Начало в № 19 (38)
- Каждый месяц мы выясняем, как община относится к правительству, каких лидеров предпочитает, спрашиваем об отношении к палестино-израильскому конфликту, к мерам, предпринимаемым властями.
Опросы, касающиеся комплекса иностранца, проводили дважды - в 1998 году и сейчас.
- И какова динамика?
- Несущественная. В 1998 году 60% русскоязычных израильтян сказали, что у них плохой иврит - и поэтому они предпочитают общаться по-русски. А в 2001 году тот же ответ дали 54% той же самой группы. То есть за три года в иврите продвинулись всего 6% респондентов. Негусто.
За эти три года увеличилось число контактов между русской и ивритской общинами, но значительно выросла русская сфера производства - то есть продолжала развиваться потребительская автономия. Если раньше открывались в основном продуктовые магазины, где говорили только по-русски, то теперь есть продуктовые, мебельные, электроника - все, что угодно. Это приняло такие масштабы, что проблемы стали возникать уже у ивритоязычных израильтян - есть города, где трудно, скажем, найти инструкцию к холодильнику на иврите.
- Составляют ли русскоязычные израильтяне монолитную группу по своей политической ориентации? Идет ли их позиция вразрез с ивритоязычным Израилем?
- Расхожее мнение, что русские неоднократно сменяли правительство - не верно. Этого не было. Менялось настроение страны, а вместе с ним и предпочтения русскоязычных.
- То есть русскоязычная община - ведомая?
- Без сомнений. Ведомая и очень подверженная протестному голосованию. Но, смещаясь в своих предпочтениях, русские охотнее клонятся вправо, чем влево. Так, за Эхуда Барака голосовало 59% населения страны, а среди русских таких было 56%. Когда же выбирали правых - Биньямина Нетаньяху или Ариэля Шарона, - среди всего населения за них проголосовали, скажем, 55%, а среди русских - 60%. При нынешней ситуации в Израиле русские очень сильно смещаются вправо. Около 60% русскоязычных израильтян поддерживают правый и ультраправый лагерь. Возникли даже русскоязычные группы самообороны, которые хотят взять в руки оружие и защищать Израиль.
От центра тоже мало что осталось - центр первым ушел вправо. И всего 15-20% придерживаются левых и левоцентристских взглядов.
Щаранского и Либермана поддерживают по 30-40% русского электората. Сегодня Щаранский уходит к прагматичному правому центру. Либерман позиционирует себя как крайне-крайне правый политик. Это востребованная идеология. Либерман не уходит в расизм, следует гуманитарным, но крайне правым взглядам. При этом он не предлагает путей решения; от него этого и не ждут.
За Либерманом идет протестный электорат, что очень характерно для русских: описать образ врага и создать движение против этого врага.
- Протестное голосование обычно направлено против существующего правительства?
- Это частный случай. Скажем, когда меняли правительство Шамира, протест был против правительства; когда меняли правительство Рабина-Переса, протест был направлен против арабов, которые начали теракты. Тогда выбрали Нетаньяху. Когда проиграл Нетаньяху, протест был направлен против религиозных. Тогда Барак сумел убедить избирателей, что он покажет религиозным их место. И избиратели говорили: враг наших врагов - наш друг. А когда Шарон победил Барака, протестное голосование было направлено против действующего правительства, но не в социальной сфере, а в политической.
- Что вы сейчас предрекаете?
- Безусловно, у власти останутся правые. По состоянию на сегодняшний день русские отдадут голоса правым, крайне правым и немножечко центру.
А центр сегодня - это те, кто боится голосовать за правых, считая, что голосование за правых ведет к войне. А у них дети... Центр и правый центр может занять партия "Исраэль ба-Алия", где сам Щаранский - лидер правого толка, а примкнувшие к нему во главе с Мариной Солодкиной - центр социальной ориентации.
