12 сентября в мемориале Яд ва-Шем состоялась торжественно-траурная церемония памяти жертв Катастрофы украинского еврейства. Эта ежегодная традиция отмечать скорбную годовщину сохраняется все двадцать с лишним лет деятельности Всеизраильского объединения выходцев из Украины, преемника Киевского землячества, создателем которого был Моше Лайнер.
По сложившемуся ритуалу церемония открылась возложением венков к Вечному огню в Зале Памяти, где установлены памятные знаки Бабьему Яру и другим местам массовых расстрелов евреев.
К моменту открытия церемонии в зале собрались около 300 человек, представителей 300-тысячной украинской алии, бывших киевлян, харьковчан, одесситов, житомирчан. У каждого в семье живут воспоминания о минувшей войне, унесшей 1,5 миллиона жизней тех, кто проживал на территории оккупированной Украины.
Честь зажечь Вечный огонь от имени украинского землячества была предоставлена вышедшей из Бабьего Яра Иде Пинкерт и бывшему узнику Бершадского гетто Шике Альперту. В абсолютной тишине в освещенном блеском пламени Вечного огня раввин Яд ва-Шема Егуда Ленднер прочел молитву "Изкор" по невинным жертвам гитлеровского геноцида, и каждому вспомнились его родные и близкие, которым не довелось дожить до наших дней.
Затем состоялось возложение венков от всех отделений украинского землячества - от Метулы до Афулы, как принято говорить в Израиле. От имени правительства венок возложил вице-премьер, министр строительства Натан Щаранский, от Посольства Украины в Израиле - временный поверенный в делах Украины в Израиле Игорь Турчин. Были возложены венки от Министерства абсорбции, Еврейского агентства. Хор под управлением Фаины Винокур исполнил траурную мелодию, завершившую эту часть программы.
Церемония продолжилась в Долине уничтоженных общин, где состоялся митинг-концерт. Председатель Всеизраильского объединения выходцев из Украины Давид Левин от имени новых репатриантов - выходцев из Украины говорил об уроках Холокоста.
- День Памяти погибших в Украине евреев мы отмечаем в канун Судного дня. 29 сентября 1941 г. началось массовое уничтожение евреев Киева в Бабьем Яру. Но кромешный ад был и в Богдановке, где уничтожались евреи юга Украины. Был Дробицкий Яр под Харьковом, было много других яров. Оккупированная нацистами Украина была по существу одним сплошным Бабьим Яром. Здесь, в этом святом для нас зале Яд ва-Шема, названы почти тысяча уничтоженных общин. Прошло более 60 лет. Сменилось тысячелетие, сменился век, произошла смена поколений. С каждым днем все меньше остается людей, живых свидетелей. Сегодня огонь памяти вместе с вышедшей из Бабьего Яра Идой Пинкерт зажигал Шика Альберт. Он родился в Бершадском гетто. Его родители были расстреляны, когда ему было всего два года. Он не помнит лиц своих родителей. Но у него незаживающая рана памяти. Он передает эту память следующему поколению.
Это особенно важно сейчас, когда в Европе и во всем мире усиливается проявление антисемитизма, когда нацизм вновь поднимает голову, когда псевдоученые и продажные политики пытаются отрицать сам факт Катастрофы.
Спасибо всем, кто пришел на эту церемонию памяти, спасибо тем, кто разделяет нашу боль и озабоченность. Отдавая дань памяти нашим соплеменникам, жертвам фашистского геноцида, мы говорим о героическом еврейском сопротивлении. Мы говорим "Нет фашизму, антисемитизму! Мы не допустим повторения Холокоста. Залогом того наше еврейское государство. Сегодня мы переживаем трудные времена. Но наш народ, как всегда, пройдет через все испытания и будет жить вечно".
Вице-премьер, министр строительства, уроженец Украины Натан Щаранский провел параллель между Бабьим Яром и Манхеттеном:
- 11 сентября я принимал участие в траурной церемонии по поводу годовщины террористической атаки в Нью-Йорке, когда погибли более 3000 американцев за то, что они были американцы. Через месяц, в октябре 2001 года, я был на месте трагедии и мне показалось, что так выглядит ад. Из-под земли шел дым, ощущался запах металла, сгоревших человеческих тел. И я подумал: сейчас мы можем понять и почувствовать, что такое Европа в годы нацизма, когда на протяжении 2000 дней ежедневно убивали по 3000 человек. Удар за ударом 2000 дней! Сейчас мир мобилизовался, сразу же понял, что если не бороться до конца, не объявить беспощадную борьбу с террором в Афганистане, Ираке - спасения не будет. А тогда - 2000 дней убивали наш народ. Мир молчал, бежал от правды, никто не хотел верить.
Мы жили в стране, где старались скрыть правду, память о трагедии нашего народа. Многие мои родственники погибли в Харькове, Донецке, Днепропетровске, Одессе. Но мы ничего не знали об этом. Потом, когда мы узнали, хотели прочесть Кадиш в Бабьем Яру, поставить свечи, но власти нас арестовывали. Потому что, не дай Б-г , мы узнаем правду об этой трагедии. В этой правде, этой памяти огромная сила. Осознание нашего прошлого дает силу борьбы за будущее.
Государство Израиль никогда больше не позволит другим народам решать судьбу евреев. Благодаря Израилю евреи России, Украины, Узбекистана, Литвы получили силы и готовность бороться за свое будущее. Израиль хранит память о наших корнях, о нашей боли. Эта боль - часть истории нашего народа, истории нашего государства.
Сегодня очень важно помнить, что когда мы беспощадно боремся с нашими врагами, нельзя допускать никаких компромиссов с теми, кто убивает еврейский народ. Важно помнить, что тот, кто хочет уничтожить еврейский народ, завтра придет в Нью-Йорк, Лондон, Париж - уничтожать жителей США, Великобритании, Франции.
Ицхак Арад, заместитель директора Яд ва-Шем - в прошлом юный партизан, участник всех войн Израиля - говорил о неизбежности победы Еврейского Государства над всеми врагами, которые пытаются уничтожить страну, созданную в результате мучительной многовековой борьбы многих поколений евреев.
Страстную, полную боли от пережитого речь произнесла бывшая узница лагеря смерти в селе Богдановка Эстер Гендельман. Она призвала не забывать все то, что было, передавать эту память новым поколениям.
В литературно-музыкальной композиции памяти жертв Катастрофы приняли участие певица Альбина Михайловская, мастера художественного слова Эмма Дикарева и Михаил Польский, хор под руководством Фаины Винокур.
Поэтесса Рина Левинзон сумела в коротких строчках выразить настроение собравшихся:
О, Украина, свет твоих озер, Твоих лугов и снов славянских милость. Как верилось, как пилось, как любилось. Ну, а потом ПОГРОМ, РЕЗНЯ, ПОЗОР. ПРОЩАЙ И ТЫ, ЧТОБ ВСЕ НЕ ПОВТОРИЛОСЬ.
|