«Еврейский Обозреватель»
ГЛАВНАЯ
17/36
Сентябрь 2002
5763 Тишрей

МОЖНО ЛИ ХРИСТИАНИНУ МЫТЬСЯ В БАНЕ С ЕВРЕЕМ?
ХРИСТИАНСКО-ИУДЕЙСКИЙ ДИАЛОГ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
ЕВГЕНИЙ БЕРКОВИЧ
На главную страницу Распечатать

"ПОРНОГРАФИЯ УЖАСА"

Жарким днем 25 августа 1942 года 101-й немецкий батальон проводил очередную операцию - зачистку еврейского гетто в польском городке Медзижеч. Всех евреев города отправляли в лагеря уничтожения. Солдаты сгоняли евреев на рыночную площадь. При малейшей заминке следовал выстрел. На рыночной площади евреев заставляли часами неподвижно сидеть под палящим солнцем. Многие теряли сознание. Каждый, кто поднимался, был немедленно расстрелян. Очень скоро рыночная площадь переполнилась трупами. Среди убитых было много детей - им особенно трудно долго сидеть неподвижно.

Полюбоваться зрелищем на рыночную площадь пришло немало зрителей: немецкие солдаты из жандармерии, поляки и украинцы из числа "хивис" - добровольных помощников немцев. Были среди зрителей и женщины: медсестры Красного Креста, а также жены офицеров 101-го батальона.

Даниель Гольдхаген, описывающий эту сцену, отмечает любопытный факт: многие солдаты возмущались тем, что на площади целый день присутствовала Вера Волауф, жена капитана Волауфа. Вера была беременна... Против присутствия других женщин на площади солдаты не возражали. Убийцы не стыдились того, что они делали, но опасались за здоровье будущей матери и ребенка.

Многие читатели нашли сцену на рыночной площади весьма символичной. Мадонна благословляет своим присутствием освобождение земли от нечисти. Христианские и древнегерманские поверья и предания оправдывают действия убийц, которые сами себя убийцами не считали. Напротив, как веками утверждалось на литургии Страстной Пятницы, богоубийцами, подлежащими уничтожению, являются именно евреи.

Не случайно эта сцена в городке Медзижеч вызвала особенно страстные возражения у критиков Гольдхагена. Обозреватель газеты "Франкфуртер Альгемайнен" в номере от 16 августа 1996 года назвал описание экзекуций "порнографией ужаса", упрекая Гольдхагена в том, что он необоснованно связывает убийц из 101-го Батальона с привлекательной женой капитана Волауфа.

Солдатам карательного батальона приходилось казнить и польских крестьян и русских военнопленных. Гольдхаген документально подтверждает: отношения карателей к евреям и неевреям были принципиально различными. Репрессии против неевреев проводились гитлеровским режимом. Подобные преступления совершал и сталинский режим. В этих преступлениях, при всей их чудовищности, не было ничего мистического. В евреях же нацисты видели метафизического врага и, вслед за своим фюрером, евреев демонизировали. Даже тогда, когда жертвы были абсолютно невиновны и по-детски беззащитны, преступники считали их коллективно виновными и представляющими все возрастающую опасность для общества. Уничтожение евреев становилось в глазах немцев оправданным и необходимым делом. При таком отношении преступников к своим жертвам человеческое сострадание полностью отсутствовало и у карателей, и у зрителей, на глазах которых совершались чудовищные злодейства.

ЕВАНГЕЛИЕ И ОСВЕНЦИМ

Антисемитизм древнее христианства. Поэтому было бы неверно считать христианство единственным источником ненависти к евреям, а Евангелие - прямой причиной Освенцима. Как пишет Яков Кротов в своей статье "В защиту антисемитов", "если антисемитизм паразитировал на Евангелии, то это заслуга антисемитов, а не христиан".

Однако не видеть мощный антиеврейский заряд в Новом Завете и многовековой церковной практике - значит сознательно грешить перед истиной. Говоря о преследовании евреев, фюрер подчеркивал: "Я не делаю против евреев ничего такого, чего бы не делала против них церковь за 1500 лет".

Этим словам можно верить. Практически все мероприятия нацистов по лишению евреев человеческих прав, проводимые с 1933 по 1945 годы, имели прототипы в истории христианских церквей.

