Еврейский Обозреватель
ДЕМОГРАФИЯ
14/17
Ноябрь 2001
5762 Кислев

СКОЛЬКО ЖЕ НАС ЕСТЬ И СКОЛЬКО БУДЕТ?
ИОСИФ ЗИСЕЛЬС
На главную страницу Распечатать

Очень скоро в каждую дверь постучится человек, именуемый интервьюером или, попросту говоря, переписчиком, и будет расспрашивать каждого из нас "про прошлое и настоящее". Начнется Государственная перепись населения, дающая нам уникальную возможность получить, наконец, достаточно точный и объективный демографический и социологический портрет жителей страны. В ряду проблем, связанных с переписью, есть одна и очень непростая. Каждый гражданин страны должен будет ответить на вопрос о самоидентификации: назвать свою национальность и родной язык.

Разъяснить ситуацию с отношением этнических меньшинств Украины к переписи населения мы попросили председателя Ассоциации еврейских организаций и общин Украины, Исполнительного вице-президента Еврейской Конфедерации Украины Иосифа Зисельса.

- Итак, в чем состоит интерес национальных общин к переписи и ее результатам?

- В истории Украины и ее национальных общин в последнее десятилетие произошли значительные события, существенно изменившие их облик (распад СССР, массовые миграции, социально-экономический коллапс). Но исходными цифрами, определяющими численность этнических групп населения, остаются материалы переписи 1989 года. Между тем ныне различные оценки количественного состава этих групп населения колеблются в значительных пределах. Понятно, что в таких неопределенных условиях невозможно оптимально планировать деятельность национальных организаций (образование, работа с молодежью, социальная защита, помощь репатриации и т.д.).

На протяжении ряда последних лет мы пытались финансировать внутри нашей общины демографические исследования, но в итоге все эти проблемы решает только перепись.

Наладив контакты с Госкомстатом Украины, мы стали получать различные данные по национальному составу, миграции с учетом национального состава, рождаемости, смертности, что позволяет отслеживать процессы, происходящие в нашей общине.

После принятия решения о проведении всеукраинской переписи родился совместный с Госкомстатом Украины проект дополнительного исследования в ее рамках под условным названием "Этнические процессы в украинском обществе".

- Расскажите подробнее о разработанной дополнительной анкете, которую предполагается заполнять во время переписи.

- В ней предусмотрены 40 вопросов. Некоторые из них дублируют вопросы основной анкеты, остальные можно разделить на две части. Демографические, помогающие проследить по национальностям бабушек, дедушек, родителей распространенность в предыдущих поколениях смешанных браков, активность ассимиляционных процессов, а также то, как сегодня, несмотря на отсутствие в свидетельстве о рождении записи о национальности, определяется национальность детей. Вторая часть вопросов - социологическая, предусматривающая несколько направлений. Прежде всего, это планы на эмиграцию, участие в деятельности национальной общины (обучение детей в национальной школе или работа в национальных общинах, обществах, а также в организациях, представляющих историческую родину, и т. д.).

Подобных анкет будет немного: ведь такое исследование стоит очень дорого. Поэтому мы договорились только о научно обоснованной выборке в размере 5% населения Украины, т.е. порядка 2,5 млн. анкет. Поскольку мы не хотели бы, чтобы интервьюер специально расспрашивал об этнических корнях, то понимаем, что большая часть анкет будет заполнена представителями не этнических меньшинств, а титульной нации - украинцев - соответственно пропорции, в какой они проживают в Украине. Но именно это даст нам возможность лишний раз проверить реальные пропорции между титульной нацией и этническими меньшинствами.

- Сколько стоит такой проект?

