«Еврейский Обозреватель»
ДИАСПОРА
9/28
Май 2002
5762 Ияр

ВЕРНУТЬ НЕВОЗВРАТНОЕ?
АДАМ   Б .ЭЛЛИК
На главную страницу Распечатать

Зябким вечером накануне субботы он погружается в духовные сферы в самой большой синагоге Европы.

Так оно и должно было бы быть, если бы эту синагогу не разрушили несколько десятилетий назад. Сейчас Эммануэль Зингерис, презирая промозглый балтийский холод, стоит у некогда святого места, где расположился советского типа детсад рядом с запущенной площадкой для игр.

"Здесь, как в пустыне, - говорит он, - нас уже совершенно нет". Впрочем, предаваться унынию не в привычках сорокачетырехлетнего бульдожьего вида прораба и председателя Фонда еврейского наследия Литвы. В сентябре Зингерис завершил длившийся четыре года проект реставрации еврейского театра, лежавшего в руинах шесть десятилетий, а в августе основал первый Всемирный конгресс литваков.

Его следующая заявка вызвала большие споры: потребуется 32 миллиона долларов, чтобы восстановить построенную в 1630-х годах в стиле Ренессанса большую каменную синагогу и реставрировать часть исторического еврейского Вильнюса XVII века.

"Врываясь с космической скоростью в XXI век, мы хороним старое еврейское гетто. Сейчас у нас есть итальянское, индийское, китайское, ирландское кафе, но нет ни одного уголка, где бы мы почувствовали себя в Вильнюсе 1939 года", - рассказывает Зингерис.

По составленному Зингерисом плану государство должно безвозмездно передать Фонду еврейского наследия три неиспользуемых земельных участка, что привлечет зарубежных инвесторов, главным образом, из Израиля, США и Германии, которые вложат средства в реконструкцию зданий в соответствии с их прежним обликом.

В обмен на прибыльную собственность в центре города компании предоставят несколько помещений на верхних этажах на нужды еврейской общины: например, для библиотеки, музея и художественной студии.

Такое сочетание - еврейское снаружи и коммерческое внутри - может привлечь изголодавшихся по туристам владельцев ресторанов, лавок и гостиниц.

Зингерис будет настаивать на том, чтобы компании передавали определенный процент своего дохода в фонд синагоги и различных еврейских начинаний. Отбор инвесторов будет определяться их готовностью финансировать культурную программу.

При всей напористости Зингериса шансов на осуществление его мечты не так уж много.

Резолюция о реконструкции еврейской Вильны получила в прошлом году огромную поддержку в парламенте, но потом пятнадцать месяцев министерства ставили ей всякие препоны, что вызвало в Зингерисе "болезненное чувство неуверенности" в ее будущем.

"Здесь не Манхэттен: у нас нет двухсот пятидесяти тысяч влиятельных евреев! - говорит он. - Я одинокий воин, а могилы и история - это не политическая власть".

Один иностранный дипломат сказал о Зингерисе: "Он жужжит, как одинокая пчела без улья, которую гонят отовсюду. Для еврейского политика и общественно активного человека Литва - не лучшее место".

Вице-премьер по культуре Ина Марчюленайте винит в задержках сложную правовую систему. Кроме того, говорит она, предложение Зингериса плохо проработано и в нем много пробелов. С этим согласны многие.

Марчюленайте объясняет, что литовские законы запрещают неправительственным организациям, к которым относится и Фонд еврейского наследия, владеть государственной собственностью. В ближайшее время она попробует провести другое решение: владеть землей будет муниципалитет Вильнюса, который передаст ее Фонду в оперативное управление.

Зингерис с таким решением не согласен и настаивает на том, что земля должна быть передана в дар в качестве "моральной реституции", как было сделано с такими гетто в Чешской Республике и других посткоммунистических странах.