Нападки на евреев за убийство Христа содержатся уже в Новом Завете: "И отвечая весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших" (Мф. 27:25). В Первом послании апостола Павла к фессалоникийцам об иудеях говорится, что они "убили и Господа Иисуса и его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся... Но приближается на них гнев до конца" (1Фесс. 2:15-16). Таких цитат из Священного Писания можно привести много.

Особенно резко обвинения евреев в богоубийстве звучали в проповедях и писаниях отцов церкви: Иоанна Златоуста, блаженного Августина, Мартина Лютера. В своем памфлете "О евреях и их лжи", написанном в 1543 году, Лютер призывал сжигать синагоги, еврейские дома и снять с евреев всяческую защиту закона. Любимый лозунг нацистов: "Евреи - наше несчастье", -принадлежит Мартину Лютеру. Многие антиеврейские инициативы Гитлера реализуют заветы Лютера. Кажется глубоко символичным тот факт, что всегерманский еврейский погром 1938 года, начавшийся Хрустальной ночью 9 ноября, продолжался весь следующий день - день рождения Лютера 10 ноября.

Именно решения Вселенских соборов заложили основу церковного законодательства, действующего и поныне. И многие антиеврейские положения этого законодательства нашли дословное повторение в постановлениях нацистских властей.

Вот, например, выдержка из решения Шестого Вселенского собора (в церковной орфографии): "Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемыя иудеями, или вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их, и врачества принимать от них, ни в банях купно с ними мытися. Если же кто дерзнет сие творить: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен". Нацисты тоже запрещали практику еврейских врачей. Кроме того, евреям запрещалось пользоваться вагонами-ресторанами.

Собор в Эльвире в 306 году запретил браки и половые отношения между христианами и евреями. Это же требование содержал Закон о защите немецкой крови и чести 1935 года.

Решением Собора в Клермонте в 535 году евреям запрещалось занимать государственные должности. Аналогичный закон нацисты приняли в 1933 году.

В 1938 году нацисты запретили евреям в Страстную пятницу и в некоторые другие дни выходить на улицу. Этот запрет утвердил Собор в Орлеане 14 веками раньше (в 538 году).

Сжечь Талмуд и другие еврейские книги постановил Двенадцатый собор в Толедо в 681 году. Еврейские книги горели по всей нацистской Германии.

Четвертый Латеранский Собор в 1215 году обязал всех евреев носить на одежде опознавательные знаки. Это же решение приняли нацистские власти 1 сентября 1941 года - опознавательными знаками служили, как правило, желтые шестиконечные звезды (в Варшаве звезды почему-то должны были быть голубыми).

Оксфордский Собор 1222 года запретил строить новые синагоги. Десятки синагог по всей Германии были разрушены и сожжены в Хрустальную ночь 1938 года. Восстанавливать их было запрещено.

Собор в Бреслау в 1267 году предписывал евреям селиться в специально отведенных для них еврейских кварталах. Такое же решение содержал приказ Гейдриха от 21 сентября 1939 года.

Базельский собор 1434 года запретил присуждать евреям ученые степени. Аналогичный запрет был принят нацистами почти сразу после прихода к власти - 25 апреля 1933 года.

Из сказанного должно быть ясно - нацистский антисемитизм возник не на пустом месте. Долгие века христианская церковь проводила четкую антииудаистскую и антиеврейскую политику. На этом фоне антисемитские выступления и погромы еврейских общин во всей Европе стали привычными явлениями.

"ГОВОРИТЕ ПРАВДУ!"

Диалогом религиозные споры между христианами и евреями можно назвать лишь с большой натяжкой. Почти две тысячи лет стороны не были равноправны.

Только в конце девятнадцатого века в большинстве стран Европы евреи получили равные с другими людьми юридические права. И одновременно появилась научное основание ненависти к евреям: расовая теория "объясняла" самые немыслимые предрассудки и оправдывала самые бесчеловечные формы обращения с евреями. Расистский антисемитизм, подкрепленный христианским антииудаизмом, стал идеологической программой немецких национал-социалистов. В конце 1941 года была разработана основательная программа "Окончательного решения еврейского вопроса".

