В Центральном доме кино в Москве прошла Неделя израильского кино.
На открытии фестиваля был показан фильм "Поздний брак", трагикомедия из жизни общины грузинских евреев в Израиле. Помимо прочего, фильм интересен тем, что одну из ролей в нем сыграл знаменитый майор Томин из "Знатоков" - актер Леонид Каневский. Автор сценария и режиссер фильма Довер Косашвили специально приехал в Москву на открытие Недели.
Как и полагается, Неделе израильских фильмов предшествовала пресс-конференция, на которой выступили первый зампред Союза кинематографистов Геннадий Полока, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Мирон Черненко и заместитель мэра г. Хайфы Валентин Файнберг.
Геннадий Полока признался, что был одним из первых советских кинематографистов, которые появились на фестивале в Иерусалиме в первые перестроечные годы. "Тогда же, посмотрев израильские картины, я смог убедиться, что это - серьезный и самобытный кинематограф, пусть еще не вполне состоявшийся, но уже несущий в себе черты определенного сообщества со своими традициями, - говорит Полока. -Первые израильские картины появились в 1920- е годы, два еврейских кинематографиста поехали в Советский Союз, купили камеру (у нас тогда кинокамер еще не производили, это была французская кинокамера), вернулись и стали снимать фильмы. Так что некоторое влияние нашего великого немого кинематографа там ощущается. С возрождением российского национального проката, израильские картины займут свое естественное место в наших кинотеатрах. С моей точки зрения, они достойны этого".
Мирон Черненко продолжил экскурс в историю израильского кино:
- Я вспоминаю, как в году то ли 1961-м, то ли 1963-м на Московском кинофестивале впервые была показана израильская картина, название которой я с удовольствием забыл, потому что она была чрезвычайно слабая. Несмотря на то, что это были 1960- е годы, по модели и мироощущению это было советское кино 1930-х годов. Есть ряд совершенно неожиданных исключений, которые нельзя объяснить тем, что они учились у нас, просто в ситуации, скажем так, капиталистического окружения Советского Союза и враждебного окружения Государства Израиль кинематографисты этих стран создавали очень похожие вещи на экране. Приблизительно в первой половине шестидесятых годов израильские кинематографисты начинают всматриваться, как живет нация, как живет народ. Вот с этого все и началось. С моей точки зрения, они делают очень интересные телевизионные драмы. Это такие телевизионные спектакли, снятые на пленку, которые рассказывают о том, как живет глубинка. Даже есть такой цикл "Как живет глубинка". Я не очень представляю себе, как живет глубинка в такой небольшой стране, но психологически это очень точно, потому что за пределами крупных городов жизнь выглядит совершенно иначе.
Израильские кинематографисты выпускают в год примерно десять игровых картин. И еще одно. Израильское кино отличается тем, что в нем никогда не было своего классика, одного режиссера, за которым идет, которому подражает, у которого учится весь остальной национальный кинематограф. Не знаю, почему так получается: по причине ли врожденного еврейского индивидуализма или, может быть, совсем наоборот... Но, тем не менее, можно вспомнить имена израильских кинематографистов мирового уровня. К примеру, Моше Мизрахи, который получил Оскара за картину "Как живешь, Роза?" ("Вся жизнь впереди", 1977) с Симоной Синьоре в главной роли. В Москве представлены фильмы Амоса Гитая. Он не только хороший режиссер, но, в отличие от многих, необыкновенно плодовит и часто находится в фокусе внимания прессы. Его очень любит французская и американская критика. Уже можно говорить о том, что в израильском кинематографе появилось новое имя.
Валентин Файнберг, заместитель мэра Хайфы, рассказал о ежегодном кинофестивале в Хайфе. Изначально он задумывался как средиземноморский фестиваль и ставил перед собой цель привлечь к участию арабские страны и наладить культурное сотрудничество с враждебным Израилю окружением. Сейчас в нем участвуют десятки стран, в том числе и Россия. В частности, на последнем фестивале осенью этого года были представлены два российских фильма: "Звезда" Николая Лебедева и фильм Павла Лунгина "Олигарх". Публика встретила их очень тепло - в Хайфе, по крайней мере, треть населения говорит по-русски. Залы были полны.
После окончания Недели израильских фильмов в Москве очередь за московскими кинематографистами. Валентин Файнберг сказал по этому поводу следующее: "В феврале мы будем проводить дни "Мосфильма" в Хайфе. Мы отберем шесть фильмов, пригласим творческую бригаду и сделаем трехдневный показ в Хайфе и трехдневный показ в Тель-Авиве". |