«Еврейский Обозреватель»
ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА
16/35
Август 2002
5762 Элул

ДАЙТЕ ТРИДЦАТЬ ДВА МИЛЛИОНА!
МИЛАН ХЕРСОНСКИЙ
На главную страницу Распечатать

Милан Херсонский - редактор газеты "Литовский Иерусалим"

В связи с дискуссиями в Литве о возвращении еврейской общинной собственности в прессе разных стран и на сайтах интернета появились статьи об Эмануэлисе Зингерисе, в которых содержатся факты, не соответствующие действительности. К числу таковых относится и статья журналиста Адама   Б .Эллика "Вернуть невозвратное?" в "Chicago Jewish News", написанная на материале беседы ее автора с Э.Зингерисом, переведенная на русский язык и идиш и перепечатанная несколькими газетами.

По словам председателя Еврейской общины Литвы Симонаса Альперавичюса, Э.Зингерис обещал публично опровергнуть те положения в статьях, которые дают искаженное представление о Еврейской общине Литвы и ее позициях. Прошло около полугода, но обещание так и осталось не выполненным.

Статья "Вернуть невозвратное?" начинается сентиментальной сценкой: "Зябким вечером накануне субботы он (Э.Зингерис. - М.Х.) погружается в духовные сферы в самой большой синагоге Европы". А на сайте jewish.ru другой автор - Хаим Вольфберг - даже называет Э.Зингериса раввином. Но все это досужие литературные импровизации.

Никогда не был Э.Зингерис раввином, да и вильнюсской Большой синагоги, к великому сожалению, не существует уже более 50 лет.

К числу домыслов А. Б .Эллика (или вымыслов Э.Зингериса?) относятся и такие утверждения: "В сентябре (2001 г. - М.Х.) Зингерис завершил длившийся четыре года проект реставрации еврейского театра, лежавшего в руинах шесть десятилетий, а в августе основал Первый всемирный конгресс литваков".

Во-первых, здание довоенного еврейского театра ни одного дня не лежало в руинах. После войны вплоть до провозглашения независимости Литвы в нем работал кинотеатр. В конце 80-х годов оно было передано Государственному еврейскому музею им. Вильнюсского Гаона, директором которого является Э.Зингерис. Интерьер здания по государственному заказу был перепланирован и приспособлен к новым функциям: в сентябре 2001 года там открылся отнюдь не еврейский театр, а государственное учреждение - Центр толерантности.

Во-вторых, роль Э.Зингериса в "основании" Первого всемирного конгресса литваков тоже нетрудно установить, заглянув в буклет конгресса: ни в рабочем, ни в почетном организационных комитетах Э.Зингерис не состоял, потому что ни к идее, ни к организации, ни к проведению конгресса никакого отношения не имел.

Теперь, как сообщает А. Б .Эллик, Э.Зингерис отдает все силы новой идее: "По плану, составленному Зингерисом, государство должно безвозмездно передать Фонду еврейского наследия три неиспользуемых земельных участка, что привлечет зарубежных инвесторов, главным образом, из Израиля, США и Германии, которые вложат средства в реконструкцию зданий в соответствии с их прежним обликом. В обмен на прибыльную собственность в центре города компании предоставят несколько помещений на верхних этажах на нужды еврейской общины: например, для библиотеки, музея и художественной студии".

Отметим, что Фонд еврейского наследия не существует, а есть Литовский фонд поддержки еврейского культурного наследия. Под таким названием в 1995 г. он зарегистрирован как частный фонд и перерегистрирован в 1997 г. и 2000 г. в Министерстве юстиции Литвы.

А "три неиспользуемых земельных участка" - это три сквера в центре Вильнюса, возникшие на месте зданий, пострадавших во время ликвидации Вильнюсского гетто в 1943 г. и во время боев в 1944 г. Ини с какими "нуждами" Еврейская община к фонду Э.Зингериса не обращалась.

Цель "плана" Э.Зингериса - восстановление "характерных фрагментов исторического еврейского гетто". Но ни в Вильнюсе, ни в других городах Литвы до Второй мировой войны никакого "исторического" еврейского гетто не существовало. В центре города был квартал плотного проживания евреев, однако три участка, которые хочет получить Э.Зингерис, в этот квартал не входили. Еврейское гетто в Вильнюсе устроили нацисты и их местные пособники летом 1941 г. После уничтожения гетто и расстрела его жителей в Паняряй оно перестало существовать. И конфуз со словом "гетто" в названии проекта пришлось поправлять, заменив его словом "квартал".

По "замыслу" Э.Зингериса, новая застройка - это "сочетание - еврейское снаружи и коммерческое изнутри". То есть "еврейское снаружи" - это театральная декорация, камуфляж: архитектура зданий в бывшем еврейском квартале ничем не отличалась от архитектуры в других кварталах Старого города, отнесенных Э.Зингерисом к "историческому еврейскому гетто".

Сердцевина "плана" Э.Зингериса - это, разумеется, "коммерческое изнутри": в заново построенных зданиях разместятся современные гостиницы, рестораны, кафе, предприятия индустрии развлечений и т.п.