- Безусловно, проблема как всегда упирается в средства. Нужна огромная сумма для того, чтобы напечатать и обработать 2,5 млн. анкет. Пока существует угроза самой возможности исследования. Мы обратились с просьбой о финансировании в ряд фондов, и один из них уже пообещал около 20% необходимых средств. Кроме того, два фонда приняли наши заявки к рассмотрению, но примут решение позже. Конечно, хотелось начать исследование с уже имеющимися средствами, ведь нужно печатать анкеты, обучать интервьюеров, составить выборку по Украине. Если удастся заполнить анкеты, то они будут ждать финансирования для обработки. Эта задача при наличии готовых анкет решается гораздо легче.

- И все же самым непростым станет вопрос о национальности и родном языке, не так ли?

- Национальность не подтверждается документами, каждый отвечает на этот вопрос, исходя из собственного представления о национальной идентичности. Конечно, будут люди, в том числе и дети от смешанных браков, которые будут колебаться в выборе. Когда отец, допустим, русский, а мать украинка, тогда есть выбор между двумя национальностями. Гораздо сложнее, когда и отец, и мать смешанной национальности, то есть в третьем поколении проявляется результат ассимиляции. Поэтому мы призываем граждан ответственно отнестись к ответу на вопрос об этническом происхождении и родном языке. В случае если человек колеблется, мы предлагаем прибегнуть к простому способу, принятому во многих цивилизованных странах. Определить свою национальность по матери, а если она смешанной национальности, то по бабушке со стороны матери. Важно, чтобы при этом люди не стеснялись, более того, настаивали на своем ответе, если интервьюер попытается увести их в сторону.

- А вы считаете, что подобное может случиться?

- Конечно, ведь перепись проходит в определенных условиях. И как свидетельствует опыт Беларуси, в работе государственных органов, проводивших перепись, прослеживалась тенденция некоторого смещения акцентов, а также пропорций между титульной нацией и другими. У меня нет доказательств, поскольку параллельные исследования не проводились, но контакты в Беларуси и результаты переписи, опубликованные в сборниках, подтверждают, что пропорции несколько искажены. Прежде всего, количество белорусов увеличено как раз за счет смешанных браков, а уменьшено, как считают, значительно, количество поляков, украинцев и, возможно, евреев.

Конечно, перепись - событие для государства столь ответственное, что хотелось бы, чтобы за работой соответствующих органов осуществлялся определенный контроль. Но мы надеемся, что в Госкомстате работают профессионалы достаточно высокого уровня, для которых важнее установить истину, а не идти на поводу "идеологов", которые захотели бы, как в Беларуси, подкорректировать эти цифры. Я думаю, что получение точной картины важно как для нас, так и для государства.

- Практически каждая национальная община считает, что сведения переписи 1989 года о ее численности занижены. Если результаты нынешней переписи не будут соответствовать ожидаемым, станет ли это свидетельством некоторого искажения данных или сделает очевидными последствия процессов ассимиляции и миграции?

- Если ошибка будет составлять 10-15%, это не страшно, если данные будут расходиться в 2 раза - это уже абсурд. Например, в переписи 1989 года евреями назвали себя 487 тыс. человек. Демографы считают, что это люди, оба родителя которых являются евреями и которые так же записывают своих детей. Они составляют ядро популяции.

Аналогичная история и с другими представителями нацменьшинств. Кроме этих людей, есть так называемые маргиналы, составляющие поле расширенной популяции. И на примере нашей общины она сейчас примерно в три раза больше ядра. Сегодня еврейское ядро составляет примерно 130 тыс. Эмигрировали около полумиллиона, еще минус около 100 тыс. за счет снижения естественного прироста (разницы между смертностью и рождаемостью). Расширенная популяция, по нашему мнению, составляет порядка 450 тыс., а перепись зафиксирует ядро - 130 тыс. Для сравнения, в Беларуси в 1989 году было 112 тыс. евреев, сейчас - 27 тыс. Грустно оперировать такими демографическими показателями. Но есть то, что есть.

Интервью Татьяны Хорунжей
В начало страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@  jewukr .org
© 2001 Еврейская Конфедерация Украины - www. jewukr .org