Евреев в Латвии становится все меньше. В 1996-м их оставалось около 14 тысяч, сегодня - 9500. Со дня основания еврейской общины "главным евреем страны" является Григорий Крупников.
СОХРАНИТЬ СЕБЯ
- Как создавалась еврейская община?
- В конце 1980-х, после пленума творческих союзов, постановившего создать Народный фронт, собралась группа единомышленников, решивших образовать Латвийское общество еврейской культуры - ЛОЕК. Я оказался в правлении. Через год, когда еврейские общины стали возникать и в других городах, был создан Совет, и я стал председателем Рижской общины и сопредседателем Совета.
Что двигало нами? Иррациональное стремление людей, живущих вне исторической родины, вернуться к корням. В еврейской диаспоре на протяжении многих лет формой сохранения корней была религия. Сегодня еврейские общины светские.
Рижская община организована по принципу федерации. Ее коллективными членами являются ассоциации евреев - ветеранов Великой Отечественной войны, политрепрессированных, Музей и Центр документации "Евреи в Латвии", две еврейские школы, больница, культурный центр.
Около 300 ребят получают среднее образование в еврейской школе. Еще около 200 учатся под эгидой синагоги.
Интеграция при сохранении национальных корней - это модель, которая существует во всех еврейских общинах мира.
- На каком языке идет обучение?
- На русском. Иврит изучается достаточно углубленно. А идиш уходит из еврейской жизни, и заниматься сохранением уходящего языка вряд ли стоит.
- А вы-то говорите на иврите?
- Практически нет. Да и на идиш мне объясниться весьма проблематично. Чтобы дать возможность детям, особенно из малоимущих семей, получить хорошее образование, и была создана, точнее, воссоздана еврейская школа.
Но главное для нас - помощь ветеранам войны, бывшим узникам гетто, малоимущим евреям. В социальной программе задействовано более 1000 человек со всей Латвии.
ДЕНЬГИ - ПОД КОНТРОЛЕМ
- А на какие деньги оказывается помощь?
- Поездки в молодежный лагерь организованы на деньги Рональда Лаудера, создавшего Фонд поддержки еврейского образования в Восточной Европе. Сейчас он намерен профинансировать ремонт здания школы. Пенсии узникам гетто выплачивает Конференция по материальным претензиям евреев в Германии. Есть и международные организации. Самая известная - "Джойнт".
- Слухов вокруг финансов еврейской общины много ходит...
- Да знаю! Дескать, Крупников разворовал все... Деньги на социальные программы строго контролируются: сколько продовольственных пакетов доставлено на дом, сколько медикаментов, сколько проведено уборок на дому.
Кармела Скорик получила средства на постановку спектакля о Холокосте. Ряд бизнесменов, включая меня, собрали некую сумму, чтобы наши художественные коллективы смогли выступить на фестивале "Латвийский венок". И каждый жертвователь имеет право проверить, как использованы его деньги.
- Но Леониду Ковалю на издание его "Книги спасения", - пожалуй, самой серьезной книги о Холокосте в Латвии - денег вы не дали.
- Это господин Коваль говорит? А вы спросите его, кто помог ему с получением гранта... Впрочем, в наших взаимоотношениях много личного, я бы не хотел это комментировать.
- Ваше право. Но почему столько лет община не обращала внимания на состояние могил расстрелянных в Бикерниекском лесу? Зимой там детишки катаются на санках, летом собак выгуливают...
- Сейчас там идут работы. Будет мемориальный комплекс, я видел проект, - грандиозное впечатление. В Бикерниекском лесу расстреливали не только латвийских евреев. Мемориал представит собой кладбище, разбитое на квадраты, с указанием городов, откуда привозили людей. Работы закончатся к ноябрю, к 60-й годовщине первой массовой акции против узников Рижского гетто.
(После разговора с господином Крупниковым я съездил в Бикерниекский лес. Следов активной работы я там не обнаружил, а по могилам бегали шустрые кокер-спаниели. - А .К.)
