«Еврейский Обозреватель»
ДИАСПОРА
20/39
Октябрь 2002
5763 Хешван

ДВУХГОЛОВАЯ ОБЩИНА ПОД ДВУГЛАВЫМ ОРЛОМ
ВЛАДИМИР ХАНЕЛИС
На главную страницу Распечатать

От Москвы до самых до окраин бушуют "еврейские войны". Даже в самых маленьких городках и общинах евреи решают свой вечный вопрос: "Кто из нас главный,   а  кто еще главней?". Что уж говорить о столице, где не утихают споры - кто же главный раввин России?

В старой синагоге в Спасо-Голенищевском переулке (бывшая улица Архипова) сидит пожилой, усталый, назначенный на этот пост еще советской властью главный раввин России Адольф Соломонович Шаевич,  а  в новом общинном центре-дворце в Марьиной Роще царствует молодой, энергичный, недавно получивший российское гражданство итальянский еврей Берл Лазар. На должность главного раввина России его выдвинули ("пробили", назначили) хасиды Любавичского ребе - хабадники.

С двумя главными раввинами России беседовал автор статьи.

Шаевич Адольф Соломонович, Главный раввин России с 1992 года, глава Конгресса еврейских религиозных и общественных организаций России (КЕРООР). Родился 28 октября 1937 г. в Биробиджане. Окончил Хабаровский политехнический институт по специальности "инженер-технолог", московскую и будапештскую иешивы. С 1980 г. служил раввином, в 1983-1992 гг. - Главный раввин Московской хоральной синагоги. Глава иешивы "Огалей-Яаков". Женат, имеет двоих сыновей. Увлечения: литература, музыка, спорт.

- Уважаемый раввин, верно ли, что я нахожусь в главной синагоге России и разговариваю с Главным раввином этой страны?

- Вы находитесь в старейшей и, по традиции, главной синагоге Москвы,  а  поскольку Москва - столица Российской Федерации, то эта синагога - главная синагога России. Десять лет назад КЕРООР избрал меня Главным раввином. С тех пор на очередных съездах меня переизбирали, и я остаюсь на этой должности.

Несколько лет назад возникла новая еврейская организация - Федерация еврейских общин России (ФЕОР). Ее создали любавичские хасиды. У них для этого есть силы, деньги, возможности. Их поддержали власти, чтобы создать некий "противовес" Конгрессу, который возглавлял г-н Гусинский. Хабадники построили общинный центр в Марьиной Роще. Они же избрали Главного раввина России.

- Значит, под двуглавым российским орлом живет двухголовая община?

- Скоро появится и третья голова - Главный реформистский раввин России.  А  потом, может быть, и четвертая, пятая... Сегодня в России есть громадное поле для возрождения еврейских общин, еврейской жизни. Места хватит для всех. Но дело в том, что, на мой взгляд, речь идет не о том, чтобы ФЕОР сделала что-то для евреев,  а  о завоевании для ХаБаДа определенных позиций в этой стране.

- Не кажется ли вам странным, что Главным раввином России избирают (назначают) человека, ни по рождению, ни "по жизни" с Россией никак не связанного?

- В этом вопросе много странностей. Например: как гражданин США и Израиля за две недели получает российское гражданство, в то время как русские люди, живущие за границей, ждут его годами? Это чисто политические игры. Мне и моим коллегам удалось избежать участия в них. Чего не могу сказать о других... Они готовы сегодня выполнять любой заказ Кремля. Любой.

- Адольф Соломонович, не будем лукавить. В советское время и вы выполняли любой заказ Кремля. Я хорошо помню, как, приехав в 1987 году в Москву, я должен был согласовывать время и место для интервью с Главным раввином с господином в сером костюме, неотлучно находившимся рядом с вами...

- И я не забыл то время... Тогда задача государства состояла в том, чтобы еврейская жизнь и религия тихо умерли. Наша задача в синагоге, была - не "возникая", не размахивая израильским флагом, сделать все, чтобы эта агония продолжалась как можно дольше. Да, но так мы, в конечном счете, противостояли государству. Но сегодня... Бороться с евреями? За что? За то, чтобы меня называли Главным раввином России? У меня для этого нет никакого желания. Когда возникла странная ситуация с двумя главными раввинами, я заявил, что готов немедленно уйти с этого поста. Но, как вы сказали, лукавить не надо. И в Израиле, и в США, и в России знают, что в нашей стране приверженцев ХаБаДа не так уж много.

