Грустью и болью отмечена очередная годовщина начала массовых расстрелов в Бабьем Яру. Здесь 61 год назад жертвами фашистов стали более 200 тысяч киевлян и военнопленных, среди погибших - 35 тысяч детей.
В овраге Бабий Яр звучала автоматная стрельба с 29 сентября 1941-го по 29 сентября 1943-го. От пуль гитлеровцев погибли украинцы, русские, цыгане, немцы, поляки... Но больше всего (150 тысяч) - евреев.
Понятно нынешнее стремление увековечить память о жертвах Холокоста. А материализоваться она должна в музейно-просветительском центре, который планируется возвести на территории неподалеку от существующего памятника советских времен на улице Дорогожицкой.
О будущем музейном комплексе - беседа с президентом Совета национальных обществ Украины, президентом Еврейского совета и президентом Фонда "Память Бабьего Яра".
- Известно, Илья Михайлович, что идея создания Центра родилась не вчера...
- Вопрос о музее "Бабий Яр" и музее истории евреев Украины возник одновременно с созданием Киевского общества еврейской культуры в 1988 году. Вначале местная власть предложила нам одно здание, потом другое. Но по объективным причинам мы не смогли воспользоваться помещениями. И вот американский распределительный комитет "Джойнт" принял решение построить в Москве, Петербурге и Киеве общинные центры развития еврейской культуры, в которых реализовались бы научные, музейные, образовательные, музыкальные, спортивные и другие программы. Мы попросили руководство "Джойнта" (к слову, эта благотворительная организация в период голодомора 1932-1933 гг. кормила 800 тысяч украинских крестьян) создать в Центре два музея: музей Холокоста Украины "Бабий Яр" и Музей истории евреев Украины (до войны, кстати, такие были в Одессе, Львове, Черновцах).
- На месте Центра, который планируется начать строить весной будущего года, стоит памятный камень, заложенный Президентом страны в 2001-м. Что предполагается разместить в музеях?
- Половина площади ( а это до семи тысяч квадратных метров) будет отдана под экспозиции музеев, столько же займут исследовательский институт, архив, фонотека, запасники, кинозал, тематическая библиотека, компьютерный класс, книжный магазин, актовый и выставочный залы, библиотека с читальным залом, видеотека, кафетерий. В центре предусмотрена мемориальная синагога, а на месте символического захоронения украинских патриотов - Елены Телиги и ее сподвижников будет сооружена мемориальная церковь.
- Идея поддержана на высшем уровне, утвержден проект израильских архитекторов Ульриха и Даниэлы Плезнер, победивших в конкурсе. А в это время ваши братья по вере на весь мир подняли шум, обвиняя вас и ваших единомышленников в цинизме, кощунстве и прочих грехах. Чего хотят оппоненты?
- Думаю, участок земли, на котором запланировано строительство Центра. Вначале сыр-бор разгорелся из-за места создания комплекса. Как можно строить что-либо на земле, пропитанной кровью невинных? Я в ответ спрашиваю: а почему вас не волнует то, что телецентр, плавательный бассейн, автозаправка, стадион поблизости построены на костях еврейского кладбища? Там и сегодня играют в футбол - на расстоянии 70 метров от "Меноры". Более двух с половиной тысяч граждан расстреляли в бывшем Октябрьском дворце, а там танцуют и гопак, и фрейлехс, а евреи отмечают веселые праздники.
Уже десятилетия ни у кого не вызывает сомнений, что уничтожали людей в Бабьем Яру - между домами № 25 и 29 по улице Телиги. Там, в конце Бабьего Яра, стоит торговый павильон. А под ним и сейчас лежат кости убитых. Это доказано документами, комиссиями, свидетелями, геологическими и археологическими экспертизами. В июне нынешнего года по заявлению, хочется думать, заблуждающихся оппонентов работала очередная комиссия, подтвердившая: на месте памятника на Дорогожицкой и выделенной территории расстрелов не было. Телесъемка зафиксировала работу этой комиссии.
