Еврейский Обозреватель
ДИАСПОРА
12/15
Октябрь 2001
5762 Хешван

САМЫЙ КОРОТКИЙ ПУТЬ ИЗ ОДЕССЫ   В  КИШИНЕВ — ЧЕРЕЗ ИЕРУСАЛИМ
ИГАЛЬ КОТЛЕР
На главную Напечатать

Игаль Котлер — директор филиала «Джойнта»  в  Молдове. Его отношения с кишиневским «Гилелем» весьма уникальны для истории «Джойнтов» и «Гилелей»: полное взаимопонимание и сотрудничество.

Его детство прошло  в  Одессе —  в  тщетных поисках кладов по катакомбам,  в  восторгах по поводу очередного похода  в  море за рыбой и  в  рассказах дедушки — любителя древней истории. Облик Одессы и дедушкины рассказы зародили  в  Игале страсть к истории и археологии.  В  первых раскопках он принял участие еще  в  5 классе, будучи членом археологического кружка. После школы — кафедра археологии истфака Одесского государственного университета. Затем — работа ассистентом  в  университете, армия, аспирантура.

— Когда я  в  91-м году уходил из аспирантуры, чтобы заняться еврейским движением, состоялось совещание кафедры, на котором официально рассматривалось мое заявление. Как мне потом рассказали, завкафедры топал ногами и кричал: «Мне же говорили  в  парткоме не брать этого еврея! И вот результат!»

Свое еврейство Игаль чувствовал с детства. Хотя никаких конкретных знаний  в  ассимилированной семье не было, но, как у большинства советских евреев, было «пассивное осознание еврейства». Все друзья, начиная с детского садика, были евреями, еще была бабушка, понимавшая идиш, и письма из Израиля. А  в  целом,  в  те годы еврейство подсознательно ощущалось как бремя, мешающее жизни и карьере.

— Сейчас для меня быть евреем — это нормальное ощущение своего места  в  жизни, своей идентификации — религиозной, профессиональной, — уже без всяких комплексов.

Судьба предопределила Игалю Котлеру быть пионером еврейского возрождения  в  СНГ. Когда  в  начале 90-х робкие ростки еврейской культуры стали пробиваться наружу, Игаль возглавил Лекторский клуб  в  Одессе, а затем вместе с раввином Ишаей Гиссером основал первую еврейскую воскресную школу, став ее директором. После года работы без финансирования, на частных квартирах, школа переросла  в  центр «Мигдаль» и, благодаря поддержке «Джойнта», получила новое здание (кстати, первый офис «Джойнта»  в  СНГ был также открыт  в  Одессе).

— Вначале мы действительно рисковали. Как потом выяснилось, во время путча 1991 года КГБ собиралось арестовать всех лидеров еврейского движения, и наши фамилии значились  в  списках для арестов. Все телефоны  в  еврейской общине тогда отключили.

Школа расширилась  в  образовательный центр с эстетическим уклоном, но Игаль на этом не остановился:  в  1994 году он создал семейную школу, положив начало еврейскому семейному образованию  в  СНГ. Вскоре он был направлен  в  Иерусалим на двухгодичную программу для лидеров еврейского образования  в  диаспоре. Из 10 человек, обучавшихся тогда по этой программе, Игаль был первым представителем из СНГ

Поняв, что по-настоящему чувствовать себя евреем можно только  в  еврейском государстве, во время обучения Игаль совершил алию, а после окончания учебы стал работать  в  русском отделе «Джойнта».  В  1996 г. Игаль был направлен  в  Киев представителем «Джойнта» по образовательным программам. А далее последовало назначение  в  Кишинев, где последние четыре года Игаль Котлер руководит местным филиалом «Джойнта».

 В  Молдове я не разочаровался. Хотя уровень провинциальности оказался несколько выше, чем я ожидал, это компенсируется спецификой еврейской общины Молдовы.

Свою деятельность  в  Молдове Игаль считает самой интересной работой, которая у него до сих пор была.  В  идеале еврейскую общину Молдовы Игаль хотел бы видеть как самостоятельную европейскую общину, крепко стоящую на ногах,  в  первую очередь,  в  организационном смысле. А если бы средств было неограниченно, то он бы воплотил  в  жизнь идею еврейской сельскохозяйственной фермы.

