- Возглавляемая Вами программа "Яхад" вошла в историю, как уникальная еврейская телевизионная передача. Как удавалось вам в тяжелые времена 1990 гг. организовать в Украине еврейскую программу?
- Ответ достаточно прост - мы хотели работать и старались делать все, что было в наших силах. Начало выхода в эфир еврейской передачи - это наш ответ всем, кто думал и считал, что евреи не могут жить в этой стране полноценной культурной жизнью.
В трудные времена, когда программе приходилось выживать финансово, мы просили наших зрителей помочь. Пришло большое количество переводов, небольших, иногда по рублю - по два, и, что самое важное и трогательное, от самых простых людей - пенсионеров, рабочих. И мы храним такие денежные переводы, на которых написано: "Ребята, держитесь, мы с вами". И такие взаимоотношения с нашим зрителем, эта солидарность собственно существует до сих пор, хотя мы не обращались больше с такими просьбами.
С другой стороны, были и другие примеры, мы никогда раньше об этом не рассказывали - у нас были поджоги, пытались облить бензином двери и поджечь, хотя меня трудно испугать - по одной причине, во-первых, я повидал несколько настоящих войн, меня под Карабахом даже пытались расстрелять, полчаса я стоял под стенкой, но обошлось, во-вторых, все, что мне хотелось бы сделать, в принципе, уже сделано.
Но самое главное в любом деле - это быть профессионалом. Журналист - это профессия. Я не стрингер, который ждет, когда что-то случится и потом выезжает на место. Но я хронограф, а это подразумевает - быть там, где что-то в еврейской жизни происходит. Я также считаю, что если делать какой-то материал, то надо делать его хорошо.
- Какие из героев Ваших передач Вам более всего запомнились, что вообще в Вашем понимании "личность" в еврейском мире?
- Действительно, что меня волнует как журналиста - это личности в еврейской жизни, они разные совершенно. Как в расхожей фразе: "Герои рядом с нами". У меня есть, например, интересная передача, герой которой - директор передового колхоза. Сам факт, что когда его должны были избрать, народ с кольями и топорами пришел в зал и не допустил подтасовок. Леонид Рыбак, поднявший хозяйство колхоза, он в этом хозяйстве построил колбасный цех, 26 лет проработал в своем колхозе. Настоящий "голова колгоспу", что в переводе на шуточный идиш "а идише коп". Есть такие люди, как Александр Фельдман, который руководит на Никопольском трубном заводе тремя цехами. Он потомственный металлург, имеющий около 100 изобретений. Это человек, который делает многослойные и термостойкие трубы, имеющие огромный спрос за рубежом. Эти люди, которые являются составляющими еврейского мира Украины, делают важное дело, именно они определяют будущее еврейской общины в нашей стране.
- В каком формате будет выходить "Яхад" в дальнейшем?
- Я бы хотел отметить, что все призы и кубки в этом соревновании мы выиграли, и самое главное, чего мы добились, - это участия в исследовательской программе Гарвардского университета. Все, что мы делаем, идет в фонд университета и навечно сберегается, это обширнейший справочный материал по истории еврейского движения в Украине. Есть востребованность со стороны зарубежных организаций и фондов - есть заказ на книгу и есть заказ на эссе о каждой программе, а программ таких, слава Б-гу , более четырехсот.
В Гарварде до сих пор считают "Яхад" лучшей программой в еврейском мире, имеется в виду - среди программ, выходящих на государственном телевидении. Вообще еврейских программ в мире делается очень много - на кабельных каналах их делают американцы, французы, канадцы, но они делают местное еврейское телевидение, и такого уровня у них нет. Поэтому самое важное - то, что мы делаем сейчас и будем делать, это останется навсегда. Мы каждому выписываем билет в вечность. Так что все награды мы уже получили. Однако, несмотря на это, мы продолжаем работать - у нас программа выходит в Виннице, на канале ОДТРК, Донецке, ОДТРК, Одессе ТРК "Глас", Чернигове на канале "Новый Чернигов", Ровно ОДТРК, мы постоянно расширяемся и будем сотрудничать с областными и городскими общинами со всей Украины, готовыми внести символическую сумму за право трансляции нашей программы на кабельном телевидении. Поэтому, если будут желающие в общинах любого города Украины, мы будем с ними сотрудничать.
Интервью Олега Козерода |