- Что представляет собой сегодня еврейская община России?

- Галахических евреев в России чуть меньше миллиона. Если же брать тех, кто подпадает под Закон о возвращении, то это еще несколько миллионов. Но даже галахических евреев, хоть каким-то образом связанных с еврейством - читают еврейскую газету, ходят на еврейский концерт, - всего 40 процентов. Остальные никак себя как евреи не проявляют.

В нашу организацию входят 110 еврейских общин России. Но, к сожалению, сейчас в России практически нет общин, которые могут существовать самостоятельно. Все ждут и живут за счет чужой помощи.

- Но в российских городах есть много богатых евреев. Разве они не поддерживают общины?

- Эйфория и энтузиазм, которые были десять лет назад, улетучились. Многие богатые евреи отвернулись от местных общин, перестали им помогать. Часто эти люди борются между собой за сферы влияния в еврейском мире. Если в местных общинах и теплится какая-то жизнь, то, как правило, культурная. В большинстве российских общин нет раввинов - куда уж дальше...

- Но я вижу много людей в хасидской одежде, знаю, что религиозные организации посылают в Россию раввинов, тонны религиозной литературы; я читаю в прессе об открытии все новых и новых синагог, иешив; я слышу заявления еврейских лидеров России о том, что еврейская жизнь в стране бьет ключом...

- Все на самом деле не так. Раввинов, например, человек 60. Большинство из них приехали из США, Израиля, Европы. Местных раввинов человек десять. Хотя сегодня в Москве и существуют три иешивы, отдачи от них практически нет.

Способные ребята уезжают для продолжения образования в США или Израиль и не возвращаются. Только один наш парень приехал назад из Израиля и служит раввином. Двое вернулись из США: один - раввин в Туле, другой - в Москве. Русскоязычные раввины быстрее осваиваются в местных общинах. Те же, кто слабо говорит по-русски, живут сами по себе,  а  община сама по себе.

Ну и, конечно, раздоры. Только в Москве больше восьмидесяти еврейских организаций. В каждом городе их несколько, и все они "воюют" друг с другом. В некоторых городах России еврейские религиозные организации дерутся между собой за здания бывших синагог. Я им говорю: "Ребята, объединитесь, ведь каждая ваша организация сама и миньян не может собрать!" До революции в России были прекрасные синагоги: в Самаре, Казани, Тюмени, Иркутске. Например, в Самаре тысяча евреев сто лет назад построили замечательную синагогу. Сегодня в Самаре живут десять тысяч евреев, и они не могут отреставрировать свою синагогу. Все только кричат: "Дайте! Помогите!"

- Каково отношение властей в регионах России к еврейским общинам?

- За исключением двух-трех мест - отличное. Власти откликаются на любые наши просьбы, реагируют на любые жалобы. Они хотят, чтобы евреи не уезжали из их регионов и чувствовали себя там комфортно.

-  А  "еврейские" войны влияют на эти отношения? Вот, скажем, вас не так давно вывели из комиссии по связям с религиозными организациями при Президенте РФ.

- О том, что меня вывели из комиссии при Президенте, я узнал из газет. Какой-то чиновник "озвучил" озабоченность президента "низким уровнем российских раввинов". И... президентская власть перестала со мной общаться (хотя я остался членом такой же комиссии при мэре Москвы.) К президенту стали приглашать Берла Лазара.

- Недавно Президент Путин имел с Лазаром продолжительную беседу. Как вы думаете, о чем они говорили?

- Честно говоря, не могу представить, чтобы Президенту действительно было интересно услышать мнение этого человека. Берл Лазар прожил в России одиннадцать лет. Но и сейчас он так же не разбирается в российских делах, как и в первый день приезда. Человек выходит из дома, садится в машину, едет в синагогу, запирается там, и попасть к нему невозможно. То же самое происходит и в регионах: прилетел, пожал руку губернатору, пошел в синагогу и улетел. Берл Лазар не понимает и боится российских евреев. Что президент мог от него услышать? То, что хотел услышать...

- Но вы не можете отказать хабадникам в том, что они проводят большую работу в общинах.