А что же нам известно о личной жизни Игаля? На 4-ом курсе университета он проходил педагогическую практику  в  школе, где  в  9-ом классе училась его будущая судьба. Сегодня семья Игаля — это жена Инна, 11-летняя дочь Дана и большой интеллигентный кот Морис. Инна тоже является представителем «Джойнта»  в  Молдове. Полностью отвлечься от работы удается только во время отпусков, которые семья с удовольствием проводит  в  путешествиях.

Кроме того, Игаль коллекционирует старинные карманные часы — он уже собрал интересную коллекцию. «Часы — философская вещь, — считает он. — А старинные часы — это индивидуальность мастера,  в  их механизмах словно бьется сердце живого существа».

Игаль Котлер — о разном...

О «Гилеле»:

— Будущее «Гилеля»  в  Молдове — это молодежная община, интегрированная  в  общую, у которой есть своя внутренняя социальная и духовная жизнь, свои собственные традициии, ценности и взгляды на мир.

О неевреях  в  еврейских организациях:

— Работа с евреями и неевреями — это два разных аспекта работы еврейской организации. Задача работы с евреями — помочь им обогатиться еврейскими знаниями, ощутить себя евреями. Задача работы с неевреями — несение знаний о еврействе с целью предотвращения антисемитизма и извращенного понятия об иудаизме. Неевреи  в  еврейских организациях — это гости, которые могут либо перейти ту грань, когда они решат стать евреями, либо остаться на положении гостей.

Об антисемитизме (случай из жизни):

 В  университете набиралась группа для поездки  в  Венгрию на музейную практику. Как староста группы и отличник я был  в  списке одним из первых. Мы все оформляли документы — характеристики от комсомола, райкома, профкома... Нас предупредили, что на 10 путевок оформляют документы 11 человек, но один  в  резерве. Кто этот один, не говорили, а потом оказалось, что  в  резерве я. И когда я пришел к декану с обидой, он сказал (сегодня это звучит дико, но это было  в  начале 80-х), что я не еду, поскольку мои предки интеллигенты, а по норме для поездки  в  Венгрию предки должны быть рабочие или крестьяне... На самом деле, причиной был обычный университетский антисемитизм.

О соблюдении еврейских традиций:

— Соблюдение традиций — это важная часть проявления еврейства, но каждый, я считаю, вправе выбрать форму соблюдения, которую он считает для себя приемлемой  в  соответствии со своими философскими и мировоззренческими взглядами, хотя и  в  рамках определенных границ, общепризнанно еврейских.

Об арабо-израильском конфликте:

— Полного решения конфликта  в  ближайшее время не будет. Антисемитизм, которым отравлено нынешнее поколение арабов, не исчезнет за несколько поколений. К тому же,  в  самом Израиле сложные внутренние проблемы — там происходит естественный процесс переплавки этнокультурных групп  в  общеизраильский социум со своей макрокультурой. Сегодня  в  отношениях между нами и палестинцами усилия должны быть направлены на сведение к минимуму жертв и военного противостояния. Для этого нам нужно учитывать арабскую средневековую ментальность и находить пути, сочетающие  в  себе цивилизованные методы и утверждение того, что Израиль — сильное государство, которое может за себя постоять.

О море:

— Самый лучший подарок мне преподнес перед отъездом одессит Рудольф Ольшевский, который, как и я, страдал от отсутствия моря. Он подарил мне самую большую и любимую раковину, внутри которой все слышно: крики чаек, шум моря, скрип шаланд и ругань моряков.

О нереализованной мечте:

— Интересно было бы попробовать себя  в  раввинской деятельности. Я чувствую, что мог бы этим заниматься, но вряд ли когда-то это получится, так как я двигаюсь  в  другом направлении.

О счастье:

— Счастье — это испытывать радость от того, что ты делаешь, и того, что тебя окружает. Я считаю себя счастливым человеком.

Интервью Элины Иойшер, Юлии Коган
«Дорейну», Кишинев (Молдова)
В начало

Еврейский Обозреватель - obozrevatel@jewukr.org
© 2001 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org
Узнайте как правильно арендовать шаланду в СПБ, чтобы не переплатить, смотрите тут kvadlogistic.ru.