Еврейский Обозреватель
ГЛАВНАЯ
3/22
Февраль 2002
5762 Шват

О «ПОПРАВКЕ» С ПОПРАВКОЙ НА РЕСТИТУЦИЮ
ИОСИФ ЗИСЕЛЬС
На главную страницу Распечатать

Новые ветры веют в мировой политике после сентябрьских терактов в США.

Недавно американский президент Джордж Буш обратился к Конгрессу с предложением отменить знаменитую "поправку Джексона-Вэника" в отношении ряда стран СНГ. Понятно, что во многом этот шаг сделан с расчетом на сближение с Россией, являющейся сегодня достаточно заметной силой в антитеррористической коалиции. Однако и Украина играет здесь определенную роль.

В связи с благоприятной обстановкой, сложившейся ныне в сфере межнациональных отношений в Украине, внести свою лепту в отмену поправки решили и украинские еврейские организации. "Еврейский Обозреватель" уже подробно рассказывал об усилиях, предпринимаемых в этом направлении Еврейской Конфедерацией Украины.

Однако с поправкой связано много вопросов, решение которых до сих пор не найдено. Об этом мы беседуем с Исполнительным вице-президентом ЕКУ Иосифом Зисельсом.

- Я бы не хотел лишний раз рассказывать об истории принятия "поправки", - начал разговор мой собеседник. - Хочу лишь напомнить, что лишение СССР статуса наибольшего благоприятствования в торговле стало в свое время достаточно серьезным рычагом давления на советское руководство из-за его преследований диссидентов и отказников. Слава Б-гу, в нынешних постсоветских странах существует свободная эмиграция, либерализованы многие общественно-политические процессы...

- Так почему действительно не отменить "поправку"? Тем более, что она сегодня существует только де-юре? Фактически же она не работает вот уже не первый год, поскольку регулярно "замораживается" по просьбе руководства заинтересованных стран.

- Да, это так. Но дело в том, что за годы, прошедшие со времени принятия "поправки", в цивилизованном мире заметно расширилась концепция прав человека. Личные права теперь дополнены правами религиозных, этнических и иных групп. И одно из важнейших мест в этом ряду занимает проблема реституции общинной собственности. На протяжении 1990-х годов она неоднократно поднималась различными международными и государственными органами, в том числе и американским сенатом, и президентом Клинтоном. Есть также резолюция Европарламента по реституции в Восточной Европе. Все эти вопросы были обращены и к руководству стран бывшего СССР. Общинная собственность, настаивает Европарламент, должна быть возвращена правонаследникам.

В Восточной Европе эта проблема худо-бедно решается вот уже на протяжении последних 6-7 лет. Вначале в Словакии и Венгрии, потом в Чехии, Болгарии, Румынии и сейчас в Польше. Процесс, что называется, пошел, но, увы, пока не в странах СНГ. Вот почему сегодня нам нужно вначале уточнить, что регулирует "поправка Джексона-Вэника", а уже потом бороться за ее отмену.

- Утверждают, однако, что "поправку" необходимо отменить, прежде всего, для того, чтобы Украина имела возможность вступить во Всемирную торговую организацию.

- Отмена "поправки", действительно, является необходимым, но еще далеко не достаточным условием для приема в ВТО. Гораздо важнее для вступления в эту организацию - решение различных проблем, связанных с демпинговыми ценами на металлы и другую продукцию украинских заводов, а также с лицензированием различной продукции "хай-тек": программного обеспечения, лазерных дисков, видео- и кинофильмов и т.д. Сегодня это огромный рынок, требующий приведения в соответствие с цивилизованными нормами. Пока это не будет сделано, я полагаю, Украина не будет принята в ВТО даже при отмене "поправки".

Вот почему все "за" и "против" в отношении отмены "поправки" должны быть тщательно взвешены.

Вы же знаете, у нас сегодня возникают большие проблемы с финансированием системы социальной защиты наших стариков и неимущих. К сожалению, "Джойнт" в 2001 году не получил те средства, на которые он рассчитывал и которые соответствовали бы процессу развития социальной защиты в странах СНГ. И к этому давно шло. Мы знали, что будет снижаться финансирование от "Клеймс Конференс" и других фондов. Это печальное положение ускорили теракты в Америке. Многие американские фонды обратились к своим внутренним проблемам и перестали финансировать внешние программы. Это уже привело к тому, что сегодня финансирование хеседов - огромной налаженной системы социальной помощи - упало на 30-35%, а в некоторых городах и на 40%. Я уже не говорю об общинных программах, которые "подрезаются" еще больше. Это ощутимый удар. И я уверен, что реституция могла бы помочь решить эти проблемы. Но в Украине, к сожалению, реституция практически не осуществляется. Возвращена, я имею в виду не культовые сооружения, а именно общинную собственность, только мизерная часть. Примерно 35 объектов из 2000. Тем временем опыт Восточной Европы показывает, что, как только начинает активно возвращаться собственность, даже если и не в полных объемах, сразу же община перестает быть зависимой от иностранных организаций. И эти примеры перед глазами: Словакия, Чехия, Венгрия, Польша. Хотелось бы, чтобы так было и у нас.

Однако пока наше обращение вместе с другими национальными общинами к Президенту по поводу моратория на приватизацию общинной собственности привело лишь к половинчатому результату. На религиозную собственность был разработан мораторий, на общинную, культурную собственность - нет.

Хочу подчеркнуть - я не против отмены "поправки". Я сам во время визитов в Америку на протяжении нескольких лет пытаюсь инициировать процесс обсуждения и решения этой проблемы. Но хотелось бы, чтобы отмена "поправки" сопровождалась определенными гарантиями со стороны украинских властей по поводу реституционных процессов.

- А Вы не боитесь, что реституция, именно культурно-просветительских или общинных зданий, может повлечь за собой всплеск антисемитизма. Вспомним, были ведь определенные сложности, когда кукольный театр выезжал из здания синагоги Бродского. Ходили же разговорчики о том, что "жиды отобрали помещение у детей".

- Без сомнения, такая опасность существует. В странах, где уже началась реституция, наблюдалось некое неудовольствие, но оно не выходило за рамки цивилизованности. Мы не можем привести ни одного примера более-менее серьезных эксцессов по этому поводу.

Во-первых, эти процессы растянуты во времени, ничто не отдается сразу. Например, закон о реституции в Словакии был предусмотрен на 10 лет, но, я думаю, процесс затянется гораздо дольше. В Польше здания отдаются очень медленно. Государство при этом объясняет гражданам, что реституция - гуманитарный акт большого значения. Это - признание европейских ценностей, улучшение инвестиционного климата. Ведь когда серьезные транснациональные компании видят, что в стране уважительно относятся к собственности, это способствует притоку инвестиций и, в конечном счете, улучшению экономической ситуации в государстве.

Мы хотим, чтобы именно так и было в Украине. Пусть хорошо живет страна и вместе с ней еврейская община.

Интервью Михаила Эйвина
В начало страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@  jewukr .org
© 2002 Еврейская Конфедерация Украины - www. jewukr .org