А если рядом с самым святым кладбищем страны - могилой Неизвестного солдата с Вечным огнем, где покоится прах более тридцати Героев Советского Союза, находится Дворец юношества и школьников, а там и танцуют, и поют, и веселятся. И это в 80 метрах от святой могилы. Еще ближе, в подземном переходе, - тоже музыка, магазины, кафе. Это можно?
- Но ваши аргументы не остановили еврейских оппонентов...
- Это обиднее всего. Ни одна украинская организация, даже из числа самых радикальных, не подняла на щит этот вопрос. А единоверцы раздувают национальную вражду, распространяют в СМИ, Интернете заведомо лживую информацию.
Причем, если бы не знал всей сути дела, под некоторыми письмами фарисеев и я бы подписался - до такой степени они убедительно и эмоционально написаны. Заявляют, что против строительства Центра выступают раввины Украины и Израиля. Это очередная ложь. Как раз они-то и не возражают.
А вершиной лицемерия стало заявление "политических партий и общественных организаций" без единой подписи. Их угроза о проведении широкомасштабных и активных форм "громадського протесту" вызывает тревогу. Такие же угрозы имеются и в других заявлениях.
- Представляю, если бы о подобных мерах заявили представители другой нации. Авторов те же евреи объявили бы антисемитами и подняли б такой шум...
- А нашим оппонентам все сходит с рук. Недавно в одном из зарубежных вестников, распространенных по всему миру, опубликовали интервью... с Ильей Левитасом, который якобы тоже сомневается в целесообразности создания Центра. А я никому не давал этого интервью. И никогда не выступал против строительства. Вот такая фальсификация.
- Вас обвиняют и в том, что в Центре намерены проводить развлекательные мероприятия...
- Чушь все это. Да, в нашем Центре будет звучать музыка. Но это будут известные симфонии Шостаковича, Клебанова, Станковича, произведения Моцарта... Что в этом плохого? Я побывал в двенадцати концлагерях Европы, где были расстреляны четыре миллиона человек. Везде существуют мемориальные центры памяти, в которых помимо музейного комплекса есть и кафе, где кормят посетителей, актовые залы и классы.
- Илья Михайлович, кроме земельного интереса, ваших критиков переполняет, видимо, обида и зависть...
- Есть люди, привыкшие участвовать во всех еврейских проектах. Но не везде им рады, не все их приглашают. Другой момент: после создания Центра некоторые общественные организации лишатся самостоятельности и, соответственно, финансирования. Они-то и будоражат сограждан: мол, хотят строить центр на костях убитых. Хотят там танцевать и веселиться. К слову, вблизи памятника жертвам Холокоста именно на костях построены кинотеатр имени Гагарина, школа № 24, торговый павильон, проложено метро... Почему не слышно голосов протеста по этому поводу?
- По замыслу архитекторов, Центр станет символом того, что еврейский народ жив, что его не удалось уничтожить фашистам...
- И он начал свое возрождение в новой, независимой Украине, чего не могло быть в тоталитарной стране. А еще музей будет, безусловно, олицетворять интернациональную идею. В музее будут залы, посвященные трагедии цыган, подвигу Праведников, украинским патриотам, связи со всеми народами Украины.
Мемориальная церковь и синагога не разделят людей разных конфессий, их сблизят горе и скорбь, общие для всего украинского народа. Уверен, Центр еще больше объединит нас на основе межнациональной толерантности, гуманизма, уважения к гражданам всех национальностей. Он станет частью мемориальной зоны, где уже есть монумент на улице Дорогожицкой, памятник на месте Сырецкого концлагеря, памятник расстрелянным детям, "Менора" на еврейском кладбище. Мы планируем соорудить памятник на месте расстрела цыган и заложить Аллею Праведников. И Центр будет частью этой мемориальной зоны.
Интервью Ивана Ильяша "Голос Украины" |