Люди мало-мальски сведущие в динамике еврейской жизни Украины давно привыкли к тому, что ежегодно, в конце августа, Институт иудаики проводит международную научную конференцию «Еврейская история и культура в странах Центральной и Восточной Европы». В последние годы конференции эти стали тематическими, что, разумеется, уменьшает число потенциальных участников, но предполагает более профессиональную разработку поставленных проблем.
Нынешняя же конференция, спонсируемая Еврейской Конфедерацией и американским распределительным комитетом «Джойнт», отличается еще и исключительно «еврейской» территориальностью — впервые она проводится не в Центральной научной библиотеке страны, а в еврейском общинном центре «Подсолнух».
Итак, чем же запомнится многочисленным гостям и докладчикам из 25 городов СНГ научный форум под названием «Судьба еврейского духовного и материального наследия в XX веке»? «Очень важно, что к нам приехали люди из местных провинциальных архивов, которые рассказали о «еврейских» материалах и собраниях в своих городах», — говорит директор Института иудаики и глава оргкомитета конференции Леонид Финберг. С помощью подобных конференций впервые более или менее системно идет исследование феномена «еврейской» Украины XIX–XX веков. Мы услышали множество потрясающих докладов, например, о судьбе еврейского музея из Одессы, коллекциях еврейского серебра и тканей Львовского этнографического музея, интереснейшие сообщения о еврейском музыкальном, художественном наследии, архивах еврейских писателей. Все это особенно важно в свете реализации нашей мечты — создания музея еврейского наследия Украины», — добавил Леонид Кушелевич.
Естественно, когда речь заходит об оценке профессионального уровня подобных встреч, сложно обойтись без сопоставления с аналогичными конференциями, проводимыми в России, главным образом, центром «Сефер». Что касается научной планки, то, как отмечают специалисты, уровень докладов как в Москве, так и в Киеве, крайне неоднороден. Просто в силу огромного количества участников московских конференций ярких и высокопрофессиональных выступлений в столице восточного соседа больше. Киевские же встречи, собирающие 60—80 участников, предполагают более живой диалог. И эта камерность, по утверждению руководителей Института иудаики Украины, — не результат финансовых проблем, а сознательный выбор.
Что же касается гостей из ближнего зарубежья, то их эта центрированность (но не зацикленность!) на собственно украинских еврейских проблемах и привлекает, несмотря на то, что часть докладов звучат на языке, которым участники из Москвы и Питера за три дня не вполне успевают овладеть. «Киевские конференции более «общинны», если можно так выразиться, и анализ проблем всегда основывается на практическом материале, что лично мне импонирует», — говорит директор еврейского общинного центра Санкт-Петербурга Александр Френкель.
Ссылаясь на авторитеты, не будем забывать, что более половины участников нынешней встречи — новички, впервые принимающие участие в конференции Института иудаики. «Многих исследователей, занимающихся схожей с моей тематикой, я впервые встретил здесь, в Киеве», — говорит руководитель музейной программы севастопольского благотворительного центра «Хесед Шахар» Борис Гельман. Возможность неформального общения с ними, безусловно, поможет моей собственной работе».
А говоря о глобальных результатах августовской встречи, рискнем прогнозировать, что в ближайшем будущем нам предстоит открытие величайших художников, поэтов и писателей и переосмысление значимости их творчества для еврейского мира.
|