- Да, действительно, они многим помогают. Сегодня на это у них есть деньги. Но что будет завтра? Когда денежный поток, возможно, иссякнет. Если это случится, то все их программы умрут,  а  зарубежные гости соберут чемоданы и уедут домой. Мы же хотим, чтобы еврейские общины России строились на долговременной основе, чтобы они могли сами себя содержать.

- Вы общаетесь с Берлом Лазаром?

- В последнее время - нет. Сталкиваемся на различных мероприятиях, но даже не здороваемся.

-  А  может быть, нужно сесть вместе, выпить рюмку, сказать "Лехаим!"?

- У меня были с ним нормальные отношения. Меня обидело, огорчило не то, что они сделали,  а  как они это сделали. 12 июня 2000 года в Кремле Берл Лазар подошел ко мне с рюмкой водки, обнял, просил не верить никаким слухам. Говорил, что он меня очень любит и уважает... На следующий день вбегает с квадратными глазами секретарша и говорит, что в приемной толпа журналистов, которые хотят узнать мое мнение об избрании сегодня на съезде ФЕОР нового Главного раввина России Берла Лазара.  А  в 18 часов 15 минут стало известно, что арестован руководитель КЕРООР и наш главный спонсор г-н Гусинский. Вот так был организован этот спектакль!

Я хочу особо подчеркнуть, что покойный Любавичский ребе был фантастическим человеком, к которому я отношусь с величайшим уважением. Но после его смерти все пошло в ХаБаДе "без руля и ветрил".  А  эти хабадские мальчики... Мне кажется, что они немножко зомбированы. Когда я вижу громадные портреты покойного ребе, слышу крики: "Он - Машиах!", то очень огорчаюсь. Неужели мы ничему не научились?

- Сейчас в России очень модно писать мемуары. Уж вам-то есть что вспомнить?

- Может быть, когда уйду на пенсию и начну писать... Я ведь очень устал, и морально, и физически. Сегодня в синагогу приходят совсем иные евреи, чем раньше.

На современных ребят я возлагал большие надежды. Думал, закончат иешивы, сядут на мое место. Но у них другие интересы, другая ментальность. Для многих из них синагога - это место работы, контора.  А  сюда часто приходят люди в слезах. Я говорю молодым ребятам: "Нужно понять этих людей, помочь, утешить. Если человек ушел из синагоги в слезах - значит, это не синагога".


Берл Лазар, Главный раввин России с 2000 года. Родился в 1964 году в Милане. До 15 лет учился и жил в Италии. Шестой ребенок в семье, в которой было восемь детей. Затем переехал в США, где получил религиозное образование. Женат. Супруга Хана - воспитательница в детском саду. У них десять детей. Раввин Лазар увлекается спортом, особенно футболом.

- Уважаемый раввин, верно ли, что я нахожусь в главной синагоге России и разговариваю с Главным раввином этой страны?

- Мы находимся в Марьиной Роще, в еврейском общинном центре. Здесь с 1926 года стояла деревянная синагога, кстати, единственная, построенная в Москве,  а  может быть, и во всей России в период советской власти. Эта синагога отличалась от других и тем, что она действовала не под контролем властей. Что же касается вопроса, центральная ли это синагога Москвы и России, отвечу так - здесь центр общинной жизни Москвы, России,  а  может быть, и всей Восточной Европы. В нашем центре, кроме синагоги, есть концертный и спортивный залы, столовая. Здесь работают многочисленные кружки, проводятся разные семинары и т.д. Каждый день в наш центр приходят не менее тысячи человек.

Два года назад на съезде Федерации еврейских организаций (ФЕОР) меня избрали Главным раввином России.

-  А  кто же тогда раввин Шаевич?

- Раввин Шаевич был избран Главным раввином России возглавляемым им Конгрессом еврейских религиозных и общественных организаций (КЕРООР). Раньше эта организация была "монополистом" еврейской жизни в России. Но сегодня большинство еврейских общин (150) от Камчатки до Калининграда работают с Федерацией еврейских общин России.

- Что представляет собой сегодня еврейская община России? Сколько вообще евреев живет в этой стране?

- Всего евреев в России примерно миллион человек. В Москве, по нашим данным, 500 тысяч евреев. Мы напрямую общаемся с каждым пятым из них.

