Еврейский Обозреватель
ОБРАЗОВАНИЕ
5/24
Март 2002
5762 Адар

ЭТО БЫЛО НЕ В ЛИМЕ,   А  В СВЯТОМ ИЕРУСАЛИМЕ
ИГОРЬ ГУСЕВ
На главную страницу Распечатать

Семинар преподавателей программы «Зегут йегудит» действительно состоялся не в главном городе Перу,  а  в куда более логичном для него месте — столице еврейского государства. «Зегут йегудит» — «Еврейское самоопределение», — это, напомним, программа Еврейского агентства «Сохнут», цель которой — дать будущим репатриантам хотя бы элементарное представление о еврейской истории и традиции.

Ситуация, сложившаяся на сегодняшний день, крайне неоднозначна. С одной стороны, — возобновление и развитие еврейской общинной и культурной жизни в СНГ. С другой, — растущие темпы ассимиляции и разрушение национальных ценностей в современном мире. Все это напрямую связано с внешними и внутренними проблемами Израиля — сердца народа, если диаспору уподобить телу.

В иерусалимской гостинице «Шалом» собрались более 150 человек — от Западной Украины до Находки. Участники семинара были поделены по моделям преподавания: «алеф» (история, культура) и «бет» (традиция, история, культура). Состоялись лекции Пинхаса Полонского — директора центра «Маханаим», Шломо Неемана — главы «Зегут йегудит» в Украине и Молдове, Зеева Дашевского, Михаэля Ривкина и многих других. Выступали перед участниками и известные публицисты: тот же Пинхас Полонский (религиозный сионизм), Дов Конторер (преподавание иврита в условиях советского подполья), Зоя Копельман (литература на иврите), Алек Эпштейн (становление Государства Израиль). Всего один день из своего плотного графика смог выделить для прекрасных лекций об идиш и литературе на этом языке заведующий кафедрой идиш университета им. Бар-Илана Велвл Чернин.

Необычайно интересны были круглые столы с участием глав «Сохнута» и «Зегут йегудит», преподавателей, председателя Ваада Украины Иосифа Зисельса, директора «Зегут йегудит» в России Ицхака Райза, русскоязычных израильских журналистов различной политической направленности. Затрагивались вопросы жизнеспособности еврейской диаспоры, путей развития нашей программы, безопасности Израиля, абсорбции «русской алии» последних лет. «Студенты» имели возможность выслушать полярные точки зрения и активно участвовать в прениях, которые затягивались допоздна. Ценную информацию мы почерпнули из встречи с представителями программы «Махон ле-лимудей яhадут», готовящей нееврейскую молодежь к гиюру. Запомнилось посещение Музея библейских стран с замечательным концертом, гвоздем которого стало выступление Шули Натан — первой исполнительницы знаменитой «Иерушалайм шель заhав» («Золотой Иерусалим»). И, конечно, экскурсии! В Тель-Авив с посещением Дворца Независимости и Дома Бялика, вечерней прогулкой по озеру Кинерет в тот же день, ночевка в Тверии, поездка на север с посещением усадьбы Дубровина и Голанских высот, встреча субботы в Цфате с незабываемой экскурсией по городу Каббалы, подъем на Масаду, купание в Мертвом море в районе курорта Эйн-Геди. В самом Иерусалиме — посещение театра со спектаклем тель-авивского «Гешера» по пьесе Йехошуа Соболя «Деревня». Кстати, со сцены, кроме иврита, звучали английский, русский, идиш, итальянский, арабский — о таких многоязычных спектаклях я мечтал всю жизнь! Потрясающей была экскурсия в Старый Город с вечной святыней еврейского народа — Стеной Плача.

 А  по окончании семинара в той же гостинице «Шалом» проводилась конференция по проблемам еврейского образования, в которой мы могли не только «внимать» известным израильским политикам (например, Натану Щаранскому и Юлию Эдельману), но и самим задавать вопросы и самостоятельно выступать в различных секциях и творческих мастерских. Да и кого из нас — сердце и тело! — могли оставить равнодушными, например, психологические аспекты преподавания еврейских дисциплин взрослым и детям, еврейский театр, проблемы гиюра, дискуссия общественных деятелей Израиля о возможности изменения Закона о возвращении?

Отдельно стоит упомянуть мероприятия Объединенного института изучения иудаизма под руководством одного из величайших еврейских ученых нашего времени раввина Адина Штейнзальца. Это и две глубокие и острые лекции самого р. Штейнзальца о еврейской самоидентификации и духовных связях еврейства и России. Это и презентация нового издания «Агады» из серии переводов Талмуда на русский, осуществляемых «командой» р. Штейнзальца, и общение с членами «команды». Различные русскоязычные издательства Израиля предложили нам огромный выбор литературы по еврейской традиции, философии, истории, культуре.

Конечно же, остались проблемы, над которыми нам всем еще думать и думать. Это и формирование мотивации изучения еврейских дисциплин, совершенно, по мнению многих из нас, неоправданное «урезание» часов собственно традиции в нашей программе, и противоречия религиозного и светского подходов к преподаванию и вообще к еврейским проблемам.

Говорят, два еврея — три мнения. Но не будем забывать — мы один народ, и что болит у одного — болит у всех, сознаем мы это или нет. Вот и я после семинара и конференции остался со своим мнением, что, работая с будущими репатриантами на местах, лучше не давать один и тот же материал галахическим евреям и тем, кто не родился от еврейской матери. Тем более тот же самый материал не годится для лиц, к еврейству отношения вообще не имеющих.

У каждого свое видение Израиля, свое объяснение удивительной стойкости его жителей. Вспоминаю, как на Мертвом море, в Эйн-Геди, я пел «Атикву» с потомком иранских евреев. Спеть предложил он. Гимн Украины я тоже знаю. Но нигде и ни с кем, ни по чьей инициативе петь его не приходилось. Патриотизм, вера в свой народ и свое государство — вот как охарактеризовал бы я позицию большинства граждан Израиля, с которыми мне посчастливилось общаться.

 А  в заключение хочется мне как-то выйти из щекотливого положения, в которое я сам же себя и поставил. Зачем в заголовке упомянута Лима?

В одной из не самых центральных провинций Перу собралась как-то группа людей для изучения Священного писания с целью быть еще лучшими католиками. Вскоре они поняли, что католицизм, как и христианство в целом — не их путь. Все больше и больше привлекал их иудаизм. И вот один из них, вернувшись из столицы, привез сногсшибательную весть: в Лиме есть раввин. Настоящий раввин! Зачастили бывшие католики в столицу. Раввин проводил с ними занятия, но когда встал вопрос о принятии еврейства, развел руками. Это компетенция бейт-дина (раввинского суда). Ближайший бейт-дин был в США...

Не было бы счастья, да несчастье помогло. Во время перуанского землетрясения встал вопрос уже не только о духовном, но и о физическом спасении стремящихся стать евреями людей. Их вывезли самолетами. И сейчас в Израиле нередко во время демонстраций в качестве наиболее активных их участников, зачастую с настоящими бойцовскими качествами, можно лицезреть людей со странным сочетанием ермолок, пейсов и раскосых индейских глаз. Ну и как вам еврейское самосознание?

В начало страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2002 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org