«Еврейский Обозреватель»
ГЛАВНАЯ
24/43
Декабрь 2002
5763 Тевет

ПРАЖСКАЯ ЗИМА
ЯКОВ ЭТИНГЕР
На главную страницу Распечатать

Пятьдесят лет назад, с 20 по 27 ноября 1952 года, в Праге состоялся суд над группой видных партийных деятелей, вошедший в историю под названием "Процесс Сланского".

На скамье подсудимых оказались 14 человек: бывший генеральный секретарь компартии Чехословакии Рудольф Сланский, министр иностранных дел Владо Клементис; заведующий международным отделом ЦК партии Бедржих Геминдер; главный редактор газеты "Руде право" Андре Симон; замминистра обороны Бедржих Райцин, другие лица, занимавшие важные партийные и государственные посты.

Лишь трое из осужденных были неевреи.

ЧЕМ ОБЕРНУЛАСЬ ПРЕДАННОСТЬ СТАЛИНУ

Главная роль на процессе была отведена Рудольфу Сланскому (Зальцману), объявленному организатором и руководителем антигосударственного заговора. Зарекомендовав себя как способный публицист и организатор, Сланский уже в 1925 году (в возрасте 20 с небольшим лет) возглавил редакцию центральной коммунистической газеты "Руде право". В состав ЦК вошел в 1929 году на V съезде партии, который изгнал из нее всех, кто противился безоговорочному подчинению Москве. В 1935 году был избран депутатом Национального собрания Чехословакии, а после Мюнхенского соглашения 1938 года, отдавшего страну во власть нацистской Германии, в составе группы партийных лидеров во главе с Клементом Готвальдом получил политическое убежище в Москве. На него обратил внимание Сталин, оценив безграничную преданность и незаурядные способности. В 1944 году Сланский был направлен из Москвы в Словакию для руководства антинацистским восстанием, которое он подчинил целям компартии. Сланский сыграл важную роль в февральском перевороте 1948 года, в результате которого в Чехословакии была установлена коммунистическая диктатура. В зените партийной славы в сентябре 1951 года Сланский был внезапно перемещен на пост заместителя главы правительства, а 23 ноября того же года арестован.

Подсудимых обвинили в государственной измене, подрывной деятельности, вредительстве, в покушении на убийство президента Чехословакии Клемента Готвальда и других партийных деятелей и т.п.

Все евреи, привлеченные по "делу Сланского", были обвинены в сионизме, хотя многие из них еще недавно вели с ним борьбу. Процесс проходил в обстановке резко возросших антиеврейских тенденций в политике сталинского руководства.

На допросах судьи и обвинители потребовали от подсудимых "признаний", что они - "еврейские заговорщики", виновны в бедах чехословацкого народа. На процессе понятия "сионисты" и "евреи" в большинстве случаев употреблялись как синонимы, что дало основание объявить сионистской всю еврейскую общину Чехословакии. Судья Новак и прокурор Урвалек требовали от подсудимых признаний в том, что интересы чехословацкого народа им были чужды, прежде всего, как евреям.

Суд приговорил одиннадцать человек к смертной казни и трех к пожизненному тюремному заключению. 3 декабря 1952 года приговоренные к смерти были казнены.

Все обвинения были сфабрикованы по образцу процессов конца 30-х годов в Советском Союзе. Специально присланные из Москвы представители МГБ СССР осуществляли непосредственный контроль над судом. За ходом следствия и самим процессом наблюдал Сталин, по личному указанию которого он и был организован.

СТАВКА НА КОММУНИСТОВ-ЕВРЕЕВ

Процесс происходил в то время, когда в Чехословакии и других странах Восточной Европы росло недовольство навязанными СССР коммунистическими режимами, в руководстве которых было немало евреев, находившихся в годы войны в Москве. Среди них - Рудольф Сланский и Бедржих Геминдер (Чехословакия), Матиаш Ракоши и Эрне Гере (Венгрия), Якуб Берман и Хиляри Минц (Польша), Анна Паукер и Иосиф Кишиневский (Румыния).

В первые послевоенные годы Сталин опирался на этих деятелей, противопоставляя их национал-коммунистам.

Он исходил из того, что коммунистические руководители-евреи не будут олицетворять националистические устремления поляков, чехов, словаков, венгров, румын, болгар, не имея глубоких связей с местным населением. Однако по мере роста недовольства коммунистическими режимами советская агентура ловко использовала его и всячески пыталась направить в антисемитское русло, ссылаясь на то, что во всем виноваты партийные деятели еврейского происхождения.

В самом начале 50-х годов они все чаще снимаются с ключевых постов. Так, например, в Румынии Анна Паукер, член Политбюро и секретарь ЦК КПР и с 1947 года министр иностранных дел, в мае 1952 года была выведена из состава ЦК, а в июле этого же года арестована.

АТАКА НА ИЗРАИЛЬ

Главный обвинитель Урвалек заявил на процессе, что "причастность к сионизму следует рассматривать как одно из тягчайших преступлений против человечества".

Особенно яростным нападкам подвергся Израиль, который был изображен как головной отряд и орудие поджигателей новой мировой войны, международный шпионский центр. На процессе неоднократно заявлялось, что евреи - организаторы и руководители большинства шпионских антисоветских центров в мире и подсудимые проводили враждебную для Чехословакии деятельность по их заданию. Утверждалось также, что израильские представители установили еще в 1948 году "преступные связи со Сланским и другими обвиненными, систематически вмешивались во внутренние дела Чехословакии, добиваясь выгодных для Израиля и грабительских для Чехословакии торговых соглашений, и организовали тайный, противоречащий национальным интересам вывоз из страны оружия для израильской армии". Хотя хорошо известно, что чехословацкие поставки оружия Израилю осуществлялись по непосредственным указаниям Москвы, рассчитывавшей тем самым использовать их для установления своего политического влияния в только что провозглашенном еврейском государстве. 25 ноября 1952 года Израиль заявил решительный протест против антисемитского характера процесса.

