"Если кто-нибудь утверждает, что такая борьба (с антисемитизмом - А .Н.) ведется, - пишет украинский режиссер Александр Муратов ("Эйникайт" (Киев), № 5, 2002), - то можете ему смело плюнуть в глаза". Безнаказанность юдофобии обусловливает ее распространение, проникновение в судебные инстанции, определенные круги интеллигенции, как правой, так и левой. Они нагромождают горы вранья, надеясь на то, что никто не успеет все это опровергнуть. Поэтому пора заняться теми, от кого исходит юдофобская ложь. Начнем с суда.
Мы уже писали о привлечении к суду профессора Рудольфа Мирского и газеты "Украина и мир сегодня" по иску членов партии "Единство" за критическое высказывание об их деятельности. Практически это стало местью за выступления профессора против антисемитизма и, в частности, соавторство в нашей книжке "Юдофобия против Украины". Суд не внял просьбам Мирского и его адвоката о проведении этнополитической экспертизы публикаций о деятельности организаторов "Единства". Эти публикации в газете "За вільну Україну" ("ЗВУ") носили откровенный национал-шовинистический характер, что и послужило основанием для критического высказывания Мирского.
К сожалению, суды в Украине еще находятся в плену прежних представлений, когда политология и этнология считались буржуазными науками. В стране успешно работает Институт политических и этнонациональных исследований НАН Украины, в компетенции которого находится и сфера межнациональных отношений. Однако эта компетенция пока остается почти невостребованной, поскольку дорога в институт мало интересует Генпрокуратуру и суды Украины.
13 членов партии обвинили Мирского и газету в том, что якобы из-за его высказывания у них были неприятности в семьях, ухудшилось здоровье и т.п. Несмотря на то, что эти утверждения ничем в суде не были подтверждены, судья П.Украинец в решении написал: "...суд допускает, что распространение печатным средством массовой информации приведенных высказываний Мирского имело отрицательное влияние на каждого из истцов по делу.., каждый из них имел те моральные страдания, на которые ссылаются в суде..." Далее судья от допущения переходит к утверждению: "Поскольку ответчиками распространены сведения относительно истцов, которые не соответствуют действительности, унижают их честь, достоинство... и нанесли моральный (нематериальный) ущерб, они подлежат опровержению как это указано истцами...".
Судья избрал интересный способ выяснения, насколько высказывание Мирского, опубликованное газетой "Украина и свит сегодня", отвечает действительности. Он просто прочел Программу и Устав партии и не нашел там положений, "которые имели бы направленность на разжигание межнациональной розни". Странно было бы, если бы члены партии представили текст, который соответствовал бы их реальным действиям. Эти-то действия, которые выражались в публикации национал-шовинистических материалов в "ЗВУ", а также книги "Кого выбирает Господь" (Львов, 2001), где бывший редактор этой газеты Б.Вовк, член руководства партии "Єдність", собрал ее юдофобские статьи, судья попросту не заметил.
В результате суд, отвергнув материальные претензии истцов, обязал Р.Мирского и газету "Украина и мир сегодня" извиниться перед истцами. Национал-шовинисты торжествуют, а Мирский в поисках справедливости обратился в апелляционный суд. Этот поиск сейчас может привести не только в Верховный Суд Украины.
После разоблачения в "CN-Столичных новостях" антиеврейских выступлений журнала "Персонал" в его защиту выступил профессор М.Сенченко, который опубликовал свою статью в газете "Сельские вести" (14.06.2002), очевидно, полагая, что она особенно актуальна для работников агропромышленного комплекса (АПК). В статье, опубликованной почти без изменений и "Персоналом" (№ 6, 2002), Сенченко без ложной скромности представлен как академик Международной академии информации (МАИ) при ООН. Он излагает свои сентенции, опираясь на высказывание "известного сионистского деятеля" В.Жаботинского, который почему-то вызвал доверие господина Сенченко. Последнему пришлась по душе гипербола одесского публициста, будто "можно попасть в антисемиты за одно только слово "еврей" (1909 г.).
Столь примитивный подход заслуженного деятеля науки и техники Украины привел к не менее вульгарному выводу будто "Сегодня еврейский вопрос табуирован не только в Украине, а и во всем мире". Украинская действительность давно опровергла подобные измышления. После конференции, посвященной украинско-еврейским отношениям, которую провела в 1991 г. Республиканская ассоциация украиноведов, разные аспекты еврейского вопроса освещались в многочисленных украинских изданиях. Среди них журналы "Сучасність" (№ 8, 1992), "Философская и социологическая мысль" (№1-2, 5-6, 1994), "Ї" (№ 8, 1996), монографии профессоров Киевского национального университета им. Т.Шевченко В.Сергейчука и В.Гусева, издания доцентов Запорожского университета Семена и Владимира Орлянских, которые написали историю евреев своего города, и многих других. Эти издания, безусловно, известны директору Книжной палаты Украины Сенченко, но он делает вид, будто не знает о них.
Сенченко утверждает, будто "в Украине антисемитизма, в сущности, нет", но затем соглашается с членом-корреспондентом НАН Украины В.Литвиным, отметившим, что "проявления антисемитизма вытеснены на маргинальный уровень жизни". Мы также согласны с тем, что официально зарегистрированный в Украине нацистский "Идеалист", выходящий под лозунгом "Принимаем закон о депортации жидов из Украины", антисемитские книжки издательства "Оріяни" и упомянутый "Персонал" находятся именно на этом уровне. Ведь они официально не представляют силы, которые имеют ощутимое влияние на властные структуры Украины. На маргинальном уровне находилось также издание харьковской "Просвіти" "Джерельце", которое было судом признано антисемитским по иску Ассоциации национально-культурных объединений Украины. Аналогичным образом юдофобские публикации исчезли со страниц "Вечернего Киева", который был вынужден напечатать опровержение своих обвинений против нашей книжки "Юдофобия против Украины".
Хорошая хозяйка не оставляет грязи в углах, а плохая не обращает на нее внимания, считая, что и без того чисто. Господин Сенченко утверждает, будто Антидиффамационной лиге (АДЛ) нужен антисемитизм, чтобы "как-то оправдывать свое существование и финансирование". К сожалению, Сенченко и его единомышленники дают достаточно работы для АДЛ, которая, тем не менее, финансирования не получает. Ни одна еврейская программа в Украине не включает финансирования противодействия антисемитизму. Большинство еврейских лидеров в этом вопросе похожи на мазохистов, которые ведут счет получаемых тумаков и классифицируют их. Этот процесс называется мониторингом антисемитизма.
Еврейский вопрос, как и национальный вопрос вообще, может быть табуирован лишь для ксенофобов и шовинистов. Ведь последние создали идеологические основы Холокоста и других трагедий, которые стали следствием разжигания межнациональной вражды. Когда же по еврейскому вопросу выступают украинские академики И.Курас, П.Толочко, Я.Исаевич, И.Дзюба, М.Попович, другие известные ученые, то они вызывают лишь большее уважение и признательность. На конференциях по вопросам еврейской истории и культуры, которые ежегодно проходят в Киеве, Запорожье и Днепропетровске, выступают исследователи разных национальностей, а тексты их докладов печатаются в изданиях этих форумов.
|