил: «свержение Саддама Хусейна наверняка отразится на политике Дамаска, Тегерана и Рамаллы». По его словам, одним из последствий американской операции, скорее всего, станет ослабление иранского влияния на ливанскую политику Дамаска. В результате глава СНБ предвидит вывод сирийских и иранских войск из этой страны, а также разоружение поддерживаемой ими «Хизбаллы».
Согласно правительственному источнику, в Мюнхене глава СНБ провел встречи с представителями делегаций США, Англии и двух стран СНГ. Большой авторитет, которым Халеви пользуется среди многих западноевропейских военных и дипломатов, позволил ему не только привлечь внимание к израильской позиции, но и оказать ощутимую поддержку американцам в противовес единому франко-германскому «фронту». В связи с этим упомянутый источник отметил, что под руководством Халеви СНБ с осени прошлого года превратился в один из главных инструментов израильской внешней политики. До того данный орган выполнял чисто декоративные функции и никогда не имел подобного статуса. Сегодня его руководитель — одна из ключевых фигур израильской дипломатии, так как Халеви курирует одновременно несколько ее первостепенных направлений. Особая его роль во многом объясняется богатым практическим опытом, обширными связями в США, Европе и арабских странах, а также полным доверием к нему со стороны премьера.
Таким образом, роль бывшего руководителя «Моссада» выходит за рамки закулисной дипломатии, обретая все более расплывчатые очертания этакого идеального посланника на все случаи жизни...
«Новости недели», Израиль
|