Есть у Акутагавы рассказ, в котором одно и то же событие интерпретируется его участниками совершенно по-разному, да так, что читатель становится в тупик - где же истина? И есть ли она вообще? Подобные сомнения вполне применимы к завершившемуся визиту премьера Израиля Ариэля Шарона в США. В интервью нью-йоркскому корреспонденту "Haaretz" сам Шарон, разумеется, оценил поездку как "чрезвычайно успешную". С другой стороны, главная ее цель не достигнута - для президента Буша Арафат по-прежнему "важный элемент в восстановлении мира" на Ближнем Востоке и прекращать с ним дипломатические отношения он не собирается. По словам пресс-секретаря Белого Дома Ари Флейшера (сам-то, чай, не англосакс), "президент ясно дал понять, что США заинтересованы в поддержке палестинской администрации". Стареющего раиса не смогли потопить даже история с "Карин-А" и упрямо не желающий прекращаться террор. Восток есть Восток, и пропасть между Израилем и ПА намного больше, чем сотни метров, отделяющие арабские поселения от "зеленой черты". Это в Израиле, когда в 1976 году у покойной Леи Рабин обнаружилось несколько сот долларов на банковском счете в США (что было в те годы запрещено законом), премьер вынужден был подать в отставку. Для арабского общества это выглядит не просто глупо - дико. Сумел же Насер удержаться у власти после унизительнейшего поражения в Шестидневной войне, а Саддам сохранить народную любовь (и трон!), пережив девятый вал "Бури в Пустыне" и все его последствия. А у Арафата, замечу, сторонников в мире намного больше, чем у вышеупомянутых персонажей.
Недаром Белый дом так обиделся на министра обороны Израиля Биньямина Бен-Элиезера, когда тот намекнул, что администрация США не прочь видеть на месте Арафата другого лидера. Пришлось даже звонить помощникам Кондолизы Райс и Ричарда Чейни и приносить извинения за излишнюю откровенность. Вдобавок Бен-Элиезер заверил общественность, что вице-президент Чейни не говорил, что Арафата нужно повесить. Как в анекдоте об Абрамовиче, которого суд обязал публично извиниться перед Рабиновичем. Выйдя на сцену и окинув взглядом зал, "виновный" вопросил: "Рабинович не дурак? Я извиняюсь...".
Вообще-то Арафату действительно пора на покой. Приближенные давно называют его "стариком". Правда, это уж явный плагиат - так в свое время называли Бен-Гуриона. Раис даже сам заговорил о возможных преемниках - председателе законодательного совета ПА Ахмеде Куреи или генсеке ООП Махмуде Аббасе.
Эти кандидатуры вполне устроили бы и Госдепартамент. Чего нельзя сказать о других кандидатах - Джибриле Раджубе и Мохаммеде Дахлане, руководителях служб безопасности ПА на Западном берегу и в секторе Газа. Впрочем, по словам самого Арафата, они "близки его сердцу", но не настолько, чтобы стать преемниками. После этого, умилившись собственной мягкости, председатель вдруг заявил, что все попытки Израиля заменить его кем-либо другим в процессе мирного урегулирования не будут иметь успеха, так как именно он - народный избранник палестинцев... Что ж , каждый народ имеет то правительство...
При этом Шарон уверен, что "в конце мирного процесса появится Палестинское государство". Правда, для этого, по мнению премьера, Арафат должен сначала стать цивилизованным политиком. А вот это очень сомнительно.
Раис сам загнал себя в жесткий образ харизматического вождя в неизменном френче, и полученный в результате мирного урегулирования пост президента крошечного, коррумпированного и нищего государства станет, возможно, не венцом, а крахом его карьеры. Да и само палестинское общество вряд ли готово к такому - "цивилизованному" Арафату. Менахем Бегин десятилетиями изживал свое радикальное прошлое, в любую жару появляясь в галстуке и костюме на манер европейского джентльмена. И это в Израиле, где депутат Кнессета в тенниске - обычное зрелище. Кто-нибудь представляет себе Арафата в галстуке, озабоченного, к примеру, вопросами социального страхования? Да и в галстуке ли дело?
Гораздо важнее то, что США не отреагировали на просьбу Шарона объявить "Подразделение 17" и "Танзим" террористическими организациями и закрыть их офисы на территории США.
А Арафат тем временем укрепляет связи с Ираном - основным спонсором "Хизболлы" и "Исламского джихада". И спонсор этот оснащает своих подопечных отнюдь не самодельными бомбами, начиненными гвоздями, а противотанковыми ракетами, ракетами класса "земля-воздух" и "земля-земля" с радиусом действия 20-70 км. Эти игрушки для взрослых оснащены сегодня обычными боеголовками, которые вполне могут быть заменены на химические или бактериологические заряды. Начинять же есть что - по словам Шимона Переса только у "Хизболлы" 10 тысяч подобных ракет.
Хочешь, не хочешь, а приходится признать, что "стабильность" и "цивилизованность" явно не стиль Арафата и его официальных и полуофициальных сторонников. "Миллионы шахидов уже направляются в Иерусалим, - сказал на днях народный избранник, имея в виду террористов-самоубийц. Мы защитим наши святыни и прогоним оккупантов".
Терминология типа "шахиды интифады Аль-Акса" или "священный джихад" не сходит с уст раиса. Положение обязывает. Ведь всюду, куда заносила его нелегкая террористическая судьба, - в Иорданию, Ливан, Тунис, - ситуация накалялась до вооруженных столкновений и гражданской войны, не говоря уж о вспышках кровавого террора.
Впрочем, мир к этому уже привык. Это же не в странах ЕС каждый день хоронят очередную жертву "национально-освободительной борьбы". Интересно в этом отношении мнение секретаря правительства Израиля Гидона Саара, считающего, что Россия сегодня занимает по отношению к еврейскому государству гораздо более взвешенную и ответственную позицию, нежели европейские страны. Если бы лидеры Европы следовали примеру Владимира Путина, то у Ясира Арафата не осталось бы никаких шансов в международной политике, - говорит 36-летний дипломат.
Никаких шансов. Прямо, как в еврейском анекдоте:
- Вы слышали, Рабиновича расстреляли!!!
- Как, опять?!
- Тише, вот он идет.
Абсурд? На Ближнем Востоке и не такое бывает... |