Между тем мэр Вильнюса Артурас Зуокас отнюдь не намерен упустить лакомый кусочек. Хотя земля, о которой идет речь, составляет лишь 10% исторического Старого города, она - последняя неиспользуемая территория в быстро растущей вестернизированной столице. По словам одного правительственного чиновника, мэр, возможно, уже обещал передать эти участки каким-то строительным компаниям.

Шестьдесят лет назад половину населения Вильны, как называют этот город на идиш, составляли евреи. Потом была Катастрофа, и 94% из проживавших в стране 250 тысяч евреев погибли от рук нацистов и их литовских пособников.

Не осталось почти ничего: лишь одна из сорока довоенных синагог, несколько мемориальных досок, большую часть которых устанавливал сам Зингерис, и утратившая свой характер улица Жиду - Еврейская, - прорезающая город насквозь.

По плану Зингериса следует реставрировать в Старом городе 32 здания: это значит восстановить арочные проходы и фасады пастельных тонов с надписями на идиш, подобными тем, которые когда-то украшали портняжные мастерские и продовольственные рынки.

Литовское правительство выделило Зингерису 60 тысяч долларов на обширные археологические изыскания. Работа над чертежами, основанная на довоенных фотографиях и синьках, уже завершена.

И Зуокас, и Марчюленайте недоумевают, зачем еврейской общине, насчитывающей всего четыре тысячи человек, дополнительные помещения и фонды.

"Одной еврейской общине столько зданий ни к чему, - говорит Марчюленайте. - Реставрация должна вестись и в ее интересах, и в интересах других. Нельзя, чтобы у них опять появилось собственное гетто только для их собственных мероприятий, - в Вильнюсе соседствует много разных культур".

Зингерис согласен, что еврейская община действительно невелика, но дополнительные помещения нужны, чтобы здесь можно было проводить международные еврейские конференции. Сославшись на примеры подобных кварталов в Праге и Кракове, он предсказывает, что осуществление проекта удвоит число туристов в Вильнюсе.

Впрочем, к проекту Зингериса относятся критически даже его сторонники. "Еврейскую Вильну не возродить", - говорит Линас Вильджюнас, председатель Дома памяти - Вильнюсского центра по изучению Катастрофы.

Зингерис раньше был депутатом литовского парламента и пять лет занимался поиском еврейских корней в Европе по программе Европейского Совета. Его поддерживает Уилфрид Зееман, генеральный директор немецкого "Ферейнсбанк" в Вильнюсе. Зееман поклялся, что "заставит кабинет принять эту резолюцию в ближайшем будущем". Зингерис также получил одобрение от израильских магнатов недвижимости и западных дипломатов.

Местные бизнесмены не усматривают в проекте своего коммерческого интереса и не считают, что должны опекать еврейскую общину.

И, наконец, последним препятствием является антисемитизм. Некоторые наблюдатели говорят, что премьер Альгирдас Бразаускас намеренно откладывает утверждение проекта, потому что ратификация не прибавит ему голосов на выборах в следующем году.

Литовская печать не уделила проекту почти никакого внимания, лишь одна газета поместила перевод статьи иностранного журналиста, после чего на ее интернетовскую страницу посыпались десятки антисемитских высказываний.

Один из читателей написал: "А я предлагаю поставить посреди гетто памятник Анастасу Лилейкису как символ примирения литовцев с евреями. Думаю, что благодарные литовцы охотно откликнутся". Лилейкис был пособником гитлеровцев, обвиненным в военных преступлениях.

Сам Зингерис тоже уже долгое время является мишенью антисемитски настроенных националистов, поскольку за прошедшие десять лет не раз требовал, чтобы Литва честно взглянула на историю Катастрофы.

Менее твердые оппоненты просто считают Зингериса блаженным оптимистом, но он лишь кивает в сторону отреставрированного еврейского театра и отвечает: "Не торопитесь меня списывать".

"Chicago Jewish News"
Перевод Самуила Черфаса,
"Новости недели", Израиль
В начало страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2002 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org