Главная ДИАСПОРА.РЕГИОНЫ И СТРАНЫ Украина. Евреи на территории Украины до конца 18 в. - Евреи Украины под властью Литвы и Польши (1356 г. – конец 18 в.).
Украина. Евреи на территории Украины до конца 18 в. - Евреи Украины под властью Литвы и Польши (1356 г. – конец 18 в.). PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
30.01.12 02:34
Оглавление
Украина. Евреи на территории Украины до конца 18 в.
Евреи юго-западной Руси и Крыма в 13–14 вв.
Евреи Украины под властью Литвы и Польши (1356 г. – конец 18 в.).
Евреи в Крыму под властью генуэзцев и татар (13–18 вв.).
Евреи в Малороссии — украинской автономии в России (1667–1793).
Все страницы

Евреи Украины под властью Литвы и Польши (1356 г. – конец 18 в.). В середине 14 в. основную часть Волыни (Владимир, Луцк и другие), а также Киев, Чернигов, Подолье и Переяславщину захватила Литва; Галицкую Русь и некоторые районы Волыни (с городом Белз) — Польша. Еврейское население территорий, вошедших в состав Литовского княжества, стало пользоваться теми же привилегиями, что и евреи самой Литвы.

В 1367 г. польский король Казимир III распространил на все вновь присоединенные земли, включая Червонную Русь (Восточную Галицию) и часть Волыни, права, данные евреям Великой Польши в 1334 г. Им была гарантирована свобода вероисповедания, экономической деятельности (включая торговлю, аренду земли и ее покупку) и передвижения. В 1388 г., после Кревской унии 1385 г., тесно связавшей Литву и Польшу, сходную по содержанию грамоту дал евреям Литвы, в том числе входивших в нее украинских городов, князь Витаутас (Витовт); в 1529 г. король Сигизмунд I (1506–48) подтвердил ее и включил в 1-й Литовский статут.

В 14–15 вв. на украинские земли, переживавшие период быстрого экономического подъема, переселилось, прежде всего из западных областей Польши, а также из германских княжеств (включая Австрию), Венгрии, Богемии, Моравии большое число ашкеназов; уже к концу 14 в. они составили большинство еврейского населения Восточной Галиции и Волыни. Евреи считались собственностью короля, платили ему налоги, несли в его пользу ряд повинностей, в случае необходимости предоставляли денежные ссуды и находились под защитой короны. Король, а затем и крупные феодалы получали доходы от хозяйственной деятельности евреев и потому охотно разрешали им заниматься кредитным делом (см. Ссуда денежная), брать на откуп сбор налогов и пошлин, открывать корчмы, арендовать пивоварни, рудники и солеварни. Отдельные евреи занимали видное положение при дворе. Королевский банкир Волчко из Дрогобыча фактически выполнял в начале 15 в. функции министра финансов Польши; он финансировал, в частности, так называемую Великую войну против Тевтонского ордена, в ходе которой польские войска одержали крупную победу в битве при Грюнвальде (1410). Волчко был основателем и владельцем нескольких поселений на Львовщине, сборщиком податей во Львове, арендатором дрогобычских солеварен, но позднее лишился государственных постов из-за отказа креститься.

Евреи, жившие в городах Галицкой и Волынской Руси, играли (при поддержке королей и вельмож) значительную роль во внешней торговле страны. Крупным центром этой торговли был Львов, через который осуществлялись коммерческие контакты с европейскими и малоазиатскими провинциями Османской империи (см. Турция). Еврейские коммерсанты вывозили из стран Востока пряности, меха, лошадей, а также фрукты и вина, скот (из Молдовы и Валахии), из Западной Европы — сукно, шелк, ремесленные и ювелирные изделия. В конце 14 в. еврейские купцы из Львова добились права беспошлинной торговли в Венгрии и Польше. С 15 в. многие евреи Галицкой и Волынской Руси занимались также ремеслом. Экономические успехи евреев вызывали недовольство польских и немецких торговцев, а также ремесленников и католического духовенства. Под их давлением Владислав II Ягайло (Ягелло; король Польши в 1386–1434 гг.) отказался подтвердить привилегии евреев, а Казимир IV Ягеллончик (правил в 1440–92 гг.) ввел ряд ограничений, направленных против них, в частности, запретил им жить в сельской местности, заниматься сельским хозяйством, оптовой торговлей, вступать в ремесленные цехи и т. п. В 1495 г. великий князь Литовский Александр Ягеллон (король Польши в 1501–1506 гг.) изгнал евреев из всех своих владений, в том числе из Луцка, Киева и ряда других городов, но в 1503 г. разрешил им вернуться и восстановил в правах. Городские власти всячески пытались ограничить права евреев и возложить на них выплату местных налогов; в городах, пользовавшихся магдебургским правом, например, во Львове, еврейское население не могло участвовать в муниципальных выборах. В 1536 г. по требованию городского магистрата король запретил евреям Кременца пользоваться привилегиями горожан. В Киеве, Луцке и других городах бюргеры чинили препятствия еврейским торговцам и ремесленникам, видя в них опасных конкурентов; руководители львовского муниципалитета писали в 1521 г. в Познань: «Неверные евреи лишили нас и наших занимающихся купечеством сограждан почти всех источников пропитания... Они овладели всей торговлей, проникли в местечки и села, не оставив христианам ничего» (львовский муниципалитет пожаловался на евреев королю, но тот лишь запретил им торговать отдельными видами товаров).

