АНТИСЕМИТИЗМ |
15/18 Декабрь 2001 5762 Кислев |
ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ К ЕВРЕЯМ. (Часть 2)
|
|
О книге Савелия Дудакова "Парадоксы и причуды филосемитизма и антисемитизма в России". Продолжение. Начало в № 14(17) ЦАРИ И ЕВРЕИ Отношение русских царей к евреям, как показано в книге, могло колебаться от безоговорочно отрицательного у дочери Петра I Елизаветы (известна ее резолюция на докладе Сената от 16 декабря 1745 г. о разрешении въезда в страну купцов-евреев: "От врагов Христовых не желаю интересной прибыли") до ограниченно-либерального у Александра II Освободителя, но, как констатирует исследователь, "в общем, линия была вполне антииудаистской". В XIX веке с удивительной закономерностью царя-либерала сменял царь-"жидоед", и все возвращалось вспять, а затем становилось еще хуже. Александр I, "будучи от природы весьма "добрым" человеком, ...относился благожелательно и к еврейству", "движимый любопытством, ...неоднократно посещал еврейские синагоги" и "обожал... еврейскую кухню". А его брата, Николая I, "трудно вообразить... вкушающим хлеб-соль в еврейском доме. Он даже видеть евреев не мог... Ничего хорошего, кроме многочисленных "гзейрес" (напастей) еврейский народ при нем не испытал". Однако его сын, Александр Николаевич, уже не страдал зоологической юдофобией, и евреи были ему благодарны хотя бы потому, что он освободил их "от страшной воинской повинности, ликвидировал кантонистскую службу, а следовательно, остановил вал насильственного крещения". Наследником Освободителя стал Александр III. "Умиротворив" и "подморозив", по совету приближенных, потрясенную покушениями страну, царь фактически дал зеленый свет еврейским погромам, которые ознаменовали уже начало его правления (1881-1882 годы). Хотя и опасался, что погромы могут привести к дестабилизации положения в стране. Варшавскому генерал-губернатору И.Гурко царь заявил по поводу погромов: "В глубине души я всегда рад, когда бьют евреев. И все-таки не надо допускать этого". Логическим завершением этого государственного антисемитизма была политика последнего царя - Николая II, который снял все препоны на пути погромов и насилий над евреями. Он не постеснялся носить значок "Союза русского народа" и способствовал распространению "Протоколов сионских мудрецов". "Какая глубина мысли!.. Какая точность в осуществлении программы!.. Не может быть никакого сомнения в их подлинности...", - записал он на полях книги Нилуса. Правда, ознакомившись затем с результатами секретного расследования, предпринятого по инициативе П.Столыпина и установившего факт подлога, Николай вынес резолюцию: "Протоколы изъять, нельзя чистое дело защищать грязными способами". Красноречивое свидетельство наследственного антисемитизма русских царей - ответ Николая II на предложение Столыпина и возглавляемого им правительства по еврейскому вопросу. Столыпин полагал, что после царского манифеста 17 октября 1905 года, даровавшего россиянам начала гражданского равноправия, "евреи имеют законные основания домогаться полного равноправия" и что до "коренного решения еврейского вопроса... Думой" можно отменить "не оправдываемые обстоятельствами времени наиболее стеснительные ограничения", наложенные на них законом. Николай отказался сделать это: "Несмотря на самые убедительные доводы в пользу принятия положительного решения по этому делу, - внутренний голос все настойчивее твердит мне, чтобы я не брал этого решения на себя. До сих пор совесть моя никогда меня не обманывала. Поэтому и в данном случае я намерен следовать ее велениям". "Этот роковой ответ, - комментирует С. Дудаков, - безусловно, подтверждает, что антисемитизм императора носил религиозный характер... император - раб чувства, а не факта. Нежелание разрешить насущные проблемы толкало империю в пропасть...". "ЩИТ СТАВИТ РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, СОВЕСТЬ НАЦИИ" Опасность, грозившую нравственному состоянию общества, осознали в полной мере, пожалуй, только в начале XX века русские писатели, философы и общественные деятели. Они поняли, что "еврейский вопрос есть вопрос нашей русской внутренней жизни" и что "зараза антисемитизма... охватила не одни антисемитские круги" (Дм. Философов). В начале 1915 года Максимом Горьким, Леонидом Андреевым и Федором Сологубом было образовано Русское общество для изучения еврейской жизни, первоначально называвшееся Лигой борьбы с антисемитизмом. Оно предприняло ряд важных акций в защиту евреев - жертв новых лживых обвинений и погромов в условиях Первой мировой войны. Была распространена (через газеты) анкета об отношении к евреям и антисемитизму, на которую было получено около 500 откликов "врагов и друзей еврейства". Целью этой акции было не только выяснить то или иное отношение к евреям, но главным образом мотивацию такого отношения. 15 декабря 1915 года Максим Горький выступил в Обществе с докладом о результатах анкетирования, а затем опубликовал этот доклад в редактировавшемся им журнале "Летопись". Материал этот в чем-то не устарел и поныне. Думается, что такая повседневная работа по просвещению российского общества и ознакомлению его с ценностями иудаизма необходима и в настоящее время. Савелий Дудаков сосредоточил свое внимание на "парадоксах и причудах" российского филосемитизма и антисемитизма. Сенсационность придают книге приведенные в ней мало или вовсе не известные факты о наличии еврейской крови в том или ином художнике, писателе, общественном деятеле (И.Репин, А.Блок, К.Чуковский, В.Нессельроде, С.Витте и др.). НО ВСЕГДА ЛИ ВАЖНА "КРОВЬ"? Не преувеличиваем ли мы подчас ее значение? В вопросах любви и ненависти к евреям все может происходить самым неожиданным образом. Известны евреи по крови, выкресты - ярые ненавистника еврейства (Я.Брафман, Н.Нотович и др.). И были в России неевреи, испытывавшие постоянную тягу к еврейству, к его духовным ценностям. Яркий пример - русский философ и поэт Владимир Соловьев (1855-1900), о котором ярко и увлекательно рассказывается в книге. Этот убежденный христианин был последовательным и непреклонным в своих практических делах в пользу евреев филосемитом, обличал в своих статьях христианский антисемитизм. В самое темное время травли и еврейских погромов, в феврале 1882 г., спустя год после убийства Александра II, он прочел в Санкт-Петербургском университете публичную лекцию об историческом значении еврейства, имевшую потрясающий резонанс в русском обществе. Собирал подписи под петицией императору о предоставлении российским евреям гражданских прав. Чтобы понять дух еврейства, он изучал древнееврейский язык и читал священные книги. А, находясь на смертном одре, молился Б-гу об облегчении участи евреев, испытывая чувство вины перед "бедствующим Израилем", и последними его словами были "Шма, Исроэль..." "И настанет день, предсказывал Вл.Соловьев, когда все народы пойдут за Израилем". В ЧЕМ НАША ОПОРА? Можем ли мы, евреи, внимать равнодушно тому добру и злу, которые проявляют к нам окружающие народы? Вероятно, нет, хотя осознаем себя вполне самодостаточными и не нуждаемся в чьем-либо покровительстве. Ведь филосемитизм и антисемитизм, как это было всегда, претворяются в конкретные дела - добрые или злые... Тому, что мы существуем как народ, как духовное единство, пережившее все катаклизмы, есть только одно объяснение - наша верность Торе, заповедованной свыше. Книга С.Дудакова дает пищу уму и сердцу. Ее стоит читать и перечитывать... "Дварим", Израиль |