Но 6 декабря 1952 года в чехословацкой ноте Израилю были повторены все прозвучавшие на суде клеветнические обвинения против Израиля, на основании которых израильский дипломат А.Кубовы был объявлен персоной нон грата. В ответной ноте от 19 декабря были самым решительным образом отвергнуты обвинения против Израиля, евреев и сионизма, охарактеризованные как новое издание "Протоколов сионских мудрецов".

Премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион заявил 9 января 1953 года, что, по его убеждению, процесс спланирован Кремлем и надо ожидать серьезных изменений в советской политике в антиеврейском или, по меньшей мере, в антиизраильском направлении. Бен-Гурион оказался провидцем - через четыре дня в Москве публикуется сообщение ТАСС об "аресте группы врачей-вредителей", большинство из которых были евреи.

ДЛЯ ЧЕГО БЫЛ НУЖЕН ПРОЦЕСС?

Дело Сланского стало шоком для чехословацких евреев. Еще свежи были в памяти преступления нацистов, от рук которых погибло около 200 тысяч человек. После образования в 1918 году Чехословацкой Республики эта страна была, пожалуй, единственной в Восточной Европе, где антисемитизм практически не проявлялся. В этом была огромная заслуга первого президента Чехословакии Томаша Масарика, считавшего, что нельзя быть одновременно христианином и антисемитом. Еще в начале 20-х годов он проникся симпатиями к сионизму, видя в нем движение за духовное и моральное возрождение еврейского народа. Находясь в годы Первой мировой войны в эмиграции, Масарик познакомился с Хаимом Вейцманом и со многими другими еврейскими лидерами. Масарик был первым главой государства, посетившим в период английского мандата Палестину, где он выразил сочувствие еврейскому переселенческому движению и проявил интерес к открывшемуся 1 апреля 1925 года Еврейскому университету в Иерусалиме.

Преемник Масарика на посту президента - Эдуард Бенеш, большинство чехословацкой интеллигенции - например, Карел Чапек, высшие иерархи католической церкви придерживались филосемитских позиций. Сын Томаша Масарика Ян Масарик, видный государственный деятель, будучи в 1925-1938 годах послом в Лондоне, сблизился с Вейцманом. Он горячо сочувствовал борьбе евреев за создание своего государства, считая это одним из величайших политических идей эпохи. Ян Масарик был непримиримым борцом против антисемитизма, особенно в период нацизма и после войны, и неоднократно заявлял, что каждый антисемит - это потенциальный убийца, место которому в тюрьме. Как министр иностранных дел чехословацкого правительства в изгнании в 1940-1943 годах в Лондоне, а в 1945-1948 годах в Праге, он содействовал переправке беженцев из Чехословакии в Палестину. 10 марта 1948 года Ян Масарик был найден мертвым. Есть версия, что его гибель была делом рук чехословацких секретных служб, тесно сотрудничавших с соответствующими советскими органами.

После того как в феврале 1948 года власть в Чехословакии захватили коммунисты, а в мае того же года было создано государство Израиль, чехословацкие евреи начали в массовом порядке покидать страну. Но в 1950 году эмиграция была запрещена. Численность еврейского населения составляла в то время 18 тысяч человек.

Показательно, что еще за год до процесса - 10 сентября 1951 года - тогдашний министр национальной обороны Чехословакии, зять Клемента Готвальда Алексей Чепичка заявил в беседе с советником посольства СССР в Праге П.Крекотенем, что "серьезное беспокойство вызывает деятельность в Чехословакии еврейской общины. Многие факты говорят о том, что еврейская община была тесно связана с сионистами, югославскими и американскими разведками".

После процесса еврейское население находилось в состоянии растерянности и паники. Шли массовые аресты евреев - адвокатов, врачей, профессоров, инженеров. Многие опасались депортации в лагеря и считали, что их ждет "новый Терезин", в котором в годы войны нацисты устроили так называемое "образцовое гетто" и из которого десятки тысяч узников были отправлены затем в лагеря смерти в Польше.

Процесс в Праге прокладывал путь к будущему антисемитскому "делу врачей" в Москве. В обвинительном заключении подчеркивалось, что Рудольф Сланский "предпринимал активные шаги к сокращению жизни президента республики Клемента Готвальда" и подобрал в этих целях "врачей из враждебной среды, с темным прошлым". Судя по всему, "версия" о планах "сокращения жизни" Готвальда разрабатывалась заранее, параллельно с подготовкой в Москве "дела врачей".

Врачи, которых якобы "подобрал" Сланский для лечения Готвальда, были очень хорошо известными во всей Чехословакии специалистами, многие из которых были евреями. Некоторые из них в связи с "делом Сланского" были репрессированы.

Реабилитация тех, кого незаконно осудили в 1952-1953 годах, последовала лишь в 1963 году. Обстоятельный пересмотр процесса Сланского с анализом причин и значения этого и других антисемитских судов был проведен лишь только во время Пражской весны в 1968 году. Советское руководство всячески стремилось не допустить этого, опасаясь, очевидно, что вскроется роль "советников" чехословацкого МГБ в фабрикации процесса.

Jewish.ru
В начало страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2002 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org