ЭМОЦИИ И ЦИФРЫ
Горячие отклики на исследование Брайана Ригга показывают, что выводы американского ученого задевают нас за живое.
Хотелось бы сразу подчеркнуть: если тысячи солдат еврейского происхождения служили в вермахте (как об этом говорит Брайан Ригг), это ни в коей мере не уменьшает трагедию Холокоста и не прибедняет подвиги евреев - фронтовиков Советской армии. Точно так же выводы Виктора Суворова о планах Сталина напасть на Германию не умаляют героизма советских солдат, испивших чашу военных страданий.
Ригг, друг Израиля и еврейского народа, отслуживший добровольцем в ЦАХАЛе, не бросает тень на Катастрофу, а делает наше понимание той страшной эпохи более многогранным.
Один из основных упреков г-на Клугера в адрес техасского историка - якобы слишком большая итоговая цифра солдат еврейского происхождения в рядах вермахта.
Тем не менее известны демографические данные о евреях Германии, динамика их рождаемости по годам, растущий процент смешанных браков. Дотошная немецкая статистика позволяет узнать, сколько родилось детей (и будущих призывников) в 1920-1925 годах в семьях, где один из родителей был евреем. Точно так же можно поднять данные о смешанных браках предыдущего поколения, чтобы вывести примерную цифру немцев с еврейскими бабушками и дедушками. В немецких, австрийских, чешских и польских землях, которые в 1930-40-х годах были включены в Третий рейх, проживало до 800 тысяч евреев. Рядом с ними находилась масса "криптоевреев" - потомков от смешанных браков, "мишлинге" первого или второго поколения. Из их числа вполне могла "набежать" цифра Ригга - 150 тысяч солдат вермахта.
Удивляет смелость г-на Клугера ("Подведем итоги: не было 150 тысяч солдат вермахта еврейского происхождения"). Брайан Ригг хотя бы мотался по Германии, собирая глубоко запрятанные истории. А какие исследования провел г-н Клугер? У него есть другие цифры?..
ВНУК В ЗАКОНЕ
Гейдрих вовсе не указывался мною в статье как внук еврея. Перед нами психопатология: одни лишь слухи о еврейских корнях влияли на подсознание Гейдриха; он все равно оставался "еврейским внуком" в глазах завистников и в собственных подозрениях. Для того, возможно, и был параграф ванзейского доклада Гейдриха - внуки еврея рассматриваются как немцы (попытка обезопасить себя "на всякий случай").
Мой уважаемый оппонент Даниэль Клугер замечает, что в этой части доклада были две оговорки. Да, известно, что к евреям приравнивались те их внуки, которые имели ярко выраженную семитскую внешность, а также те, чьи родители оба были "мишлинге". Но г-н Клугер забывает, что был и третий пункт. Он позволяет приравнивать к евреям тех "мишлинге", которые являются политически нелояльными к режиму.
Таким образом, голубоглазый блондин - внук еврея, мог прекрасно пережить Вторую мировую, сидя тихо и благонамеренно, будучи обычным немцем и/или солдатом вермахта. А мог и "загреметь в евреи" за анекдот о фюрере, за членство в бывшей СДПГ, за призывы скорее закончить войну. Точно так же в концлагерь мог попасть "за политику" и любой чистокровный ариец. В чем же здесь преследования именно внуков евреев? За какие же особо еврейские страдания Израиль платит этим внукам компенсацию, давая им самостоятельное право на алию по Закону о возвращении? Может, откроем ворота страны для всех европейцев, пострадавших от нацизма?
Здесь-то мы и подходим к самой взрывоопасной теме - влияние нацистских законов на израильский Закон о возвращении. Кто же ответственен за базовое определение репатрианта на основе нацистских расовых постулатов? Только авторы Закона о возвращении (1950) - социалистическое руководство Израиля эпохи Бен-Гуриона.
Законодательное определение еврейства может исходить только из двух взглядов на мир - религиозного или светского. Или мы даем статус репатрианта только на основе принципов иудаизма, или сами создаем новые законы в зависимости от политической конъюнктуры. Левые политики пошли по второму пути, своими руками перенеся схемы нюрнбергских законов (1935) в израильское право.
