«Еврейский Обозреватель»
ГЛАВНАЯ
21/40
Ноябрь 2002
5763 Кислев

ПЛАНЕТА НЕВЫУЧЕННЫХ УРОКОВ
ГРИГОРИЙ БРЕЙГИН
На главную страницу Распечатать

В дни московской трагедии мы, "русские" израильтяне, не отходили от телевизоров. Не только потому, что с Россией связывает прожитая жизнь, память и оставшиеся там друзья. Происходило страшное узнавание, леденящее душу дежавю. Все это мы уже видели много раз. Точно так же рисуются перед телекамерой палестинские смертники, прежде чем взорваться на детской дискотеке или на еврейской свадьбе. Точно так же выглядят арабские женщины-камикадзе в платках до бровей, обвязанные пластидом с начинкой из железных обрезков.

Трагедия "Норд-Оста" в виде простой схемы выглядит так: мирные люди в столице своей страны отправились на спектакль и там из зрителей превратились в заложников, которым угрожала страшная смерть от руки безжалостных бандитов. Узнаваемость ситуации состоит в том, что здесь, в Израиле, мы все - не тысяча, а несколько миллионов людей - точно такие же заложники террора, какими были туристы острова Бали, жители Вашингтона, пока там ловили снайпера-убийцу, а так же зрители и актеры "Норд-Оста".

Разница только в одном: в Израиле все то же самое происходит как непрерывный процесс. Мы выходим из дома за покупками, отправляем детей в школу, едем в автобусе на работу или на своей машине на уик-энд - и все до одного становимся заложниками.

Каждый раз у нас нет никакой гарантии, что мы вернемся живыми и не покалеченными, что школьный автобус с нашим ребенком не взорвут, что в магазин, где мы покупаем еду, не проникнет "шахид" с бомбой на поясе и что машину, в которой мы едем с детьми, по дороге не расстреляет палестинский снайпер. И это при том, что наши спецслужбы уже предотвратили сотни терактов. В израильских тюрьмах сегодня содержатся 175 несостоявшихся террористов-смертников, а в пересчете на спасенные жизни - это многие тысячи несостоявшихся жертв. Да, разовые всплески кровавого террора, подобные тому, что случился в Москве, - чудовищны. Но еще чудовищней рутина террора.

В начале прошлого века писатель и журналист Владимир Короленко опубликовал очерк о введении смертной казни в России после смуты 1905 года. Очерк назывался "Бытовое явление". Вдумайтесь: лишение жизни как бытовое явление. Сто лет спустя таким же бытовым явлением стал террор. Московская трагедия не могла не всколыхнуть мир. Но, откровенно говоря, я не уверен, что горький урок усвоен.

Сразу же после освобождения заложников РФ призвала зарубежные государства экстрадировать в Россию чеченских сепаратистов, заявив, что "речь идет об организаторах бандформирований, которые находятся в ряде стран, в том числе на Западе". Но Европа остается Европой.

Когда пишутся эти строки, в столице Дании проходит так называемый "Всемирный чеченский конгресс". Серьезнейшие российские озабоченности на этот счет неоднократно доводились до датской стороны. Однако родина Гамлета осталась непреклонна: министр иностранных дел Пер Стиг Меллер заявил, что "Дания - настоящая демократия, и здесь беспрекословно соблюдается право на собрания. Отмена конгресса была бы антиконституционным шагом".

Откровенно говоря, в позиции властей Дании нет ничего нового для Европы. Недавно в Израиле стал достоянием гласности внутренний отчет МИДа, оказавшийся информационной бомбой. Его стоит процитировать. "Представители ЕС Хавьер Солана, Мигуэль Маратинос и Алистер Крук в последние недели поддерживали контакт с палестинскими террористическими организациями (ФАТХ, "Бригады мучеников Аль-Акса" и ХАМАС), чтобы убедить их объявить о прекращении военных действий. Общая направленность этих контактов - палестинская декларация о прекращении военных действий внутри "зеленой черты", в то время как вооруженная борьба против оккупации вне этих границ становится легитимной, в соответствии с общей концепцией европейских держав, считающих ПА зарождающимся государством и поддерживающих идею борьбы против оккупации. Европейцы пытаются убедить палестинцев, что объявление о прекращении огня принесет им более широкую международную поддержку". В сущности, европейцы предлагают некий вид отбора: кто будет жить, а кто - умрет. Убивайте взрослых мужчин-евреев за "зеленой чертой" - и Европа вас поддержит. Через несколько дней после отчета МИД палестинская автомашина, начиненная взрывчаткой, разнесла на куски пассажирский автобус на перекрестке Каркур. Убиты 14 невинных людей.

Единственная трезвая оценка ситуации прозвучала несколько недель назад из уст экс-премьера Великобритании баронессы Маргарет Тэтчер. "Безопасность государства Израиль, - подчеркнула Маргарет Тэтчер, - влияет на нашу безопасность. Израиль находится на передней линии террора, но и Запад от нее не слишком далеко... После того, что произошло 11 сентября прошлого года и на Бали, стало ясно, что каждый из нас находится в поле зрения сил зла". Леди Тэтчер тогда еще не могла знать, что на очереди - Москва.

Но человеческое сообщество не умеет учить уроки и не хочет работать над ошибками. Европейский Союз ведет себя так, словно Лазурный берег по туристскому спросу - не то же самое, что остров Бали до исламского террористического акта. Или что в той же политкорректной Дании не найдется многолюдной достопримечательности, которую посещают граждане нелюбимых террористами государств. И что в беспечной Европе легализовавшимся там отморозкам куда легче захватить заложников, чем где бы то ни было. Хотят ли граждане Запада или не хотят жить в новых реальностях глобального террора - им придется к этому привыкать. Рутина террора требует не только мер безопасности, но и огромных расходов на эту безопасность. Акция, подобная захвату "Норд-Оста", в Израиле невозможна по определению, но мы платим за эту невозможность очень высокую цену.

И еще о терроре как о бытовом явлении. Я пока так и не смог разгадать природу этого удивительного умения израильтян существовать нормально в ненормальных обстоятельствах. В какой-то мере я нашел ответ в размышлениях жителя Кирьят-Арбы - города, немало пострадавшего от палестинского террора. Вот что он пишет: "Опять взрывы. Я еду из Эфрата в Кирьят-Арбу, беру попутчиков - мужчину и молодую девчушку. И вдруг успокаиваюсь. Девушка говорит по телефону о каких-то мелочах. Что же меня успокоило? Мы едем в темноте, между арабскими деревнями, в которых засели снайперы, а эта девчушка спокойно обсуждает сердечные дела по телефону. А в США один снайпер загнал в страх 2 миллиона людей. Так кто сильнее, они или мы?"

7:40
В начало страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@  jewukr .org
© 2002 Еврейская Конфедерация Украины - www. jewukr .org