Примечательный протест был выражен во время Международного форума по культуре и национальной идентификации "Местные культуры Крыма и их роль в будущем Украины". А выразили его член правления крымчакского общества Крыма Игорь Ачкинази и председатель Общества караимов Крыма Владимир Ормели. После доклада "Еврейские этносы Крыма (ашкеназим, крымчаки и караимы)" они восприняли как оскорбление причисление их национальных групп к еврейской нации. Различные подходы к идентификации этих этнических групп до сих пор существовали на уровне научных дискуссий и личностных позиций, но сейчас подобный протест свидетельствует о наличии антиеврейского компонента в сознании крымчаков и караимов.
Никто не сомневается в их еврейском происхождении, а также в том, что они исповедуют определенные разновидности иудаизма. Иудеи Крыма ассимилировались с хазарами, кипчаками (половцами), другими тюркскими народностями. К ХІІІ ст. часть евреев Крыма, сохранив раввинистическую религию, утратила иврит и перешла на тюркский язык. Со временем это привело к образованию этнолингвистической группы, которую сейчас называют крымчаки. Первым из известных нам духовных лидеров этого этноса был Авраам Крымский, живший в середине XIV ст. Его имя включено в список выдающихся представителей крымчакской общины, которых поминают в субботней молитве. Она вошла в "Кафский махзор". А.Крымский возглавлял ортодоксальную общину и оставил своей пастве трактат "Сфат ха эмет" ("Правдивое слово"), созданный в 1358 г. под влиянием трудов выдающегося еврейского врача и философа М.Маймонида. В XIV-XVI ст. крымчаки жили преимущественно в Кафе.
В последующее столетие волны иммиграции разных этноконфессиональных групп евреев: ашкеназим, сефардов, гурджи (кавказских евреев), мизрахи (евреев из Персии) вливались в раввинистические общины. В середине XVII ст. был составлен "Сборник молитв и литургических пений, которые использовались крымчаками с отдельными пиютами на крымчакском языке". Сборник, возможно, был составлен Моисеем Меворахом (Мворахом). На его основе сложилась литургия крымчаков в начале XVIII ст.
Крымчаки всегда считались евреями в отличие от караимов, которым удалось добиться отмены для себя традиционных антиеврейских ограничений. Караимы, не признававшие Талмуда, казались христианским священнослужителям не столь опасными, ведь Тора входит и в христианскую Библию, а вот Талмуд, с их точки зрения, - ересь. Поэтому, когда в Российской империи и СССР евреи были дискриминированы, стремление караимов отделять себя от евреев преследовало конкретную цель. Теперь же этот вопрос, казалось бы, политического значения не имеет и поэтому столь крутой демарш караимского лидера не мог не вызвать удивление.
Евреи, как известно, в каждой стране в той или иной степени ассимилировали культуры окружающих народов. Поэтому появились различные этнические группы евреев и т.п. Однако ни марокканские, ни бухарские, ни йеменские, ни другие прихожане синагог никогда не отрицали своей принадлежности к еврейству. Поэтому феномен, проявившийся со стороны И.Ачкинази и В.Ормели, которые выступили не только от себя, но и от имени своих соплеменников, нуждается в изучении. Если такая позиция отражает ментальность данных этнических групп, то и евреям нужно выработать свое отношение к сородичам, родства не помнящим. Возможно, необходимы и соответствующие изменения в израильском Законе о возвращении. Ведь не будем же мы считать своими тех, кто нами брезгует. |