Трудно однозначно определить, чем является движение растафари: маргинальным профанированным иудаизмом, мессианской сектой, народно-религиозным движением, синкретическим культом, суррогатом панафриканской идеологии, движением за культурную самобытность, политическим антирасистским движением, трущобной субкультурой люмпенства или молодежной модой. За 70 лет растафарианство прошло через удивительные метаморфозы. В нем отразилась история африканской диаспоры, религиозные ереси, проблемы духовной деколонизации и рок-музыка. Черные рабы часто ощущали свое сходство с обращенными в рабство древними евреями. Некоторые довели эту мысль до ее логического завершения, объявив себя настоящими евреями. Приверженцы этой идеи жили в США еще во времена рабовладения. Весть о том, что в Эфиопии существует иудейское меньшинство фалаши, безусловно, повлияла на рост "черного иудаизма" в конце XIX века.
Движение растафари, распространившееся сегодня практически по всему миру, зародилось среди чернокожего населения Ямайки в начале XX века. Это движение, объединяющее многочисленные группировки, крайне неоднородно, поэтому довольно трудно определить, является ли оно политическим или религиозным. Впрочем, сами расты (как называют приверженцев растафари) оценивают, скорее, положительно разнообразие идей внутри движения. Для них растафари - это не религия, не философия, не организация, а "тотальность всего жизненного опыта", активная попытка воплотить в жизнь волю Джа (так расты называют Г-спода).
Вдохновителем этого движения был Маркус Гарви, один из самых выдающихся негритянских лидеров, выступавших за возвращение чернокожих США и Карибских островов в Африку, на историческую родину. Личность Гарви, родившегося в 1887 году в небольшом селении на Ямайке, приобрела мессианское значение для его земляков и собратьев. В 1914 году Гарви создает Всемирную организацию за улучшение положения чернокожего населения. Первоначально его деятельность встретила сопротивление со стороны официальных колониальных властей, да и пребывавшее в апатии после неудачного восстания чернокожее население также отнеслось без особого энтузиазма к идее Гарви создать всемирное братство всего негритянского населения Земли. Понимая, что на Ямайке ему не удастся осуществить свою мечту, Гарви уезжает в 1916 году в США.
Будучи сам чернокожим католиком, он выдвинул оригинальную идею, объявив Христа, Адама и вообще всех чернокожих - "черными израильтянами", а Эфиопию - "истинным Сионом". Именно эта идея и вдохновляла последователей Гарви. Кроме того, он предсказал появление в Африке могущественного короля, способного принести свободу всем чернокожим. Свое пророчество Гарви обосновывал словами псалма: "Придут вельможи из Египта; Эфиопия прострет руки свои к Б-гу" (Пс. 68:31). Таким королем был объявлен Рас (то есть "принц, князь") Тафари Мэкконнен, взошедший на престол в Эфиопии в 1930 году. Поэтому этот год и считается годом оформления движения растафари (отсюда и его название). Считалось, что в Эфиопии был коронован не просто еще один монарх. На эфиопский престол взошел Его Императорское Величество Хайле Селассие I, Царь Царей, Господь Господствующих, Лев из Дома Иудина, Избранник Божий, Светоч Мира, Царь Сиона. Было вычислено, что новый монарх является 225-м правителем в династии Царя Соломона. Расты восприняли Хайле Селассие не только как чернокожего мессию и борца за справедливость, но и как живого Бога - Джа. Теперь для негритянского населения Ямайки Эфиопия была тем, чем Иерусалим является для евреев. А в императоре Эфиопии расты усматривали провозвестника предсказанной репатриации чернокожих на родину, в Землю Обетованную (Иезек. 37, Исайя 43, Иеремия 23, 33). Позже расты часто вспоминали, что Гарви, уезжая в США, в своей прощальной речи (задолго до коронации Хайле Селассие) сказал: "Устремите свои взоры на Африку, коронующую чернокожего короля; он будет Спасителем". В 1930 году положение негритянского населения Ямайки было отчаянным. Это создавало благоприятную почву для распространения учения Гарви. Хайле Селассие получил божественный статус. Бог Эфиопии, о котором говорил Гарви, появился во плоти, и теперь каждый, кто жаждал спасения, мог получить его от самого могущественного правителя мира, перед которым преклоняют свои колени все короли. Чернокожим во всем мире было достаточно лишь призвать его имя, и "лев от колена Иудина" сможет разорвать все цепи.
Первоначально лидеры движения ограничивались проповедью этой благой вести. Вскоре, однако, движение растафари начало принимать такой размах, что колониальные власти всполошились. Период с 1930 по 1933 год можно назвать инкубационным периодом движения в трущобах Кингстона. В это время одну из крупнейших группировок возглавлял Леонард Хауэлл, много поездивший по свету, участвовавший в войне в Гане и знавший несколько африканских языков. Хауэлл в немалой степени способствовал радикализации растафари. В декабре 1933 года он сформулировал свои знаменитые шесть принципов, долгое время остававшихся в силе: 1) ненависть к белой расе; 2) абсолютное превосходство черной расы; 3) месть белым за их злодеяния; 4) непризнание правительства и официальных властей Ямайки и борьба с ними; 5) подготовка к возвращению в Африку; 6) признание Хайле Селассие высшим существом и единственным правителем чернокожих.
