«Еврейский Обозреватель»
КУЛЬТУРА
21/40
Ноябрь 2002
5763 Кислев

СЕРАЯ ЗОНА
 
На главную страницу Распечатать

В своих воспоминаниях об Аушвице Примо Леви писал, что настало время для изучения "того пространства, которое отделяло жертв от их преследователей". В этом пространстве, по его словам, жили "низкие и вызывающие жалость люди, о которых непременно нужно знать, если мы хотим расширить свои познания о человеческой натуре".

Эссе, в котором были написаны эти слова, называется "Серая зона". А к людям, которых он описывал в эссе, относились члены "спецподразделений", или зондеркомандо.

Тим Блэйк Нельсон создал наиболее правдивый фильм о Холокосте, который вы когда-либо видели - "Серая зона". Тим называет себя "евреем из Тулсы (штат Оклахома), представителем народа из Библии", используя при этом сельский говор.

В середине 90-х Нельсон неожиданно обнаружил эссе Примо Леви... Перед началом кремации заключенные-евреи Зондеркоманды раздевали умерших, отбирали драгоценности, лишали волос и даже зубов, чтобы смертоносная машина работала как можно эффективнее. Тех, кто отказывался выполнять подобные обязанности, расстреливали на месте, а многие выбирали самоубийство. Многие из тех, кто становился палачом, жили не более 4-х месяцев и, не выдержав, обрывали свою жизнь суицидом. В обмен на помощь в убийстве еврейских товарищей "работникам" Зондеркоманды полагались привилегии: более просторные камеры, приличное питание, книги, сигареты, алкоголь и даже право присваивать скудное имущество сожженных евреев.

"А если подобное случилось бы в моей жизни? - говорит Нельсон. Не могу сказать, что бы я сделал, окажись перед этим немыслимым выбором. Этот вопрос стал меня преследовать. Я рос, посещая синагогу и еврейскую школу, но никогда не слышал о Зондеркоманде".

Восстание Зондеркоманды (в результате которого один крематорий был разрушен, а другой поврежден) произошло в октябре 1944 года, а в качестве оружия использовались камни, топоры, молотки, самодельные гранаты и пистолеты, переданные в крематорий партизанами. Консультируясь с Леви, Нельсон прочитал книгу воспоминаний Миклоса Нийжли, венгерского еврея, который был ассистентом пресловутого доктора Менгеле, проводившего медицинские эксперименты над заключенными Аушвица.

Волнения начались после того, как в газовой камере под грудой трупов была найдена чудом уцелевшая девушка, и Зондеркоманда попыталась ее спасти. Четыре героя фильма списаны с реальных людей, а вымышленные характеры появились после изучения Нельсоном дневников членов зондеркоманды, найденных в Биркенау. Судя по дневникам, это были не те заключенные, какими обычно изображали евреев в произведениях о Холокосте.

Нельсон акцентирует внимание на том, что концлагерь постепенно наполнялся ненавистью между самими евреями: "Зондеркоманда выставляла напоказ все постыдные качества в человеке, "лучшие" из которых - подозрение, жадность, ксенофобия и ненависть к самому себе". Своим стилем картина явно отрицает более традиционные - и удобоваримые - эмоциональные моменты таких фильмов как "Список Шиндлера" и "Жизнь прекрасна". Здесь торжествует темная сторона человеческого духа в форме безжалостного желания зондеркомандо выжить за счет своих братьев-евреев. В фильме нет музыки; вместо нее действие сопровождается звуками работающих печей, выстрелов и безостановочной перемалывающей работы смерти. Актеры, играющие группу венгерских евреев, говорят с монотонными, резкими, а подчас и грубыми модуляциями. "У них нет еврейского акцента, который никогда не переставал меня смущать в фильмах о Холокосте", - говорит режиссер.

В результате картина явилась самым наглядным изображением Аушвица в кино (говорят, Спилберг назвал "Список Шиндлера" "детским фильмом" по сравнению с "Серой зоной").

Сценарий Тима Нельсона и участие актера Харви Кейтеля привлекли кинозвезд: Дэвида Аркетта, Стива Бушеми, Аллана Корданера и других.

В первых кадрах фильма Аркетт выносит трупы в крематорий: "... Как-то мне нужно было поднять жену одного старика. Я спустился в газовую камеру, и, когда я увидел женщину, мне вдруг показалось, что это моя мать. Это просто выбило почву из-под моих ног, но заставило почувствовать, что я должен был оказаться именно здесь".

Из-за того, что фильм "Серая зона" низвергает все традиции, он следует им настолько, чтобы быть настоящим кино.

В начало страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@  jewukr .org
© 2002 Еврейская Конфедерация Украины - www. jewukr .org