Сегодня в России евреи перестали стесняться своего еврейства и даже гордятся этим. В каком-то смысле сегодня даже модно быть евреем. Второе - евреи уверены в своем будущем и в будущем России. Сегодня количество евреев, которые хотят уехать отсюда, гораздо ниже, чем 12-13 лет назад. Это признак стабильности государства. Главное - настало время, когда в России можно создать настоящую еврейскую общину.

- Подобную американской?

- Подобную европейской. В США каждая еврейская община, в каждом городе, живет своей жизнью. Там нет единого, объединяющего центра, как во Франции, Англии, Германии, Италии.

- Многих евреев в России настораживает, что хабадники проводят в этой стране такую активно-наступательную политику. Не собираются ли они сделать всех религиозных евреев России приверженцами Любавичского ребе?

- Если кто-то так думает - это уже положительный факт! Значит, в еврейских общинах России началась "конкуренция",  а  она всегда полезна.

Хасиды Любавичского ребе в России у себя дома. Все движение хасидизма, в том числе и ХаБаД, появилось здесь. Даже те хабадники, которые родились за границей, с удовольствием вместе с семьями приезжают в Россию и живут в этой стране долгие годы. Тем самым они поступают, как учил ребе: помогать тем, кто нуждается в помощи, и не думать о себе...

В Европе и США ХаБаД работает в сложившихся общинах, и политика любавичских хасидов заключается в том, чтобы члены этих общин стали еще более активными, еще более религиозными. В России же нужно - и ХаБаД делает это - прежде всего, создать общины, найти евреев, помочь им осознать свое еврейство, помочь им стать религиозными людьми,  а  уж потом - и до этого еще ох как далеко - помочь им стать приверженцами Любавичского ребе. Процесс этот долгий. Главное - создать еврейскую общину в России,  а  какой она будет - время покажет. Но в любом случае говорить о том, что она будет только хабадской, нереально. В каждом городе России должна быть создана еврейская община. В нее будут входить и нерелигиозные, и верующие люди. В числе последних - приверженцы различных течений и направлений в иудаизме: "митнагдим", хасиды, реформисты и т. д.

- Вы допускаете возможность своих контактов и совместной работы с реформистами?

- Я допускаю контакты и совместную работу с любым евреем. Без всяких ограничений и различий. Каждый из нас идет по одной дороге к Всевышнему, но (раввин Берл Лазар задумался в поисках наиболее точного определения. - В.Х.), скажем так, - идет с разной "скоростью". Один мчится в мощном автомобиле, другой потихоньку едет на велосипеде.

- Вы сказали, что хабадники в России у себя дома. Это правильно. Кроме того, что ХаБаД родился в России, хасиды Любавичского ребе никогда эту страну не оставляли. В тридцатые, сороковые, пятидесятые, шестидесятые годы они действовали в условиях подполья, и многие за это были сурово наказаны советской властью.  А  как вы, человек, родившийся в прекрасной Италии, учившийся в богатых Соединенных Штатах, чувствуете себя здесь?

- Мне иногда кажется, что я по какой-то ошибке не родился в России. Когда я в первый раз приехал в Москву, меня приняли как близкого родственника, с которым не виделись много лет. Естественно, пока я не выучил язык, не понял ментальность этих людей, мне пришлось трудно. Но все это уже в далеком прошлом.

- Вы много общаетесь с местными евреями?

- Мне иногда кажется, что слишком много (смеется - В.X.). Любой человек, который срочно хочет встретиться со мной, поговорить, может сделать это без всяких ограничений во времени. Для меня самое главное - быть в постоянном контакте с членами общины, знать и понимать их проблемы. Между мной и ними - открытый диалог.

- Уважаемый рав, бесконечные споры, раздоры, выяснения "кто из нас главный,  а  кто еще главнее" - все это черты характера нашего народа?

- Нелюбовь друг к другу, нежелание помочь, работать вместе, нежелание услышать другого человека, найти общие точки зрения приводили наш народ к очень нехорошим последствиям. Б-г создал нас разными не для раздоров,  а  чтобы общая картина народа была красивее, разноцветнее, разнообразнее...

- Кстати о раздорах. Вы встречаетесь, общаетесь с Адольфом Шаевичем?..

