Еврейский Обозреватель
ГЛАВНАЯ
2/21
Январь 2002
5762 Шват

СЛЕДУЮЩАЯ ОСТАНОВКА - АФРИКА...
МИХАИЛ ДОР
На главную страницу Распечатать

Критика еврейскими общинами "Джойнта" за его патерналистский подход к управлению системой хеседов в Украине стала уже притчей во языцах. Но даже при этом, ситуация, сложившаяся в Харькове, заслуживает отдельного разговора. Ибо речь уже не о разногласиях. Налицо открытый конфликт, рискующий выйти за пределы еврейского мира.

"Маалот Хэсэд" с его более чем 11-ю тысячами подопечных - один из крупнейших в СНГ. Стандартный набор программ, перечислять которые нет нужды, вполне профессиональный коллектив, отсутствие нареканий. За время существования хеседа в Харьков неоднократно приезжали высокопоставленные сотрудники "Джойнта" - Ашер Острин, Амос Авгар, Стив Швайгер и многие другие, удивлялись и благодарили за работу. И, как гром среди ясного неба, - полное прекращение финансирования со стороны "Джойнта", кстати, наряду с еврейской общиной, соучредителя хеседа. В продолжение истории - учреждение нового хеседа с новым попечительским советом, смена директора и... новые уставные положения. На последнем стоит остановиться особо. Дело в том, что основной спонсор хеседов в СНГ - организация "Клаймс Конференс" - очень педантично контролирует распределение выделенных грантов, предназначенных для ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ПОЖИЛЫМ ЕВРЕЯМ. Любые изменения бюджета должны быть согласованы с "Клаймс Конференс", которая, согласитесь, имеет право знать, на что идут собранные ею деньги. Среди направлений же деятельности нового хеседа: содействие развитию науки и образования, помощь учителям, студентам, охрана памятников истории и культуры, издательская деятельность, развитие массовой физической культуры, спорта и туризма и др. Задачи, безусловно, важные и благородные, вот только деньги хеседам выделяются совсем не на это, а на поддержку еврейских стариков. И не за их счет надо заботиться о развитии туризма.

Формальным поводом для прекращения финансирования Харьковского хеседа стало устное обвинение его директора, председателя Попечительского совета и главбуха в нечистоплотности. Обвинение серьезное, но ничем не подтвержденное. Скорее, наоборот. Независимая аудиторская проверка доказала целенаправленное использование благотворительной помощи. Руководство и контроль за деятельностью хеседа осуществлял Попечительский совет, в который входят Главный раввин Харькова и области Моше Москович, председатель организации бывших узников гетто и концлагерей Елена Щербова, директор еврейского театра и редактор телепрограммы "Мишпуха" Ирина Чемеровская, председатель Совета ветеранов и инвалидов ВОВ Соломон Свитский, другие уважаемые в общине люди, которые стояли у истоков еврейского движения.

Кому же понадобился новый, "карманный" хесед, единственным учредителем которого выступил "Джойнт"? И кем было принято столь ответственное решение? По утверждению директора харьковского представительства "Джойнта" Дани Гехтмана, смена курса - результат соглашения между "Клаймс Конференс" и "Джойнтом". При этом на ВСЕ ЗАПРОСЫ, направленные в центральные офисы этих организаций в Нью-Йорке и Иерусалиме, ответа получено не было. Да и юридически создание нового хеседа дело весьма непростое. Такое решение может быть принято на собрании правления городской еврейской общины, которое, в соответствии с уставом, полномочно учредить хесед. В связи с этим примечательно заглянуть в протокол встречи сотрудников "Маалот Хэсэд" с Дани Гехтманом, утверждавшим поначалу, что такое учредительное собрание состоялось.

  Б .Биренбаум(директор "Маалот Хэсэд"): Я член правления (Харьковской еврейской общины), здесь присутствуют еще пять членов правления, но нам ничего не известно об этом собрании.

Д.Гехтман: Ты не член правления.

 Б .Биренбаум: Нет, я член правления и заместитель его председателя. Значит, собрание состоялось, есть его протокол, дата, кто присутствовал. Не мог бы ты сообщить эту информацию, представить протокол.

Д.Гехтман: Нет, такое собрание не проходило.

По меньшей мере, странный диалог, свидетельствующий, мягко говоря, о непоследовательности директора "Джойнта". Впрочем, г-н Гехтман вполне может себе это позволить, ибо, по его же словам, зафиксированным в протоколе: "Вы можете писать любые письма в "Джойнт", на разные уровни, все равно все они приходят для рассмотрения ко мне. Так что пишите!" И это действительно так, достаточно вспомнить жалобу председателя организации евреев - инвалидов войны Соломона Свитского, от которого г-да Гехтман и Авербух (региональный директор "Джойнта" по Восточной Украине) в течение трех часов требовали отказаться от подписи под письмом в директораты "Клаймс Конференс" и "Джойнт". Когда же Свитский публично возмутился произволом, обратившись "наверх", из харьковского офиса "Джойнта" был получен ответ, не заслуживающий сокращения:

"Чистосердечное признание регионального директора "Джойнт" по Восточной Украине Ицхака Авербуха и директора представительства "Джойнт" в Харькове Дани Гехтмана, написанное по поводу письма председателя Совета ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны в Харькове Соломона Михайловича Свитского, направленного им в вышестоящие инстанции в Нью-Йорке и Иерусалиме:


Страшней ГБ и Ку-Клукс-Клана,
Страшнее даже, чем гестапо,
Мы мордовали ветерана,
При этом взяв себе на лапу.