Во времена Холокоста христианские церкви не сделали для спасения евреев того, что, казалось, лежит в основе их веры: помощь страждущим и гонимым, угнетенным и преследуемым. Ватикан несколько раз пытался продемонстрировать свое несогласие с нацистским режимом и подчеркивал, что расизм не имеет ничего общего с христианством. Этому посвящены, например, энциклика Папы Пия ХI 1937 года, энциклика Папы Пия XII 1939 года и его рождественское Послание 1942 года. Однако после Хрустальной ночи не было ни одного официального протеста немецких епископов против еврейских погромов. Молчали католическая и протестантские церкви и позже, когда террор невозможно было не заметить. Молчание продолжалось вплоть до падения гитлеровского режима.

История знает примеры героического и самоотверженного поведения священников и простых христиан, спасавших евреев от фашистского уничтожения. Но этих примеров слишком мало перед морем фактов равнодушия и бездействия церкви во времена массовых убийств евреев. Это признается сейчас подавляющим числом западных богословов и деятелей церкви. В годы террора великий христианский богослов и мученик Дитрих Бонхеффер бросил церкви обвинение, что "она виновна в смерти самых слабых и беззащитных братьев Иисуса Христа".

Катастрофа европейского еврейства нанесла страшный удар по христианско-иудейским отношениям. Не могло не измениться и само христианство. Прошло почти двадцать лет после окончания Второй мировой войны до того времени, когда Второй Ватиканский собор (1962-1965) существенно изменил представления католической церкви о евреях. Декларация "Об отношении церкви к нехристианским религиям" ("Nostra aetate") содержит принципиально новые слова: "Церковь, осуждающая все гонения на каких бы то ни было людей, памятуя об общем с иудеями наследстве и движимая не политическими соображениями, но духовной любовью по Евангелию, сожалеет о ненависти, о гонениях и всех проявлениях антисемитизма, которые когда бы то ни было и кем бы то ни было были направлены против евреев". В последующие годы осуждение антисемитизма неоднократно звучали в выступлениях высших католических иерархов, включая самого Папу Иоанна Павла Второго. Очень важными для иудейско-католических отношений были два события: установление дипломатических отношений между Ватиканом и Израилем 30 декабря 1993 года и визит Папы в Израиль в 2000 году.

Из повседневной церковной службы удалено большинство антииудейских и антиеврейских тем. Отменены описанные выше антисемитские решения соборов. В протестантских Церквях отказ от этих решений произошел проще. Протестанты с самого начала объявили Предание делом рук человеческих. Поэтому в протестантских церквях легче преодолеваются антиеврейские предрассудки.

И все же за красивыми словами деклараций, материалов конференций и симпозиумов нельзя потерять из вида горькую истину: антисемитские и антииудаистские предрассудки в христианской среде еще сильны и на Западе, и, особенно, на Востоке, прежде всего, в Русской Православной Церкви. Важно отметить два обстоятельства. Во-первых, Православная Церковь не несет такой же ответственности, как западные Церкви, за уничтожение миллионов европейских евреев. Поэтому не нашлось и серьезных стимулов пересмотра православной теологии, как это было в послевоенные годы в католичестве и протестантстве. Во-вторых, в Православии считается непоколебимой вера в святость Писания и Предания. Изменение даже буквы или знака в них считается ересью. Формально и сегодня любой православный может быть отлучен от Церкви за совместный поход в баню с евреем. И в церковной практике до сих пор остаются в силе все антиеврейские призывы и проклятия, в том числе богослужебные тексты Страстной Пятницы, от которых уже давно отказались на Западе.

Осмысление уроков Холокоста продолжается и сегодня. Ирвинг Гринберг писал: "После Холокоста нельзя выдвигать теологические или любые другие положения, которые не выдерживают проверки в присутствии горящих детей". Жизнь подтверждает истинность слов Ганса Кюнга, вынесенных в эпиграф этих заметок. Несмотря на все трудности, христианско-иудейский диалог продолжается. И это единственный источник надежды на мир между религиями, а, значит, и на мир между народами.

В начало страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@  jewukr .org
© 2002 Еврейская Конфедерация Украины - www. jewukr .org