- Нет. Мы иногда видим друг друга на различных конференциях, встречах. Я уважаю его, уважаю то, что он делает. На всю его работу я готов "поставить свою печать". К Адольфу Шаевичу у меня нет, упаси Б-г, никаких плохих чувств.

-  А  может быть, нужно сесть вместе, выпить рюмку, сказать "Лехаим!"?

- Сделать "лехаим" всегда хорошо и полезно.

- Недавно президент Путин имел с вами довольно продолжительную личную беседу. О чем вы говорили?

- На последней личной встрече мы разговаривали больше часа. Речь шла главным образом о положении еврейской общины в России, в ее городах и регионах. Президенту было интересно узнать мое мнение, мнение "человека со стороны", не только по еврейским вопросам. Его интересовало, как, на мой взгляд, выглядит тот или иной российский город, как в нем живется людям и т. д.

Сегодня в России меньше антисемитизма, чем в любой европейской стране. Посмотрите, что творится во Франции, Англии, Германии. Антисемитизм исчезнет в мире только с приходом Машиаха.

Во времена Горбачева и Ельцина проблема антисемитизма в России была табу. О ней не говорили, ее "заперли в шкаф". Сегодня Президент Путин публично говорит о ней два-три раза в год. Его эта проблема волнует, потому что его волнует будущее России. Президенту интересна и судьба российских евреев, уехавших в Израиль. Он видит в них мост для укрепления связей между двумя странами.

- В России много богатых евреев. Они поддерживают, как это принято на Западе, свои общины?

- Да, многие состоятельные евреи помогают местным общинам. Помогают не только деньгами - продуктами, строительными материалами и т. д. Мы организуем работу в общинах таким образом, что каждый еврей, участвующий в ее жизни, должен не только что-то получать от общины, но и что-то давать ей.

- Вы не считаете, что люди в основном приходят в общины только за помощью?

- Нет. Так было раньше. Сегодня в наших общинах много волонтеров. Слово "община" происходит от слова "общение". В общине люди общаются друг с другом. Сегодня ты помогаешь человеку - завтра он тебе поможет.

- Сейчас в России очень модно писать мемуары. Не хотите написать книгу? Вы ведь живете в России уже довольно долго. Были очевидцем и участником значительных событий...

- Я часто думаю об этом, но задаю себе вопрос: на что правильнее, полезнее потратить время? На встречи с людьми, работу с общиной или на мемуары?

- Гражданство России вы получили очень быстро. Помогли связи "наверху"?

- Гражданином России я стал два года назад, примерно через два месяца после подачи документов. Я имел полное право получить его и раньше - как человек, больше пяти лет постоянно проживающий на территории России. Гражданство получают по представляемым спискам в алфавитном порядке. Буква "Л", как вы знаете, находится в середине русского алфавита. Не буду скрывать, меня немножко "продвинули" в начало списка.

- Случайность ли то, что съезд ФЕОР, избравший вас Главным раввином России, состоялся в день ареста г-на Гусинского, который, будучи в оппозиции к Кремлю, возглавлял и финансировал ваших "конкурентов" - Конгресс еврейских религиозных и общественных организаций?

- Наш съезд собрался за два дня до ареста Гусинского, который много помогал евреям, общинам и возглавляемой им организации. К сожалению, когда он стал все больше внимания уделять своей политической деятельности, положение изменилось и не пошло на пользу евреям России. Это была его ошибка.

Меня избрали Главным раввином утром,  а  в шесть часов вечера я узнал об аресте Гусинского...

- Некоторые утверждают, что вас предупредили "сверху" о дате и времени ареста.

- Никогда не слышал подобного утверждения! Для нас это был шок. Если бы мы знали о его аресте, то, возможно, отменили бы выборы главного раввина в этот день. Наша организация и я лично протестовали против ареста Гусинского. Но хочу подчеркнуть, что в проблемах Гусинского и Березовского нет и тени антисемитизма.

- Два года вы - Главный раввин России. Какова роль человека на столь высокой должности в жизни общины этой страны?

- Сделано немало хороших дел. Роль главного раввина во всей этой жизни, моя роль во всех этих переменах - это функция маленького, но необходимого винтика.

Дай Б-г, предстоящие годы будут еще лучшими.

"Вести", Израиль
В начало страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2002 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org