СИНДРОМ УМОЛЧАНИЯ
- А вас не тревожит, что извинения за участие латышей в Холокосте прозвучали келейно? Президент Польши на всю страну извинился перед еврейским народом за то, что поляки участвовали в сожжении нескольких сотен евреев...
- В Латвии сегодня существует синдром умолчания. Власть, общество не хотят говорить о Холокосте, о спасителях и о людях, восставших против фашизма, - таких как Константин Пакете. Опросите на улице сотню латышей: кто он? - не ответят...
- ...и кроме Жана Липке, никого из более 100 спасителей, прятавших в годы войны евреев, тоже не назовут. Страна не удосужилась увековечить их память. Не отсюда ли и проявления антисемитизма?
- Ну, это вы хватили! Антисемитизма на государственном уровне нет, однозначно.
- А заявление господина Шкале, что среди руководителей его фирм "нет ни одного кривоносого"? А нашумевшая статья "Жиды правят миром"?..
- Тогда господин Шкеле принес извинения и мне лично, и общине. По журналу "Kapitals" по моему заявлению прокуратура проводила проверку. Та публикация была возмутительна. Но это плоды недоумков. У меня нет претензий к руководителям страны. Я не могу согласиться с тем, что в Латвии поощряется нацизм.
"ЖИД" - НЕ ОСКОРБЛЕНИЕ, НО...
- А слово "жид" употребляется весьма часто.
- По-латышски слово "жид" не несет оскорбления. Не прав господин Плинер, утверждавший, что в латвийской армии за это слово отправляли на гауптвахту. В лексиконе Рудольфа Блауманиса не было слова ebrejs. И в языке латышей-эмигрантов его нет.
В России, в Украине это слово традиционно оскорбительно. В этом качестве оно пришло после 1945 года.
- И тут русские виноваты! В США просто запретили говорить "негр". И никаких изысканий не проводили.
- Тут я согласен. Если уж так получилось, что в Латвии есть люди, для которых слово "жид" оскорбительно, то обществу следовало бы подходить к этому вопросу с этической точки зрения.
- А пока еврейская диаспора стремительно сокращается - на 1000-1200 человек ежегодно...
- Я бы не говорил об ускоренном сокращении. Да, продолжается отъезд в Израиль, хотя и не столь активно, как на рубеже 1980-1990-х годов. Сегодня еврейская молодежь, равно как и русская, и латышская, уезжает на учебу или как востребованные специалисты. Кстати, многие возвращаются. Пожилые люди уезжают в основном в Германию по программе приема эмигрантов. Это понятно - социальная защита там гораздо выше, чем в Латвии. Но ведь факт, что в двух еврейских школах обучается около 500 детей, тоже о чем-то говорит - люди женятся, рожают детей...
- ...и не торопятся принимать латвийское гражданство.
- Еще недавно в статусе неграждан было 65% еврейской диаспоры, а сегодня только 40%. Посмотрите динамику набора первоклассников в русских и латышских школах: родители отдают своих детей в латышские школы, потому что русские вряд ли смогут обеспечить нормальное знание латышского языка, а значит, их выпускники окажутся неконкурентоспособными.
- Почему же еврейская школа работает по программам русских?
- Да, в этой сфере еще не все нормально. В Копенгагене в еврейской школе язык обучения - датский, в Париже - французский, в Лондоне - английский. А потом - тот язык, который данная община хочет и может дать своим детям. Этот вариант станет основным и в Латвии...
Григорий Крупников родился в 1949 году. В 1971 году окончил физико-математический факультет Латвийского государственного университета.
Более 20 лет проработал в Институте электроники и вычислительной техники АН Латвии. Был депутатом Рижской думы. Занимается бизнесом - президент холдинга Rika.
Женат, имеет четверых детей. Младшие - 8, 12 и 15 лет - учатся в Риге, старшая дочь - в Иерусалимском университете.
Интервью Анатолия Каменева «Час», Рига |