«Еврейский Обозреватель»
ГЛАВНАЯ
16/35
Август 2002
5762 Элул

ВОЙНА ЕЩЕ НЕ ВЫИГРАНА
ГАРРИ КАСПАРОВ
На главную страницу Распечатать

6 декабря 1941 года Вторая мировая война была уже в полном разгаре. Так же как и воздушные удары японцев по Перл-Харбор, теракты 11 сентября заставили американцев начать жесткую борьбу за будущее западной цивилизации - войну, объявление которой США откладывали слишком долго.

Как и Вторая мировая война, война террористов против западной цивилизации началась с нападений на евреев. Любая попытка отделить израильско-палестинской конфликт от войны с террором бесполезна.

Снова и снова прилагаются усилия к тому, чтобы дать толчок к установлению миру на Ближнем Востоке, но я убежден в тщетности попыток найти какое-либо разрешение ближневосточного кризиса до того, как мы добьемся победы в войне с террором.

Как и в 1930-х, каждая задержка в этой войне увеличивает цену победы, которая выльется в огромное количество загубленных жизней, причем не только жертв конфликта с палестинцами, но и жителей Запада, потому что они тоже станут мишенями. Здравый смысл заставляет думать, что окончательная победа над террористами потребует несколько десятков лет. Я не верю в то, что победы действительно придется ждать так долго.

На современном этапе приоритетом американцев является внутренняя безопасность, но если это взрастит в них ощущение полной защищенности в ходе наступательной операции, последствия могут быть печальными. Конечно, необходимость усиления мер внутренней безопасности сомнению не подвергается, но пока не будет нанесен прямой удар по гнездам терроризма, превентивные действия могут гарантировать только частичный результат.

Если воинствующий ислам сумеет укрепить свои позиции, будет иметь доступ к наличным деньгам, будет использовать тренировочные базы и вести активную пропаганду, не помогут никакие щиты, никакие проверки в аэропорту и никакое дополнительное финансирование спецслужб. Теракт легче и дешевле провести, чем помешать ему: цена успешной атаки против Америки может составлять 10 млн. долларов или чуть меньше; цена для Америки во много раз превышает эту цифру. Время и расходы США работают на террористов, так что чем дольше мы будем выкорчевывать терроризм, тем более вероятной становится возможность новой атаки на территории США.

Господин Буш, если он согласен с тем, что победа в войне с террором должна быть быстрой, не должен упускать из виду два главных требования: решительное контрнаступление и полный отказ от компромисса с нашими врагами. 60 лет назад с осью зла в определенной степени было бороться легче.

Германская и японская армии и их военная промышленность были открытыми мишенями. Сегодня воздушные удары в лучшем случае будут успешны наполовину. Поэтому главное - обрубить финансовые корни терроризма. А решающий удар нанесут наземные войска.

Война с террором имеет и важный политический аспект. Она налагает на США ответственность по "перевоспитанию" народов, испорченных исламским фундаментализмом. Мы не можем ждать либерализации этих стран изнутри, естественным путем. И вряд ли кто-нибудь будет жаловаться на новый колониализм. Спросите у жителей Афганистана, когда им лучше жилось - тогда или теперь? Освобождение других - в наших же интересах.

Но прежде всего должен быть нанесен прямой удар. Ближайшей, но не последней мишенью остается Багдад. Необходимо также включить в список Тегеран, Дамаск и, само собой разумеется, Эр-Рияд. Тактика должна быть разнообразной, но цель - полное поражение терроризма - одна для всех. Когда американские войска войдут в Ирак, все спонсоры терроризма должны осознать, что игра окончена.

Что касается второго требования - твердости наших убеждений - партнеры Америки в Европе все еще колеблются. Слушая заявления европейских лидеров о палестино-израильском конфликте, я обнаруживаю, что в большей степени сочувствую положению британского премьер-министра Невилла Чемберлена и его французского коллеги Эдварда Даладье в 1938.

Невилл Чемберлен и Эдвард Даладье были лишены возможности опереться на опыт прошлого. Они руководствовались четким наказом своих избирателей: помешать войне во что бы то ни стало. А Гитлер казался вполне "законным" партнером по мирным переговорам: ведь нацистов избрал германский народ. Да, была упразднена многопартийная система, но в ту эпоху сомнения в эффективности представительной демократии не были необычным явлением. Практически весь цивилизованный мир отнесся к действиям Гитлера в Германии с пониманием, особенно на фоне распространения коммунизма, который воспринимался как гораздо большее зло.

Цена за "вечный мир", заплаченная в Мюнхене лидерами Свободного мира, многим из их современников не казалась чрезмерной. Преследование Гитлером евреев должно было бы послужить для них предвестником большей беды, но из-за многовековых предрассудков и антисемитизма на уничтожение евреев с легкостью закрывали глаза. Кто мог представить себе, что Нюрнбергские законы и Хрустальная ночь представляют хоть какую-нибудь опасность для Парижа и Ковентри? У Чемберлена и Даладье не было хрустального шара, который показал бы им все последствия их сделки с Гитлером. Но мы сегодня имеем возможность припомнить ценные уроки истории, которые помогут нам избежать роковых ошибок.

Партнеры Америки еще не осознали чрезвычайность сегодняшней ситуации. Они все еще не верят в необходимость жестких мер по противостоянию самой серьезной за прошедшие полвека угрозе для нашей цивилизации. Европа по привычке дарит террористам-камикадзе роскошную возможность прикрываться идеями "политической" борьбы. Страны Евросоюза и банки почти готовы выступить гарантом иранского правительства. Многоязычие и мультикультурность, не говоря об антисемитских настроениях, оказывают на Европу слишком сильное влияние для того, чтобы её роль могла бы быть признана конструктивной.

Еще одно поразительное сходство со Второй мировой войной заключается в том, что ценным партнером Америки снова может стать Россия. Несмотря на критику в адрес Путина за его действия в Чечне и в правовой сфере, он на голову опережает "Дядю Джо" - героя западной либеральной прессы 1941-45 годах.

И все же европейские партнеры Америки вступят в коалицию против Саддама Хусейна или как минимум не будут открыто противостоять ей. Но после окончания операции в Ираке они будут давить на США с тем, чтобы война с терроризмом была признана выигранной и оконченной. А это было бы катастрофой.

Те, кто спровоцировал эту войну, должны помнить, что после Ковентри и Перл-Харбор были Дрезден и Хиросима. Мир в Газе и безопасность в Иерусалиме не наступят до тех пор, пока мы не доведем до конца войну с терроризмом в Багдаде, Тегеране, Дамаске и других местах. В свое время американское руководство спасло Европу от фашизма и коммунизма. Сегодня вновь последняя надежда на него.

7:40
В начало страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@  jewukr .org
© 2002 Еврейская Конфедерация Украины - www. jewukr .org