Не хочется, ровно дыша, мелкими шажками двигаться от работы к работе Юрия Косина. При первом же беглом взгляде, которым ловишь сразу всю экспозицию выставки, чтобы выбрать, куда же ринуться в первую очередь, уже понимаешь - сделано Мастером. Обратимся к настоящему, древнему смыслу слова "мастер". Оказывается, "мастером" в древности называли учителя, преподававшего грамоту, знатока библейских и евангельских сюжетов.
Каждый настоящий художник (в нашем случае - понимай фотограф) всегда Учитель. Учит, заставляет видеть чудо, необычное в обыденном, нарушает привычный ход событий. Даже в очень реалистичных своих работах он поэтизирует "правду жизни". Ну, что, казалось бы, так любоваться вполне бытовой сценой "Ложечку за папу, ложечку за маму". Автор сюжета, потомок нееврейского рода, считает, что так кормят только в мишпохе, и любуется этим.
Он внимателен, он пристрастен и к украинскому, и к еврейскому, и, очевидно, к любому другому быту.
У него есть много работ, где главное "действующее звено" - природа.
И, конечно же, основная тема последних лет - портреты. Налицо какая-то загадка. Многие из них таинственным образом меняются, исчезают с плоскости лица и вновь появляются обновленными. Многое нам неподвластно. Например, мы не выбираем себе родственников или друзей детства. Ушли из памяти лица, будто закрыты экранами времени на одной из фотографий Косина. Возможно, это ностальгия по детству, которая, хотим мы или нет, всегда с нами. Ну, конечно же, это фототрюки, этакие "поражающие" фокусы. Черно-белая фотография оперирует таким выразительным средством, как тон. Удивительно, но многие ч/ б фото производят впечатление живописи.
Косин мастерски владеет композицией, как хороший график работает линией и пятном, отважно балансируя на грани реального и фантазии художника. Он часто умышленно искажает действительность (будь то пейзаж или лицо), при этом соблюдая необходимую меру условности, что очень близко, очень понятно еврейскому сознанию - внешнее сходство не важно, главное - суть, "внутренняя натура", преобладающая над внешним. Отступая от реального, почти всегда псевдоправдивого сходства, Косин достигает максимальной выразительности, драматичности образа. Возможно, это качество в творчестве автора и послужило причиной его участия в программе "Агада" Института иудаики - программы, основная идея которой - выставки художников, работающих над еврейской тематикой. Трудно выстроить визуальный ряд, представить в картинах духовные еврейские сущности. В средневековой иллюстрированной пасхальной Агаде, которая так и называется "Аггада - птичьи головы", образы евреев умышленно искажены (тела людей с шаржированными головами птиц). Кстати, в Вормском Махзоре то же самое. Одна из версий таких странностей в изображении: сатана не должен видеть, как красивы евреи физически и духовно. Иначе из зависти много бед может причинить. Флер тайны посредством легкого искажения реалистического изображения придает портретам современных евреев работы Юрия Косина особую притягательность, завораживает зрителя.
Перечисление наград, премий, побед художника, или точнее - фотохудожника, может занять много времени.
Он - участник и победитель многих конкурсов и фестивалей. Его работы хранятся в музеях, галереях и частных коллекциях США, стран Европы, Израиля, России, Украины.
Хочется еще несколько слов сказать о программе "Агада", в рамках которой состоялся фотопроект Юрия Косина "Автобиография от третьего лица". Эта выставка - двадцатая по счету. Все предыдущие привлекали к себе внимание и известных искусствоведов, и взыскательных зрителей. То, что у программы есть дружеская поддержка такой организации, как Еврейская Конфедерация Украины, говорит о хороших перспективах.
Что же касается последней акции, хочется поздравить и автора, и зрителей с хорошей выставкой. |