Епископ Любомир Гузар родился 26 февраля 1933 г. во Львове. Там же окончил народную школу и первый класс гимназии. В 1944 г. семья вынуждена была покинуть Украину, в которую он вернулся только спустя полвека, будучи уже в высоком духовном сане. В 1993-1994 годах служил духовником в Львовской Духовной Семинарии Святого Духа. В 1996 г. Владыка Любомир назначен епископом-помощником Главы УГКЦ.
26 января 2001 г. на чрезвычайном Синоде епископов избран Верховным архиепископом УГКЦ.
21 февраля 2001 г. назначен Папой Иоанном Павлом II кардиналом католической церкви.
- Блаженнейший Владыка, как Вы оцениваете ситуацию, сложившуюся в Украине в отношениях между разными направлениями в христианстве?
- Общество многорелигиозно и в Украине, и за ее пределами. И мы должны сосуществовать, уважая при этом свое собственное достоинство и достоинство других людей. Каждый из нас является тем, кем он есть по убеждению, рожден ли он в данной религии или сознательно принял ее. Он этого придерживается потому, что убежден, что данная религиозная доктрина подходит ему, и он в ней находит программу жизни и надежду на будущее. Папа Римский Иоанн Павел II сегодня обращается к разным религиям и старается завязать с ними контакты, основываясь на общечеловеческом духе. Определяется некая база для диалога, ведь религии, особенно большие, имеющие много прихожан на разных континентах, построены на определенных этических основах. Они имеют много общего и, углубляя наше взаимопонимание, мы находим основу, единство религиозных понятий, что чрезвычайно важно для людей. Это не желание убедить всех: "Будьте такими, как я!", а понимание того, что мы должны признать, что в этой многорелигиозности есть план Божий, который нам нелегко понять.
Нет сомнения, что большую роль в религиозных распрях играют политические соображения: внутренняя и внешняя политика. К сожалению, иные политики стараются через раздоры заработать определенный капитал. Задача христиан - не политизировать церковную жизнь, хотя это не означает стоять в стороне от жизни общества. Церковь должна быть заангажирована в жизнь общества, но она не должна находиться на службе личных или групповых интересов.
- Владыка, насколько важен, по Вашему мнению, сегодня диалог между христианами и иудеями?
- Моя семья дружила с евреями-хасидами. Сравнительно недавно я узнал и о других направлениях в иудаизме, в частности, о либеральном иудаизме. Иудаизм - чрезвычайно интересное явление. Это не только исторический фактор. Христиане должны себя считать в какой-то мере иудео-христианами. Мы также живем и Торой, но воспринимаем Иисуса Христоса как Мессию. Вместе с тем мы не можем закрывать глаза на тот факт, что евреи его таковым не воспринимают. Но Господь Бог выбрал народ по собственной воле, и этот народ продолжает жить.
Таким образом, Господь не отказывается от своих избранников, и мы должны определить свое отношение к евреям. Что касается истории, то здесь мы должны подходить с пониманием категорий познания. Существует немало стереотипов, в частности, в отношении погромов, так называемого "генетического антисемитизма" украинцев и т.п., которые необходимо научно исследовать. Хотя и нет сомнений в том, что все это когда-то имело место. Вместе с этим и в истории евреев были определенные моменты негативного отношения к украинскому населению, что также порождало взаимную неприязнь. Эти вещи - сугубо исторического и человеческого характера, а не богословского. Мы должны подходить к этой проблеме в духе примирения. Это не значит забыть, но уметь признать, что такое произошло, и оно не должно повториться. К этому очищению должны подходить объективно, без устаревших стереотипов и христиане, и евреи. Нам надо очистить память от элементов, которые обременяют наши отношения.
- Какие конкретные шаги в этом направлении Вы видите? Возможно, в начале это может быть проведение каких-либо общих благотворительных акций, конференций и семинаров?
- Это, безусловно, желательно. Все мы вышли из такой "мельницы", в которой всех верующих перемалывали одинаково и безжалостно. Мы пережили это. И пришло то время, когда мы должны сделать смелые шаги навстречу друг другу. Ведь многие проблемы в жизни и сосуществовании людей возникают из-за незнания друг друга.
Необходимо, чтобы лидеры больших религий собрались вместе и установили определенный Моральный Кодекс Прав, общих для всех. Чтобы не разрешать больше манипулировать религией. Ведь сегодня Усама Бен Ладен позволил себе единолично говорить от имени огромной религиозной группы. Если уж кто-то воюет, то мы не должны допустить, чтобы эта война велась от лица Бога. "Священные войны" уже были, и в них пролилось много крови "во имя Божие", но подобное не должно повторяться. Мир находится в серьезном моральном кризисе потому, что он перестал соблюдать святые слова. Задача для больших религий - привлечь внимание всего мира и верующих людей к тому, что никакая религия сама по себе не является воинствующей и не благословляет несправедливость. Глобализация может иметь положительные последствия, если будет построена на моральных принципах и безопасности человека. Причина для тревоги будет, если мы не будем придерживаться общих для всех моральных основ.
- Важно объединение усилий духовных лидеров, лидеров политических и капитанов индустрии для решения этих проблем. Только вместе мы сегодня сможем решать важные проблемы. Об этом шла речь в 2001 году на Форуме в Давосе...
- Я знаком с декларацией этого Форума. Хорошо, что капитаны индустрии решили пригласить религиозных лидеров, но эта работа требует продолжения. После 11 сентября 2001 г. ситуация показала не только экономический, а прежде всего колоссальный духовный кризис в мире, который нужно преодолеть. Если бы состоялся такой форум, закончившийся не только общими декларациями, это, безусловно, было бы очень полезным.
- Я хотел бы подчеркнуть, что именно представители прогрессивного иудаизма выступают инициаторами межконфессионального диалога. Призывают к согласию в современном мире. Ваше отношение к прогрессивному, или либеральному иудаизму?
- Я знал и больше читал об ортодоксальном иудаизме. Могу искренне сказать, что для меня либеральный иудаизм является своего рода загадкой. Необходимо его больше познать. Мне тяжело сейчас об этом судить, поскольку не имею на это права, и мне еще не хватает знаний. Вместе с тем необходимо изучение либерального иудаизма. Мне очень интересно больше знать о его истории и современности. Это очень важно, ведь и в США либеральный иудаизм очень силен. Необходимо показать, что, кроме ортодоксального, в иудаизме существуют другие формы и направления, которые имеют такие же права на существование и на понимание.
Мы сегодня все в ответе за этот мир. И христиане, и мусульмане, и иудеи.
Интервью Владимира Матвеева, "Открытая дверь", Киев |