Мы издевались, измывались,
Железом раскаленным били,
Мы с ним интимно целовались,
И голым в Африку пустили.

Мы очень просим нас простить
И тоже в Африку пустить!

И. Авербух
Д. Гехтман"

Хорошо хоть с чувством юмора в харьковском "Джойнте" все в порядке. Хотя оценит ли это 83-летний инвалид 2-й группы полковник Свитский? Не знаю... Впрочем, это уже его проблемы.

А чьей проблемой является недополучение по гранту "Клаймс Конференс" 567429 долларов? Сумма, конечно, небольшая, но существенная. И по этому поводу как спонсор ("Клаймс Конференс"), так и "распределитель" ("Джойнт") хранят молчание. Однако ни для кого не секрет, что на протяжении всего прошлого года директор харьковского офиса "Джойнта" Дани Гехтман навязывал Исполнительному директору хеседа договора о благотворительных проектах между "Маалот Хэсэд" и "Джойнтом", на основании которых последний перечислял деньги. Отказ от подписания такого договора был равносилен прекращению финансирования. Юридически же подобные соглашения имеет право подписывать только председатель Попечительского совета, которого даже не поставили в известность о "новации". Таким образом, был нарушен устав хеседа и законы Украины, о чем существует юридическое заключение. На основании этих странных договоров "Джойнт" и перечислил сумму гораздо меньшую, чем была выделена грантом "Клаймс Конференс". На этом фоне об остатке в сумме 287000 дол., недополученных по гранту 2000 года, даже и говорить как-то неудобно. К чему эта мелочность?

В июле 2001 года Борис Биренбаум записался на прием к директору "Джойнта" в СНГ и Балтии Ашеру Острину и г-ну Ицхаку Авербуху. В назначенное время в секретариате "Джойнта" Биренбаума встретил Авербух, заявивший, что Ашер Острин принять его не сможет. В то же время г-н Авербух сказал директору харьковского хеседа, что лучше с ним не спорить и не портить отношения, так как финансированием хеседа руководит он - Авербух, через год будет руководить "Джойнтом" Украины, а еще через год - СНГ.

Кстати, у нового Хеседа "Шаарей Тиква" с финансированием все в порядке. И деньги на покупку здания сразу нашлись... Хотя еще три года назад был получен грант на покупку здания для "мятежного" хеседа, который усилиями господ Авербуха и Гехтмана так и не был реализован. Несмотря на рекомендации экспертов из Америки и Израиля, присланных тем же "Джойнтом". Почему? Одни говорят, что покупка была бы слишком прозрачной для злоупотреблений... Другие подчеркивают, что из всех харьковских организаций, финансируемых исключительно "Джойнтом", только "Маалот Хэсэд" вступил в объединенную еврейскую общину. Остальным запретили даже присутствовать на объединительной конференции.

А зачем поддерживать "отступника"?

В настоящий момент финансирование "Маалот Хэсэд" прекращено, его сотрудников (а это 400 человек), угрожая безработицей, заставляют писать заявления о приеме на работу в хесед "Шаарей Тиква". Подопечные в панике и не могут ничего понять.

Патронажные работники бегают между двумя хеседами, не имея времени даже зайти к подопечным. Создан новый Попечительский совет, в состав которого не включен ни один представитель еврейских организаций, ни даже раввин Москович. На все обращения в "Клаймс Конференс" и "Джойнт" с просьбой прислать независимую комиссию, которая разберется в ситуации, никакого ответа община не получила. "Некрасиво выносить сор из еврейского дома, но нам не оставляют выхода, считая людьми второго сорта, - говорит директор "Маалот Хэсэд" Борис Биренбаум. - И мы готовы идти до конца". В своих ежегодных отчетах, которые рассылаются по всему миру, "Джойнт" завышает объемы оказываемой помощи и количество получателей этой помощи. Например, в отчете за 2000 год количество студентов Харьковского филиала Международного Соломонового университета - 450 чел, а учащихся еврейской школы - более 700. На самом деле цифры несколько другие - соответственно чуть более 100 и около 500 человек.

Что дальше? На этот и другие вопросы мы рассчитывали получить ответ г-на Гехтмана, но, к сожалению, не сподобились... Жаль, ведь речь не о местечковой склоке, а о будущем многих людей и доверии к организации, влияющей на судьбы евреев Украины. Хотя порой все это очень напоминает Африку.

В начало страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org