Что нового можно услышать касательно нашего вечного еврейского вопроса - как жить дальше? Для того чтобы ответить на него, нужно сначала определиться - кто мы, евреи, такие?
То, что мы - древний народ, идущий от Авраама, - понятно. То, что нам завещана Г-сподом текущая молоком и медом, а ныне сотрясаемая взрывами земля Ханаан, тоже понятно. То, что мы цепко держались за нее все прошедшие столетия, оплакивали ее утрату, - помним и это. И если бы не трагический Вавилонский плен и не разрушение Второго Храма римлянами, то мы, как это сейчас объясняется мудрецами, до сих пор оставались бы единым народом в Палестине. Но как быть с кровопролитными иудейскими войнами одного и того же народа? Как быть с неоспоримым фактом, что значительная часть нашего народа не захотела возвращаться из Вавилона обратно в Палестину, а еще за 800 лет до разрушения последнего Храма расселилась по другим землям, забыв о своем Б-жественном предназначении? Да и из Египта не все евреи ушли с Моисеем. Так что же мы за народ? Неудобные вопросы, но отмахнуться от них нельзя, даже если очень хочется. С историей не играются. И если бы не растворение в других народах, когда принудительное, а когда и добровольное, то нас сегодня, по некоторым расчетам, было бы не 16 миллионов, а все 600!
Почему же мы с такой охотой ассимилируемся даже сейчас, когда созданы все условия для духовного возрождения? Вспомним предков, соглашавшихся лучше принять смерть от рук врагов, чем съесть кусочек сала? Много ли сейчас найдется таких и здесь, и в Америке, и в Израиле? Согласимся, что прошел внутри нас какой-то серьезный надлом, характер которого боимся определить. За исключением немногих, искренне и фанатично верующих, мы утратили духовность. Интересно, с каким чувством стоят сегодня у священных могил Великих праведников те, кто только что сытно позавтракал "некошерной" пищей, а на днях уезжает на ПМЖ в Германию? То есть уходит из одного галута в другой, из принудительного изгнания в добровольное, туда, где сытно кормят, поят и пока не стреляют.
Израиль... Мечта десятков поколений евреев... Туда ведь мы тоже не едем, предпочитая топтаться на одном месте, как кони в конюшне. Топчемся и требуем к себе уважения, хорошего отношения, ласкового слова (это о тех, кто решил остаться здесь, в том числе и о себе).
А ведь, если разобраться, то и в самом Израиле мы не желанные, если не сказать, незаконные гости. Сионизм, этот романтико-атеистический рывок без Машиаха в Землю Обетованную, не срабатывает. Сколько уже было жертв, а сколько их еще будет... В таких условиях всех без исключения живущих там евреев следует назвать героями. Да-да. Героями, ибо они ежедневно и ежечасно рискуют своими жизнями. Ради того, чтобы удержать последний островок Еврейской Надежды. Впрочем, не напрасны ли их усилия? И в чем причина происходящей там трагедии? Только ли в том, что они подались туда раньше Машиаха, уподобившись смельчакам, без Б-га желавшим добраться до самого неба, построив Вавилонскую башню?
Или в чем-то другом, например, в их "некошерности"? Сейчас в Израиле живут сотни тысяч некошерных евреев и их нееврейских родственников, которые посещают не только еврейские храмы. С иудейской точки зрения - это грех, а с государственной, - именно они, эти некошерные евреи и их нееврейские родственники, обеспечивают безопасность Израиля. Не следует ли их всех, уклоняющихся от ортодокса, запутавшихся, некошерных и колеблющихся, признать своими и "амнистировать"? Не порывать с ними и не отвергать, а принимать такими, какие они есть. Ведь фактически мы все уже не такие, какими были наши предки. Что же теперь нас роднит? Язык, обычаи, традиции, религия? Или историческая общность судьбы? Скорее всего, второе.
Недавно с изумлением узнал, что еврей, проявивший интерес к другой вере, уже не еврей. А араб, перешедший в иудаизм, сразу становится евреем. Как же так? А если он снова вернется в мусульманство - тогда он снова араб?
Ах, как мы разбрасываемся людьми! А вот Гитлер перед расстрелом на краю противотанковых рвов сумел нас всех соединить - верующих и неверующих. Считаю, что еврей - это национальность, а иудаизм - принадлежность к вере.
Есть о чем подумать нашим мудрецам и богословам в такие исключительно трудные и важные для существования нашего народа дни. Пока еще нас, евреев, осталось несколько миллионов. Потому что грубая реальность несколько опережает блестящую теорию. |