Снег шел весь день и полночи. Он укрывал старинное еврейское кладбище, затейливой вязью вписывался в четкие очертания ивритских букв. Пролетал над домом из белого камня, мимо сводчатых окон, ложился на плоскую крышу... На плечи юноши в хасидском наряде... Такие дома и такие фигуры - с пейсами и непременно в кипе - привычнее видеть, к примеру, в Иерусалиме, где-нибудь в узких улочках квартала "Меа-Шеарим". Но этот снег шел не в Израиле - в Украине, в городе по имени Умань. Здесь, в центре Украины, в Умани, никого сегодня не удивляют вывески на иврите, привычными стали когда-то поражавшие экзотикой облачения паломников, именно сюда, в Умань, приезжающих со всех концов мира. Именно это место избрал для своего последнего земного приюта Раби Нахман из Брацлава - праведник и мудрец, создатель целого направления в хасидизме, один из знаменитейших учителей еврейского народа - не только в своем поколении.
...Гранитное надгробие над могилой праведника, негасимая свеча, синагога с удивительной красоты арон-акодеш (вместилище для свитка Торы с потрясающей тонкости резьбой по дереву), книги, среди них и труды самого праведника... Помолиться у могилы Раби Нахмана евреи приезжают из Израиля, Америки, Аргентины... А еще, говорит традиция, у могилы Раби Нахмана особыми свойствами обладает не только молитва, но и изучение еврейской мудрости... Так что, не случайно именно Умань стала местом проведения очень необычного семинара, прошедшего под знаком "Ор Самеах". Он назывался "Шорашим веесодот", что значит "Корни и основы", и стал первым не только в истории школы "Ор Самеах", но и , без преувеличения, во всей истории возрождаемой еврейской жизни Одессы.
- Идея такого семинара появилась у директора школы Марка Дреермана, - рассказывает Шломо Бакшт, Главный раввин Одессы и области. - Наша школа работает уже семь лет. Дети, даже самые маленькие, многое знают о еврейской традиции, приходят домой, задают вопросы родителям. А те, к сожалению, ответить не в состоянии, потому что, чаще всего, ничего об этом не знают. Еще накануне нового учебного года Марк Григорьевич собрал родителей, поговорил с ними и сказал, что теперь мы будем работать не только с нашими учениками, но и с их мамами и папами.
- Трудно, практически невозможно объять круг вопросов, вошедших в нашу программу, - сказал, открывая семинар, директор школы "Ор Самеах" Марк Дреерман. - Но главная наша цель объяснена уже в самом названии. "Корни и основы" - это возвращение к корням и основам еврейской жизни, корням и основам еврейского воспитания и вообще к основам еврейского взгляда на мир.
Это возвращение для каждого, кто возвращается, может начинаться очень по-разному. Сколько людей - столько и дорог. Для кого-то - как для раввина Шимона Грилюса - она пролегла через пермские лагеря. Для кого-то - как для когда-то москвича, а теперь иерусалимца раввина Леви Гдалевича - началась в студенческой аудитории МГУ:
- Я вспоминаю такой вот случай. На семинаре по старославянскому языку мы сидели рядом - несколько студентов, чьи фамилии заканчивались на шипящий - Гдалевич, Рабинович, Абрамович... Нам преподавала очень хорошая женщина. Но нам было скучно. А что делают студенты, когда им скучно? Естественно, они болтают. Мы, видимо, очень наскучили нашей преподавательнице, она стукнула кулаком по столу и закричала: "Гдалевич, ну почему вы не хотите изучать язык своих предков?!". А я подумал - действительно, почему...
...А еще - кроме напряженной учебы - в эти дни были общие трапезы, где были взрослые и малыши - рядом, где были гости (специально на семинар приехал и Главный раввин Украины рав Яков Дов Блайх), где были учителя, говорящие мудрые слова и поющие веселые песни... А еще - совместная встреча Субботы и ее проводы... Очень многие участники семинара видели это действительно в первый раз. В первый раз вместе сидели за субботней трапезой. В первый раз слушали поучительные истории о Субботе и не только о ней.
...Слушать, думать, узнавать и познавать - наверное, именно с этого и начинается возвращение к своим корням и основам, к традиции своего народа, начинается возвращение к его мудрости, передаваемой из поколения в поколение в течение тысячелетий. А значит - возвращение к себе... |