Через несколько недель после провозглашения этих принципов Хауэлл был арестован и приговорен к двум годам тюрьмы. После выхода из тюрьмы он вместе со своими последователями поселился в горах, реквизировав небольшой клочок земли в труднодоступной местности примерно в 20 милях от Кингстона. Растафарийское мини-государство было названо Пиннакль (т.е. "вершина"). Община была организована в соответствии с "африканским стилем", как это представлял себе Хауэлл: он был вождем и, говорят, имел 13 жен. Община просуществовала, подвергаясь время от времени налетам полиции, до 1960 года. В конце концов, она была разрушена. Последователи Старца Хауэлла переселились в трущобы Кингстона, и таким образом крестьянское сельское сепаратистское движение внедрилось в столичные гетто. Расты создали целый комплекс собственных мифов и ритуалов. Выдвинутые Хауэллом шесть "основ веры" были переосмыслены и модифицированы. Следующие положения вероучения растафари признаются всеми группировками:
- запрещено осквернять облик человека надрезами, бритьем, татуировками, уродованием тела;
- необходимо соблюдать вегетарианство, хотя иногда разрешается есть мясо, кроме свинины, моллюсков и др.;
- следует поклоняться лишь Растафари и никаким другим богам, объявив вне закона все формы язычества, хотя и относиться с уважением ко всем верующим;
- любить и уважать человеческое братство, хотя в первую очередь любить сынов Хама;
- отвергать ненависть, ревность, зависть, обман, вероломство, предательство;
- не принимать ни наслаждений, предоставляемых Вавилоном, ни его пороков;
- раста призваны создать в мире порядок, основанный на братстве;
- раста придерживаются древних законов Эфиопии.
Вышеизложенное - отрывок из "Книги Бытия", открывающей "Полную Библию растафари", выпущенную в Великобритании в 1982 году. Расты уверены, что белые проповедники исказили суть учений, изложенных в Библии. Поэтому были предприняты попытки "реставрировать" текст Библии. В результате, появилась "Холи (святая) Пиби" - оккультная Библия, якобы переведенная с амхарского языка. В ней излагается история Вавилонского пленения, то есть рабства чернокожих в странах Запада, и предрекается разрушение "белого Вавилона" и возвращение "чернокожих израильтян" в Африку, истинный Сион. "Холи Пиби" признается растами в качестве источника литургических текстов. У растов нет специальных молитвенных домов. Однако собрания они проводят довольно часто. Классические расты устраивают богословские споры, молитвенные встречи в духе Талмуда с целью обрести Истину. Расты считают, что Истина не может быть познана лишь с помощью человеческих усилий. Сверхпонимание может прийти только при помощи Бога - Джа, связь с которым есть у каждого человека. Мистический опыт растов подчеркивает важность непосредственного контакта с Джа. Единство с Богом осуществляется в процессе самораскрытия, чаще всего через покаяние. Мистическое единство с Богом, к которому стремятся расты, они выражают оборотом "Я и Я", что означает "Я в присутствии Бога". При созерцании Джа все действия становятся равнозначными, поэтому для поклонения не существует каких-либо специально установленных времени и места. Некоторые общины растов разделены по половому признаку и напоминают монастыри. Однако большинство растов живет обычной жизнью, не удаляясь от общества. Ортодоксальные расты являются строгими вегетарианцами, отказываются даже от рыбы. Употреблять в пищу допускается только рыбу не длиннее 25 сантиметров, поскольку рыба больших размеров считается "пищей Вавилона", то есть общества белых, где люди "поедают" друг друга. Кроме того, настоящие расты не потребляют алкоголь, не пьют молоко и кофе. В качестве напитков они используют чаи из различных трав и кореньев.
Вопреки широко распространенному мнению, что все расты курят марихуану, в ортодоксальных общинах растов ее вообще не употребляют. Это ложное впечатление сложилось в результате того, что в колониальные времена курить запрещенную марихуану, которую на Ямайке называют "ганджа", считалось своего рода протестом. В некоторых общинах допустимо контролируемое использование "травы мудрости" с целью достижения определенных медитативных состояний и как акт "ублажения Бога благовониями". Для растамана "травка" - предмет религиозного поклонения. Со ссылкой на Писание (Быт. 1:12; 3:18; Исход 10:12; Пс.104:14) под ней понимается любое упоминание флоры в священных текстах. Многие расты не преминут напомнить, что, согласно преданию, первым растением, выросшим на могиле царя Соломона, мудрейшего человека на земле, была именно конопля, "трава мудрости".
Сегодня движение растафари, росту популярности которого в немалой степени способствовали музыка рэгги и особенно Боб Марли, в целом, занимает пацифистские позиции. Не случайно Католическая комиссия по расовому правосудию рекомендовала всем католическим церквам и светским организациям "признать движение растафари полноценной религией", относиться с уважением к растам и оказывать им всяческую поддержку. А вот об отношении к растафарианству представителей "классического" иудаизма мало что известно. В любом случае евреям, хранящим память о многовековых преследованиях и гонениях, должны быть понятны и близки психологические мотивы появления столь оригинальной и в то же время столь древней концепции Исхода и обретения собственной идентичности. |