Кстати, русскоязычные и ивритоязычные израильтяне по-разному понимают правый фланг и центр. То, что для русских центр, для израильтян - правый лагерь. Более того, у коренных израильтян понятие "национальное" всегда идет вместе с правой ориентацией и включает сионизм, религиозность и верность стране. У "русских" национальное - это сионизм и верность стране, не включая религиозность. Из-за этого многие люди, которые хотели бы поддержать правый лагерь, уходят в центр, когда видят некоторую религиозность правых. Некоторые даже смещаются влево, где идет борьба за демократические ценности, за изменение законов в пользу светской части населения.
- Как влияет на всю эту картину присутствие на русской улице этнических неевреев?
- Сегодня неевреев в Израиле 28%; число семей, в которых один из ее членов - нееврей, достигло 77 тысяч; семей, в которых все неевреи - 33 тысячи, не считая арабов, друзов и черкесов. Это рассматривается как высокая степень угрозы еврейскому характеру государства. И действительно, если в стране 28% - неевреи, то моноэтническим государством его не назовешь. 20% - это рубеж, за которым государство должно стать либо полиэтническим, либо пустить в ход какие-то механизмы, которые трудно признать законными - сегрегации этих групп или их изгнания...
Поэтому те, кто сегодня не желают рассматривать проблему в исторической перспективе, бьют тревогу - видя во всех неевреях, приезжающих в Израиль, угрозу еврейской сущности государства.
Мне трудно с этим согласиться. Во-первых, их не так много. Считается, что 70% ежегодно приезжающих в последнее время - неевреи. Но они составляют всего-то полпроцента населения страны. Во-вторых. Со временем вступают в силу механизмы национального включения. Что это значит? Я нахожусь в стране, которая ведет войну. Я страдаю вместе со страной - и становлюсь израильтянином. А поскольку Израиль - это еврейское государство, то и я самим фактом жизни в стране становлюсь еврейским израильтянином. И, в-третьих. Правда, что в Израиль приезжают неевреи, движимые какими-то прагматическими мотивами. Они рассматривают его как транзитный пункт, откуда они двинутся в еще более презентабельную страну.
Поэтому попытки разыгрывать карту ассимиляции являются тупиковыми. И опасными. Один из мифов, которые пытаются раздувать, - нееврейскость алии из бывшего СССР. Это может привести к тому, что все русскоязычные будут поделены на чистокровных и нечистокровных: первый, второй, пятый, двенадцатый сорт... Раввины уже значительно тщательнее проверяют русскоязычных евреев и ставят им палки в колеса при женитьбе, рождении детей, похоронах.
Сейчас пытаются изменить Закон о возвращении. Хотят, чтобы внуки еврея без своего еврейского дедушки в Израиль въехать уже не могли. Но таких людей въезжает не более 400 человек в год.
Ассимиляция еврейства в бывшем СССР привела к тому, что Израиль сегодня принимает много неевреев по Галахе. Но если бы Израиль жил по гуманитарным, а не по религиозным законам, то многих из них признали бы евреями. И потому те, кто придерживается демократических ценностей, считают, что всех их надо впускать в страну. А приверженцы религиозных ценностей бьют тревогу и выступают за изменение Закона о возвращении.
- Недавно министр внутренних дел сказал, что служба в армии дает многим израильское гражданство. Что это значит?
- В Израиле принят закон, по которому члены семьи солдата имеют право на израильское гражданство. Скажем, молодой человек приехал в Израиль с отцом-евреем. Его нееврейская мать когда-то с его отцом развелась, снова вышла замуж, скажем, в Украине, и нарожала там нееврейских детей. До ухода сына в израильскую армию мать не могла приехать за сыном со своей новой семьей. Но как только сын уходит в армию, она, ее новый муж и дети могут получить израильское гражданство.
Это возмущает министра МВД. Но сколько таких семей? Типичный случай раздувания из мухи слона. Берут небольшую проблему, раздувают ее и без устали кричат о ней на каждом углу. И добавляют комплексов русскоязычной общине, загоняют ее еще глубже в изоляцию.
Интервью Наталии Зубковой "Иностранец", Москва |