Игаль Котлер — директор филиала «Джойнта» в Молдове. Его отношения с кишиневским «Гилелем» весьма уникальны для истории «Джойнтов» и «Гилелей»: полное взаимопонимание и сотрудничество.
Его детство прошло в Одессе — в тщетных поисках кладов по катакомбам, в восторгах по поводу очередного похода в море за рыбой и в рассказах дедушки — любителя древней истории. Облик Одессы и дедушкины рассказы зародили в Игале страсть к истории и археологии. В первых раскопках он принял участие еще в 5 классе, будучи членом археологического кружка. После школы — кафедра археологии истфака Одесского государственного университета. Затем — работа ассистентом в университете, армия, аспирантура.
— Когда я в 91-м году уходил из аспирантуры, чтобы заняться еврейским движением, состоялось совещание кафедры, на котором официально рассматривалось мое заявление. Как мне потом рассказали, завкафедры топал ногами и кричал: «Мне же говорили в парткоме не брать этого еврея! И вот результат!»
Свое еврейство Игаль чувствовал с детства. Хотя никаких конкретных знаний в ассимилированной семье не было, но, как у большинства советских евреев, было «пассивное осознание еврейства». Все друзья, начиная с детского садика, были евреями, еще была бабушка, понимавшая идиш, и письма из Израиля. А в целом, в те годы еврейство подсознательно ощущалось как бремя, мешающее жизни и карьере.
— Сейчас для меня быть евреем — это нормальное ощущение своего места в жизни, своей идентификации — религиозной, профессиональной, — уже без всяких комплексов.
Судьба предопределила Игалю Котлеру быть пионером еврейского возрождения в СНГ. Когда в начале 90-х робкие ростки еврейской культуры стали пробиваться наружу, Игаль возглавил Лекторский клуб в Одессе, а затем вместе с раввином Ишаей Гиссером основал первую еврейскую воскресную школу, став ее директором. После года работы без финансирования, на частных квартирах, школа переросла в центр «Мигдаль» и, благодаря поддержке «Джойнта», получила новое здание (кстати, первый офис «Джойнта» в СНГ был также открыт в Одессе).
— Вначале мы действительно рисковали. Как потом выяснилось, во время путча 1991 года КГБ собиралось арестовать всех лидеров еврейского движения, и наши фамилии значились в списках для арестов. Все телефоны в еврейской общине тогда отключили.
Школа расширилась в образовательный центр с эстетическим уклоном, но Игаль на этом не остановился: в 1994 году он создал семейную школу, положив начало еврейскому семейному образованию в СНГ. Вскоре он был направлен в Иерусалим на двухгодичную программу для лидеров еврейского образования в диаспоре. Из 10 человек, обучавшихся тогда по этой программе, Игаль был первым представителем из СНГ
Поняв, что по-настоящему чувствовать себя евреем можно только в еврейском государстве, во время обучения Игаль совершил алию, а после окончания учебы стал работать в русском отделе «Джойнта». В 1996 г. Игаль был направлен в Киев представителем «Джойнта» по образовательным программам. А далее последовало назначение в Кишинев, где последние четыре года Игаль Котлер руководит местным филиалом «Джойнта».
— В Молдове я не разочаровался. Хотя уровень провинциальности оказался несколько выше, чем я ожидал, это компенсируется спецификой еврейской общины Молдовы.
Свою деятельность в Молдове Игаль считает самой интересной работой, которая у него до сих пор была. В идеале еврейскую общину Молдовы Игаль хотел бы видеть как самостоятельную европейскую общину, крепко стоящую на ногах, в первую очередь, в организационном смысле. А если бы средств было неограниченно, то он бы воплотил в жизнь идею еврейской сельскохозяйственной фермы.
А что же нам известно о личной жизни Игаля? На 4-ом курсе университета он проходил педагогическую практику в школе, где в 9-ом классе училась его будущая судьба. Сегодня семья Игаля — это жена Инна, 11-летняя дочь Дана и большой интеллигентный кот Морис. Инна тоже является представителем «Джойнта» в Молдове. Полностью отвлечься от работы удается только во время отпусков, которые семья с удовольствием проводит в путешествиях.
Кроме того, Игаль коллекционирует старинные карманные часы — он уже собрал интересную коллекцию. «Часы — философская вещь, — считает он. — А старинные часы — это индивидуальность мастера, в их механизмах словно бьется сердце живого существа».
Игаль Котлер — о разном...
О «Гилеле»:
— Будущее «Гилеля» в Молдове — это молодежная община, интегрированная в общую, у которой есть своя внутренняя социальная и духовная жизнь, свои собственные традициии, ценности и взгляды на мир.
О неевреях в еврейских организациях:
— Работа с евреями и неевреями — это два разных аспекта работы еврейской организации. Задача работы с евреями — помочь им обогатиться еврейскими знаниями, ощутить себя евреями. Задача работы с неевреями — несение знаний о еврействе с целью предотвращения антисемитизма и извращенного понятия об иудаизме. Неевреи в еврейских организациях — это гости, которые могут либо перейти ту грань, когда они решат стать евреями, либо остаться на положении гостей.
Об антисемитизме (случай из жизни):
— В университете набиралась группа для поездки в Венгрию на музейную практику. Как староста группы и отличник я был в списке одним из первых. Мы все оформляли документы — характеристики от комсомола, райкома, профкома... Нас предупредили, что на 10 путевок оформляют документы 11 человек, но один в резерве. Кто этот один, не говорили, а потом оказалось, что в резерве я. И когда я пришел к декану с обидой, он сказал (сегодня это звучит дико, но это было в начале 80-х), что я не еду, поскольку мои предки интеллигенты, а по норме для поездки в Венгрию предки должны быть рабочие или крестьяне... На самом деле, причиной был обычный университетский антисемитизм.
О соблюдении еврейских традиций:
— Соблюдение традиций — это важная часть проявления еврейства, но каждый, я считаю, вправе выбрать форму соблюдения, которую он считает для себя приемлемой в соответствии со своими философскими и мировоззренческими взглядами, хотя и в рамках определенных границ, общепризнанно еврейских.
Об арабо-израильском конфликте:
— Полного решения конфликта в ближайшее время не будет. Антисемитизм, которым отравлено нынешнее поколение арабов, не исчезнет за несколько поколений. К тому же, в самом Израиле сложные внутренние проблемы — там происходит естественный процесс переплавки этнокультурных групп в общеизраильский социум со своей макрокультурой. Сегодня в отношениях между нами и палестинцами усилия должны быть направлены на сведение к минимуму жертв и военного противостояния. Для этого нам нужно учитывать арабскую средневековую ментальность и находить пути, сочетающие в себе цивилизованные методы и утверждение того, что Израиль — сильное государство, которое может за себя постоять.
О море:
— Самый лучший подарок мне преподнес перед отъездом одессит Рудольф Ольшевский, который, как и я, страдал от отсутствия моря. Он подарил мне самую большую и любимую раковину, внутри которой все слышно: крики чаек, шум моря, скрип шаланд и ругань моряков.
О нереализованной мечте:
— Интересно было бы попробовать себя в раввинской деятельности. Я чувствую, что мог бы этим заниматься, но вряд ли когда-то это получится, так как я двигаюсь в другом направлении.
О счастье:
— Счастье — это испытывать радость от того, что ты делаешь, и того, что тебя окружает. Я считаю себя счастливым человеком.
Интервью Элины Иойшер, Юлии Коган «Дорейну», Кишинев (Молдова)
|