Книга "Еврейское искусство", выпущенная в свет издательством "Гешарим", заполняет вакуум, который существовал до этого момента в России в отношении еврейского изобразительного искусства.
В статьях сборника представлено искусство еврейской диаспоры в Европе и искусство Израиля (произведения, созданные под влиянием европейской культуры), а также та часть европейского искусства, на которое, так или иначе, повлияли еврейские традиции. Статьи посвящены различным видам и жанрам изобразительного искусства: архитектуре, скульптуре, живописи и графике, как в профессиональной сфере, так и в народном творчестве.
Авторами - известные искусствоведы и историки, принадлежащие к различным поколениям и научным школам. Книга построена по хронологическому принципу - исследуются периоды от древности вплоть до ХХ века. Открывается труд статьей Бецалеля Наркиса "Что такое еврейское искусство". В ней автор анализирует отражение в искусстве ритуальных предметов, еврейских символов, ТаНаХа и Мидраша. Вкратце Наркис касается и современного еврейского искусства. Он подчеркивает, что вплоть до Нового времени еврейский символ и ритуальный предмет, даже если его форма и декор заимствованы из местной культуры, может причисляться к произведениям еврейского искусства. Это отличается, по его мнению, от Нового и Новейшего времени, где выбор формы художественного выражения зависит от автора творения.
Курт Вейцман, профессор Принстонского университета, рассматривает проблему влияния еврейских изобразительных источников на иллюстрации ТаНаХа, анализируя такие источники, как изображения в знаменитой синагоге в Дура-Европос, венская Книгу Бытия, парижский манускрипт "Сакра параллела", а также источники латинского Запада. Многие статьи посвящены проблеме синтеза в еврейском искусстве. Так, другая статья Бецалеля Наркиса "О зоокефальном феномене в средневековых ашкеназских манускриптах" касается изображений людей с головами животных и птиц в ашкеназских иллюстрированных манускриптах в Германии XIII-XIV веков, отражавших негативную репутацию человека или преследователей евреев. Речь идет, например, об "Агаде птичьих голов". Моше Бараш, профессор Еврейского университета в Иерусалиме, в статье "Надписи на иврите в произведениях искусства эпохи Ренессанса" рассуждает о причине возникновения этих надписей и раскрывает их значение для читателя.
Среди материалов о проблемах влияния других культур на еврейское искусство значительный интерес представляет статья Миры Фридман о языческих образах в еврейском искусстве. Автор анализирует такие произведения искусства, как хануккальная лампа XVI века из Италии с изображением головы Медузы, кентавров и обнаженных женщин, восседающих на них, изображение нагих Адама и Евы (что несвойственно еврейской традиции) и купидонов в итальянской ктубе 1746 года, античные фигуры Зевса или Юпитера, украшавшие голландские подсвечники XVII и XVIII веков.
В статье "Начало украшения ктуббот в Италии: Венеция в конце XVI - началe XVII века" Шалом Сабар исследует, как стиль, характерный для оформления испанских брачных контрактов, трансформировался под влиянием итальянского искусства. Сергей Кравцов, доктор архитектуры Еврейского университета в Иерусалиме в статье "О происхождении девятипольных каменных синагог" показывает, как иезуитская архитектура повлияла на стиль украинских синагог.
Творчеству известного еврейского скульптора Жака Липшица посвящена статья доктора искусствоведения Еврейского университета в Иерусалиме Зивы Амишай-Майзельс "Липшиц и Катастрофа", где речь идет об использовании Липшицем мифологических сюжетов для отражения Катастрофы. Книга может быть интересна не только для людей, профессионально занимающихся проблемами еврейского искусства, но и для тех, кто хочет понять динамику художественного процесса и ознакомиться с произведениями еврейского искусства. Этому способствует также иллюстративный материал, в значительном объеме представленный в сборнике. Например, в книге приводится серия иллюстраций к традиционной песенке "Хадгадья", выполненных известным художником Элем Лисицким в 1919 году в России.
Jewish.ru |