Более 60 лет отделяет нас от тех постыдных и скорбных дней, когда лишь за то, что ты родился евреем, можно было поплатиться жизнью и получить пулю в спину. Пулю, начиненную необъяснимой, нечеловеческой ненавистью. Осень... Холодные октябрьские деньки кровавого сорок первого. Спецотряды эсэсовцев вершат суд над тысячами безвинных жителей Никопольского района. Большинство из них - евреи... Обреченные, бесполезные мольбы о пощаде и истошные предсмертные крики ни в чем не повинных людей. Их раздевают, сбрасывают в овраг и хладнокровно расстреливают... Им не выжить в этой мясорубке и не вернуться к детям. Впрочем, и дети здесь же, рядом, получают свою порцию свинца.
Прошло 60 лет. На дворе - первый год нового тысячелетия. Разрыдавшееся над душами убиенных небо... Капли холодного дождя бьют оземь в унисон стуку сердец собравшейся на восточной окраине Никополя сотни горожан и прибывших сюда гостей. 25 ноября неподалеку от памятника столь же страшно погибшим комсомольцам-подпольщикам всех их объединил митинг, посвященный открытию обелиска жертвам Холокоста.
- Мы собрались здесь, чтобы почтить память восьми тысяч безвинных жертв антисемитизма, - говорит председатель еврейской общины Никополя Александр Фельдман, - жизнь которых оборвалась лишь потому, что они были евреями.
До открытия памятника остается несколько минут. Напряжение возрастает. И вот - торжественно-печальный момент.
Перерезана ленточка, обрамлявшая покров, и представители двух разных поколений - ветеран войны Харитон Гросман и юный Дима Таратута, чьи прадедушка и прабабушка встретили смерть в одном из зловещих рвов от пуль фашистов, снимают с обелиска черную ткань.
Взорам собравшихся открылась впечатляющая своей образностью работа самой матушки-природы (которая и высекла столь красноречивую глыбу) и мастеров Токовского гранитного карьера и передвижной механизированной колонны № 2.
Воплощенный в камне вырвавшийся язык пламени - метафора той нацистской ненависти, что поглотила жизни тысяч людей, не подходивших под лже-каноны ревнителей чистоты арийской расы - "антропологов" Третьего рейха.
Открытием памятника митинг не ограничился. Здесь еще долго звучали речи о тех скорбных страницах новейшей истории. К микрофону подходили консул Государства Израиль в Украине Шимон Найман, один из руководителей еврейской общины Запорожья и корреспондент газеты "Галицькi Контракти" Б.Эстеркин, начальник управления СБУ по Никополю О.Мильченко, М.Шлеймович, освобождавший концлагеря Освенцим и Майданек, журналистка О.Страшко, которая сейчас работает над книгой о Праведнице мира Марии Мизиной, и многие другие.
Прозвучало на митинге и специально написанное к этому случаю стихотворение редактора газеты "Булава" А.Черкащенко.
Свой репортаж хотел бы закончить девизом музея Холокоста Яд Вашем: "И в доме твоем, и в стенах твоих, и в душе твоей пусть они живут вечно...". |