Несмотря на значительные успехи этимологии, и до нашего времени происхождение этнонима "еврей" не всегда остается понятным, неясно и его происхождение в языках других народов.
Как известно, у Ноя было три сына: Сим, Хам и Яфет. От Сима пошли семиты, его правнуком был Эвер, очень преданный идее единобожия. Не исключено, что его потомки, в том числе и Авраам, такие же приверженцы единобожия, стали называться эври или иври. Слово "иври" как самоназвание евреев упоминается уже в Танахе. Буквально оно означает "пришелец с той стороны" и предположительно трактуется как пришелец из-за реки Евфрат.
Кроме этого самоназвания существует и другое - "иегуди". Его происхождение связано с именем одного из сыновей нашего праотца Якова - Иегуды, родоначальника одного из 12 колен Израилевых, потомки которого назывались именем иегудим. Иегудим звались и все жители Иудейского царства, а жители второго царства - Израильского, соответственно - исраэлим, или израильтяне. Это еще одно самоназвание народа. После падения Израильского царства народ, проживающий на этой территории, именовался и как исраэль, и как иегуди. Вероятно, первоначально эти названия не перекрывали друг друга, но позже иегуди стало обозначать всю эту национально-религиозную группу вне связи с какой-нибудь определенной территорией.
После возникновения христианства и разделения его на две основные ветви: западную - римско-католическую (латинскую) и восточную - греко-православную в языках народов, последовавших западной ориентации, обозначение евреев связалось с их ивритским самоназванием - иегуди. Так, в англо-германской языковой группе - в немецком, датском, норвежском языках оно звучит как jude, в английском - jew. В романских языках: португальском - juden, во французском - juif. По латыни слово еврей звучит как hebraeus и происходит от древнегреческого еbraios (эбрайос), в свою очередь восходящего к ивритскому "иври". От латинского hebraeus происходит и второе название евреев. В английском - hebrew, в немецком - hebraer, французском - hebreu, итальянском - ebreo, испанском - hebreo, датском - hebraisk.
Интересно, что название евреев в качестве производного от исраэль сохранилось лишь в Закавказье: в грузинском - израэли, или эбраэли, и в армянском - израэлаци, или греа. Грузинские и армянские исторические традиции появление евреев на Кавказе относят к VI в. до н.э. Грузинские евреи считают себя потомками десяти колен израилевых, отправленных в рассеяние ассирийским царем Саргоном II после завоевания им Израильского царства (722 г. до н.э.). По другой версии, предки грузинских евреев были изгнаны из Иудеи вавилонским сатрапом Навуходоносером позже, в VI в. до н.э. Вероятно, обе версии верны. Завоевания обоих еврейских царств вызвало несколько крупных волн заселения Кавказа. Но поскольку в грузинском и армянском языках название евреев воспроизводится от "исраэль", то, возможно, что первая волна происходила именно из разрушенного Израильского царства. Самоназвание его населения и вошло в языковой фонд туземных народов.
В ряде восточных языков наименование евреев восходит к ивритскому иехуди. Так, в сирийском языке, языке айсор - потомков древних ассирийцев, язык которых представляет собой диалект арамейского, близкородственного ивриту, еврей обозначается как hudu, в арабском - jahudi, в тюркских, например, в азербайджанском - ягуди, или джугид. Первое название перешло с арабского вместе с принятием ислама, второе - восходит к персидскому - джугит. Близко к персидскому стоит и караимское - чуфут, что связано с возникновением караимства в VIII веке в Вавилоне, в персидскоязычной среде.
Что касается славянских языков, то в них наименование евреев звучит как жид. Происхождение этого этнонима все еще остается не совсем ясным. Так, известный лингвист М.Фасмер в своем знаменитом четырехтомном "Этимологическом словаре русского языка" (1966 г.) указывает, что слово "жид" является заимствованием через балкано-романские языки из итальянского juideo (еврей), и распространение его происходило с запада на восток. Хотя евреи на территории Руси жили еще с незапамятных времен, но ближайшее знакомство славян с ними, видимо, произошло через хазар, там же и следует искать очаг происхождения этого слова. В последнее время предполагается, что его генезис может быть связан с названием Джидан - крупного центра еврейских поселений, расположенного в Северном Дагестане, где евреи компактно живут со времен Хазарии. Другая версия связана с хазарским наименованием евреев - джугут, восходящим к персидскому. Возможно, это было самоназвание евреев, изгнанных в Хазарию из сасанидского Ирана.
Во времена Хазарии и Древней Руси слово "жид" не имело оскорбительного смысла. Таковой оно приобрело позже, с развитием и упрочением христианства на Руси. В это же время возникло и второе название - еврей, что также связано с проникновением православия. Вместе с православием на Русь пришла и византийская культура. В Византии евреев называли эврэос, что также восходит к иври. В старославянском эврэос стало звучать как еврей.
Интересно проникновение слова "жид" в польский, литовский, чешский и венгерский языки, народы которых придерживаются ярко выраженного католицизма. В эти языки это слово, несомненно, принесено евреями, мигрировавшими из Хазарии и Руси на запад. В этой связи упомянем, что в 1976 г. в США вышла книга английского автора Артура Кестлера "Тринадцатое колено", которая произвела большое впечатление. В ней утверждается, что настоящие ашкеназийские евреи не имеют ничего общего с "сынами Авраама", а являются потомками хазар, принявшими иудаизм и рассеянными по Европе после крушения Хазарского каганата в X в., что ашкенази "вышли не с Иордана, а с Волги, не из Ханаана, а с Кавказа и что они ближе к венграм, гуннам, чем к отпрыскам Авраама, Ицхака, Якова". Эта теория подверглась критике, но и имела приверженцев. Если вся идея вряд ли верна, то отдельные ее элементы могут иметь право на существование. Конечно, при распаде каганата какая-то часть хазар-иудеев и хазарских евреев распространилась не только по территории Киевской Руси, но и далеко на запад. Слово "жид" могло быть сюда занесено именно ими.
Мигрирующие группы иудеев вряд ли смогли стать основой для многочисленных еврейских общин, населявших территорию средней Европы. Скорее всего, они или ассимилировались, или слились с уже имеющимися там процветающими общинами.
Кроме того, как показал израильский ориенталист и историк А.Поляк (2001 г.), Хазария была крайне заинтересована в поддержке и сохранении торговых артерий, сходящихся на северо-западе Прикаспия - основной территории Хазарии. Это связывало ее в своеобразный торговый союз с народами, проживающими на этих путях, в том числе и народами, проживающими в Закарпатье по обе стороны румыно-венгерской границы. Влияние Хазарии, в том числе и культурное, распространялось, таким образом, и на народы Центральной Европы. Именно сюда из Хазарии и было занесено, скорее всего еврейскими купцами, и слово "жид".
В языках народов, населяющих Россию, но в своей истории не сталкивавшихся с евреями (карелы, коми, мордва, цыгане, киргизы и др.), слово "еврей" заимствовано из русского.
У народов Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока своего наименования евреев также нет. Исключение составляют корейцы - menun.
Таким образом, наименования евреев в языках разных народов в основном сводятся к трем самоназваниям - иври, иегуди и Израиль.
"Общинный вестник", Петрозаводск (Россия) |