Закон о возвращении - не "священная корова" и не откровение с горы Синай. Если вставка о самостоятельном праве внуков еврея на алию (1970) наводняет Израиль людьми, чуждыми всему еврейскому, то парламентарии вполне могут изъять эту вставку из закона.
Согласен с Даниэлем Клугером: противники и сторонники изменения Закона о возвращении не должны основывать свои точки зрения фактами времен Катастрофы. Во-первых, негоже базироваться на принципах наших убийц. Во-вторых, внуки евреев не становились априори жертвами нацизма - не за что давать этим внукам автоматическое право на алию.
ПРАВДА ПРОТИВ РЕВИЗИИ
Несправедливо записывать Ригга - талантливого историка в ряды отрицателей Холокоста.
Оборотимся на себя - не слишком ли часто мы поднимаем крик об отрицании Холокоста, узнавая от ученых новые факты, не укладывающиеся в наши представления? Не закоснели ли мы? В истории Шоа существует множество тем, которые являются неприглядными или нежелательными для еврейской репутации. Но их наличие не должно служить поводом для возмущенных окриков: "Как вам не стыдно очернять святую тему Катастрофы?!"
Навскидку перечислю вопросы, которые Израиль и еврейское сообщество предпочитают держать "под сукном". Это, например, контакты сионистов-социалистов Палестины с нацистами по переводу денег и имущества немецких евреев в Ишув (1933-1935). Начало этому сотрудничеству положил глава политотдела "Сохнута" Хаим Арлозоров, бывший любовник Магды Геббельс, получивший затем пулю от неизвестного убийцы на тель-авивской набережной. Данные контакты выглядели особенно нечистоплотно на фоне бойкота нацистской Германии остальным еврейством.
Далее в списке замалчиваемых тем: юденраты, поведение их руководителей и еврейских полицейских в уничтожаемых гетто; сделка Кастнера и СС, спасение группы богатых и влиятельных евреев Венгрии; бегство левых сионистских вожаков "Ха-Шомер Ха-Цаир" из Польши в 1939-1940 годах (когда молодежь осталась без руководства, в Варшаву из провинциального местечка прибыл Мордехай Анилевич - будущий лидер героического восстания в гетто, - да и то потому, что не смог уйти через румынскую границу).
Еще одна спрятанная тема - сделка 1944 года между Ишувом, британцами и гитлеровцами по обмену граждан. Британия задержала в своих колониях и мандатных территориях немецких подданных, то же самое сделали и нацисты против британцев. Руководители "Сохнута" и партии МАПАЙ обратились к англичанам с просьбой выменять у немцев тех евреев, которые имели отношение к британской Палестине и к сионистскому движению. От Ишува был составлен список желаемых евреев - Бен-Гурион со товарищи решали, кого вставить туда, давая нужным людям билет на выживание.
Так, известный фотограф Шломо Наринский был брошен в концлагерь Дранси под Парижем, откуда эшелоны везли евреев в газовые камеры Освенцима. Его жена успела обратиться к другу юности - Ицхаку Бен-Цви, будущему президенту Израиля, и Шломо был включен в чудесный список. 6 июля 1944 года немцы посадили Шломо в удобный поезд до Стамбула. Сюрреализм: венгерских евреев везут на север в других поездах - на сожжение по 10 тысяч человек в день, а рядом по дорогам рейха двигается купейный вагон Шломо Наринского на юг...
Постижение всеобъемлющей правды о Холокосте не может быть очернением Катастрофы. Брайан Ригг показывает новые грани еврейской трагедии. Массовая служба детей и внуков евреев в вермахте не отрицает Катастрофу, а делает ее, на мой взгляд, еще более страшной и мучительной.
Эта тема дает нам повод и для самокритики. Как немецкое еврейство докатилось до такого положения? Осознаем ли мы весь ужас ассимиляции, всю бессмысленность попыток "быть, как все"? На детской картинке 1935 года сестра говорит брату: "Как ядовитый гриб иногда трудно отличить от съедобного, так и еврей иногда внешне не похож на мерзавца и преступника". Мимикрия немецких евреев (и не только их!), попытки дедушек слиться с окружающим "культурным народом", бесполезное бегство от собственного еврейства - все это и привело к призыву в вермахт тысяч солдат с еврейской грустинкой в глазах.
Правда, какой бы неприглядной она ни была, - это лучшее средство от ревизии Холокоста. |