В соответствии с законами Литвы, государство не может бесплатно и на внеконкурсной основе передать землю частным физическим и юридическим лицам. Потому и приходится Э.Зингерису свой частный фонд камуфлировать под "еврейский", то есть якобы имеющий отношение к евреям и Еврейской общине.

Но Еврейская община Литвы не поручала частному фонду Э.Зингериса представлять свои интересы, не контролирует его работу, не располагает информацией о его деятельности и не несет за деятельность фонда никакой ответственности.

Э.Зингерис, пишет А. Б .Эллик, "настаивает, что земля должна быть передана в дар в качестве "моральной реституции". В дар кому? Фонду, который представляет только интересы частного лица?

Кроме права получить бесплатно три участка земли, как сообщил Э.Зингерис корреспонденту А. Б .Эллику, ему нужно 32 млн. долларов. Откуда взялась эта цифра? Кто подтвердит ее обоснованность? Кто даст гарантии, что эти деньги не будут израсходованы на строительство воздушных замков?

Решение проблемы земельных участков предложил мэр Вильнюса Артурас Зуокас. По его плану, участки земли должны остаться за самоуправлением города. Оно же выступит и заказчиком строительства так называемых "характерных фрагментов исторических еврейских кварталов", объявит конкурс на восстановление зданий, победившие в конкурсе предприниматели на свои средства построят их и используют для коммерческих целей. За предоставление земли самоуправление получит от предпринимателей треть восстановленных зданий и передаст их фонду Э.Зингериса.

Так что зря прибедняется Э.Зингерис, говоря о "нескольких помещениях на верхних этажах": он рассчитывает получить в свой фонд третью часть восстановленных зданий в центре города.

18 июля от имени своих организаций А.Зуокас и Э.Зингерис подписали соглашение о восстановлении "характерных фрагментов исторического еврейского квартала". Таким образом, в обход Еврейской общины Литвы и вопреки ее вполне определенно выраженному мнению продолжается реализация этого "плана".

Стремясь получить поддержку еврейской общественности в США, Э.Зингерис угощает зарубежных корреспондентов сказками, в которых он предстает этаким одиноким героем, борцом за еврейскую культуру, которого не понимают окружающие. Цитата из статьи А. Б .Эллика: "Здесь как в пустыне, - говорит он (Э.Зингерис. - М.Х.), - нас уже совершенно нет".

Отчего же "как в пустыне" и кого здесь "уже совершенно нет"? В Литве, кроме Э.Зингериса, живут около четырех тысяч евреев. Есть городские общины во всех крупных городах, есть еврейские объединения, союзы, клубы, общества, есть лектории, медицинский центр, одна из лучших в стране Государственная еврейская школа им. Шолом-Алейхема, где, кстати, учится сын Э.Зингериса, религиозная и воскресные школы, синагоги и религиозные общины, еврейские библиотеки и сектор иудаики в крупнейшей библиотеке Литвы, есть Институт идиша в Вильнюсском университете, Государственный еврейский музей с библиотекой и Центром толерантности, есть, наконец, Еврейская община Литвы, которой наш "одинокий" герой обязан своей карьерой. И все это он считает пустыней?

О каком одиночестве плачется в жилетку зарубежным корреспондентам и делает безответственные заявления этот преуспевающий государственный чиновник, напуская на себя вид усталого бойца за еврейскую культуру?

И еще цитата из того же сочинения: "Здесь не Манхеттен: у нас нет двухсот пятидесяти тысяч влиятельных евреев! - говорит он (Э.Зингерис. - М.Х.). - Я одинокий воин, а могилы и история - это не политическая власть".

Зачем Э.Зингерису нужны "двести пятьдесят тысяч влиятельных евреев"? Почему именно "влиятельных"? Да потому, что, по словам Э.Зингериса, "могилы и история - это не политическая власть". Вот, оказывается, в чем дело: ему нужна политическая власть. Но она у него была уже: около десяти лет подряд, то есть до 2000 г., он заседал в Сейме, и именно тогда по его инициативе было принято постановление о застройке трех скверов в центре Вильнюса "характерными фрагментами исторического еврейского гетто", не имеющее ничего общего с принципиальной позицией Еврейской общины Литвы. Для реализации "замысла" Э.Зингерису нужны деньги. Вероятно, на первый случай и 32 миллионов хватило бы, но, как пишет А. Б .Эллик, "местные бизнесмены не усматривают в проекте (Э.Зингериса. - М.Х.) своего коммерческого интереса и не считают, что должны опекать еврейскую общину".

И опять автор подменяет фонд Э.Зингериса Еврейской общиной. Видимо, это делается не случайно, а со вполне осознанной целью запутать читателя, создать не соответствующее действительности впечатление об Э.Зингерисе как о человеке, который выражает интересы общины, действительно является раввином и бескорыстно мечтает возродить из небытия Большую синагогу, где "зябким вечером накануне субботы" он сможет наконец погрузиться "в духовные сферы".

В начало страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2002 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org