Так называлась Международная конференция, которую провел в Днепропетровске Всеукраинский Благотворительный Фонд «Научно-просветительский центр еврейской истории и культуры «Ткума» совместно с «Джойнтом» и другими организациями. Международный характер конференции обеспечивался участием специалистов из России, Израиля, Великобритании, Польши и Голландии. Организаторы форума обеспечили комплексный подход к изучению проблем Холокоста, проведя в секциях рассмотрение вопросов истории евреев Украины до и после Второй мировой войны, Холокоста с его философскими, этическими и психологическими аспектами, отражения этой трагедии в литературе и искусстве, а также в практике преподавания.
Если на пленарных заседаниях раскрывались принципиальные аспекты проблемы, то в секциях велись дискуссии, определялись подходы и уровни понимания трагедии. Уровень выступлений колебался от простых рассуждений о нравственных основах межэтнического конфликта до глубокого анализа методологии и методов познания проблем Холокоста, особенностей этой трагедии в России и Беларуси и т.д. Удивила позиция ортодоксов, утверждавших, что геноцид евреев осуществлялся по воле Б-га , который якобы так наказал потомков Авраама за отход от принципов Торы!
Выступления ряда участников конференции свидетельствовали, что они не очень стремились познать существо проблемы, не использовав даже самый доступный курс Открытого университета Израиля «Катастрофа европейского еврейства». Нежелание изучать семь томов этого курса, к сожалению, характерно для многих преподавателей проблем Холокоста в различных учебных заведениях.
Другим вопросом, характерным для ряда выступавших, было рассмотрение нацистского геноцида в Украине в отрыве от исторического контекста. Сама трагедия Холокоста была представлена по материалам архивных документов, полевых исследований, свидетельских показаний, поэзии, народных песен на идиш, публикаций прессы, документального и художественного кинематографа. Особый интерес вызвали выступления Бориса Забарко о воспоминаниях переживших Катастрофу, Норберта Хайнтерлейтнера (Амстердам) о материалах, посвященных Анне Франк, Ирит Абрамски (Иерусалим) об образовательных программах Института Яд Вашем, Арона Вайса (Израиль) об украинско-еврейских отношениях во время войны.
Преподаватели проблем Холокоста говорили о сложностях, связанных с выделением трагедии, которая многими воспринимается как исключительно еврейская, из многих других бед народов Украины. В связи с этим большое значение приобретает процесс увековечения памяти жертв трагедий всех этносов страны, который уже поддержан Кабмином, народными депутатами, образовательными и научными учреждениями. Теперь трагедии погромов и Холокоста могут изучаться вместе с проблемами депортаций украинцев, немцев, крымских татар, поляков и других народов. Такое преподавание вполне может стать органической составляющей учебных процессов в школах и вузах. Большое воспитательное значение будет иметь также установка памятных знаков на местах трагедий, организация траурных мероприятий в их годовщины, исследования и публикации о них.
К сожалению, трагедии евреев в нашей стране не прекратились с завершением войны. Новый антиеврейский виток захватил страну после убийства Михоэлса. Сталинская администрация раскрутила его в процессе преследования «безродных космополитов», репрессий против членов Еврейского антифашистского комитета и «дела врачей». Несмотря на провал последнего, еврейская культура в СССР была практически запрещена. Одновременно и термин Холокост был объявлен сионистским, поскольку подразумевал существование международной еврейской общности, наличие которой категорически отрицали идеологи КПСС. Об этом мало говорили на конференции, хоть меньше года осталось до печальной годовщины — 50-летия расстрела членов ЕАК.
Конференция в Днепропетровске положила начало комплексному рассмотрению темы Холокоста в Украине, что теперь требует от исследователей и преподавателей более глубокого и всестороннего изучения проблем, связанных с этой трагедией. |