Шмуэль Кацев - второй секретарь Посольства Государства Израиль в Украине, директор Израильского культурного центра в Одессе.
- Сколько? Сколько в Одессе израильтян?
- Считайте сами: каждую неделю в Одессу прилетают два самолета и приходит один теплоход. При нынешнем, сниженном уровне туризма - это ориентировочно 200 человек.
- А что же люди деловые? Есть ли в Одессе бизнесмены-израильтяне?
- Во-первых, было некоторое количество людей, которые, уехав в Израиль, пытались найти себя, организуя в Украине самые фантастические проекты по импорту-экспорту или производству железа, пластика и вообще, чего хотите... Не у всех, конечно, получилось, но попытки были.
А вот полтора года назад на одной из николаевских верфей и при одесском участии по израильскому заказу был построен корабль серии "Даккар". К сожалению, в связи с изменением экономической ситуации в Израиле, дальнейшее строительство было заморожено, но один корабль уже находится в составе наших ВМС, и есть желание продолжить этот проект.
Еще пример - морская транспортная компания "ЦИМ" ("ZIM"). Ее генеральное представительство находится в Одессе, а сам "ЦИМ" является одной из наиболее активно действующих в Одесском порту компаний. Причем обслуживается не только израильское направление, из Одесского порта "ЦИМ" доставляет грузы по всему миру.
Для авиакомпании "Эль-Аль" после событий 11 сентября 2001 года, когда резко сократился поток пассажиров из США и Европы, Украина стала "страной номер два", периодами становится и "номером один", а вторую авиакомпанию - "Аэросвит" - вообще можно назвать украинско-израильской, потому что в нее вложены и израильские средства.
Да возьмите любой регион и любое направление... Есть аэропорт, управляемый израильтянином, есть ЦУМ, принадлежащий израильтянину, гостиницы, строящиеся нашими гражданами.
- Но это не в Одессе?
- Нет, я говорю о регионах. Мне кажется, в Израиле существует некая боязнь, мол, как это я буду приезжать в Одессу и учить одесситов бизнесу?
- Ну, а все-таки, какие-нибудь конкретные одесские начинания?
- Сейчас есть контакты между израильской авиапромышленностью и одесскими летными структурами. Или то, с чем сталкивается большинство одесситов - прохладительные напитки и соки, моющие средства. А еще, при поддержке муниципалитета, компании "Аэросвит", турагентства "Лондонская" и гостиницы "Кемпински", мы разрабатываем промоушн-тур, чтобы рассказать израильтянам о сегодняшней Одессе... Здесь уже есть сервис нужного уровня, и в ту секунду, когда упростится процедура въезда, когда появятся консульские точки в аэропортах и виза перестанет быть баснословно дорогой, люди поедут сюда.
Кстати, нами осуществляется проект "Израиль - великой Одессе", и побывавший недавно здесь сотрудник нашего МИДа пошутил, что Одесса должна поставить Израильскому культурному центру памятник, потому что создан целый туристический маршрут, интересный, в первую очередь, израильтянам.
- А что: "Израиль - великой Одессе"?
- Это форма нашей благодарности всем тем, кто жил, трудился, может быть, даже впитал в себя Одессу, а потом уехал в Израиль. Мы уже открыли мемориальные доски Шимону Дубнову, Леону Пинскеру, Меиру Дизенгофу, Хаиму-Нахману Бялику, на очереди и Ахад ха-Ам. И я могу сказать, что это первый случай, когда правительство Израиля открывает мемориальные доски на территории другого государства. Причем даже разрешение муниципалитета на установку памятного знака выдается Государству Израиль.
- А что одесситы в Израиле? Есть ответ типа "Одесса - великому Израилю"?
- Говоря об одесситах в Израиле, я не могу не сказать о Якове Маниовиче. Не знаю, известно ли это в Одессе, для меня лично это было открытием, что еще в памятные 1970-е годы бывший одессит Маниович был первым и единственным адвокатом, уполномоченным вести дела израильтян на территории СССР. Представляете, он - иммигрант и "предатель социалистической родины" - был аккредитован при Коллегии адвокатов СССР!
Или вот одесский банк "Південний", который очень хорошо знают в нашей стране, причем руководство банка постоянно подчеркивает свое теплое отношение к Израилю.
Одесситы заметны, причем сейчас в Израиле вообще возникла новая общность, этакий "русский израильтянин", в стране очень сильная русская субкультура.
- Скажите, есть ли в Одессе места, напоминающие Израиль?
- Здесь - дух. Он в каждом здании, в каждом одессите. Я работал и в Новосибирске, и в Днепропетровске, поэтому могу сравнивать и могу сказать: одесситы - это особая отдельная народность. Ее можно воспринимать или не воспринимать, можно улыбаться над этим, но это особая народность, которая горда своим происхождением. И даже переезжая куда-то, они не забывают о своем городе. У меня, как у иерусалимца, нет этого желания в любой беседе, неважно, о чем она, вначале сказать несколько слов "за Одессу" и о том, как они ее любят.
Интервью Болеслава Капулкина |