В 16 в. на украинских землях, входивших в состав Польши и Литвы (в результате Люблинской унии 1569 г. они образовали единое государство — Речь Посполиту), поселились отдельные семьи сефардов из Османской империи и Италии; продолжалась массовая иммиграция ашкеназов из стран Центральной и Западной Европы. По некоторым оценкам, численность евреев на землях, населенных украинцами, составила к концу 16 в. двенадцать тысяч человек. С принятием 1-го Литовского статута (1529) евреи утратили право быть свидетелями по делам о недвижимости. Фактически евреям вообще не разрешалось свидетельствовать в суде; кроме того, им запрещалось держать рабов-христиан (такие рабы подлежали немедленному освобождению, причем владельцу не полагалось никакой компенсации), обращать кого бы то ни было в иудаизм (нарушителей этого запрета приговаривали к сожжению), нанимать христианских женщин в качестве кормилиц, надевать платье, шитое золотом или серебром. Мужчинам предписывалось носить шляпы желтого цвета (см. Отличительный знак). В 1539 г. король Сигизмунд I впервые передал под юрисдикцию дворян (шляхтичей) евреев, живших в их наследственных владениях. 2-м Литовским статутом (1566) все антиеврейские ограничения были оставлены в силе.

После Люблинской унии правовое положение евреев, живших на украинских землях, улучшилось, хотя формально 2-й Литовский статут (получивший название Волынского) действовал здесь до 1793 г. Были подтверждены все привилегии литовского еврейства; польский сейм и король Стефан Баторий (правил в 1576–86 гг.) уравняли евреев с христианами в том, что касалось выплаты муниципальных налогов, дали евреям право участвовать в обсуждении смет налогов, налагаемых королевскими властями на население, и т. д.

В первой половине 16 в. евреям разрешили (по инициативе винницкого «старосты» князя Ильи Островского) селиться в тех частях Украины, где раньше не было еврейского населения. В 1532 г. еврейская община возникла в Виннице, в 1540 г. — в Баре, в 1551 г. — в Брацлаве (ныне Винницкая область; первые сведения о присутствии евреев в Виннице и Брацлаве относятся к 1506 г.). Миграция евреев в степные, прежде малонаселенные районы на юге и юго-востоке современной Украины интенсифицировалась после Люблинской унии, когда короли стали раздавать шляхте поместья как к западу от Днепра (территория нынешней Черкасской области, юго-восточная Подолия), так и к востоку от него (южная часть современной Черниговской области, западная часть Сумской и Полтавской области — только эти места тогда назывались Украиной). Бо́льшую часть земель получили магнаты, во владении которых оказались громадные имения; это создало условия для возникновения «магнатских» городов, местечек, сел, куда стекались евреи из внутренних районов Польши, в меньшем числе — из Волыни и Галиции, а также из других европейских стран. С начала 17 в. евреи стали большей частью заниматься арендой, сбытом продуктов сельского хозяйства, откупом различных податей и сборов, винокурением, выжигом поташа; удельный вес ростовщиков и особенно ремесленников (исключая Галицию) значительно снизился. Еврей мог взять в аренду как корчму, мельницу, пруд, так и целое магнатское поместье, группу сел и местечек со всеми их жителями, находившимися под юрисдикцией владельца, права которого переходили к арендатору. Крупный арендатор часто сдавал в под аренду отдельные села, корчмы, другие доходные промыслы, тем самым вовлекая в экономическую деятельность менее зажиточных соплеменников. Крепостные крестьяне большей частью подчинялись непосредственно еврею-арендатору того или иного уровня (слова «арендатор» и «еврей» в те времена практически были синонимами). Кроме того, сами арендаторы могли приобретать рабов (как правило, на ограниченное время); по сохранившимся свидетельствам, в отдельных случаях рабы, принадлежавшие евреям, принимали иудаизм. В то же время распространенные в украинском фольклоре и художественной литературе утверждения о контроле евреев-арендаторов над православными храмами и взимании ими платы за «ключи от церкви» (то есть за выполнение религиозных обрядов) не находят никакого подтверждения в документах. Эти утверждения, впервые появившиеся у польских авторов более позднего периода, опровергали (помимо еврейских исследователей) И. Франко (см. ниже) и виднейший украинский историк М. Грушевский. Украинские фольклорные материалы об «аренде церквей» евреями, исследованные Франко, восходят к 18 в.

Среди евреев встречались также арендаторы королевских городов и их окрестностей, приобретавшие не управленческие функции, а лишь право на откуп тех или иных статей дохода. Многие евреи включались в арендно-откупную систему в качестве управляющих, экономов, надсмотрщиков, поставщиков товаров и скупщиков сельскохозяйственной продукции, посредников, сборщиков податей и таможенных пошлин. Эти занятия обусловили рассеяние еврейского населения по деревням и местечкам. Наивысшего расцвета арендная система достигла во второй четверти 17 в., непосредственно перед трагическими событиями 1648 г. (см. о них ниже). По свидетельству еврейского хрониста Н. Ханновера, «[евреи] были откупщиками податей для шляхты, и это было обычным делом... среди большинства евреев в украинских землях. Поскольку они были управляющими [то есть арендаторами] во всех имениях... это возбуждало зависть крестьян и послужило причиной массовых расправ».

Во многих районах Украины евреи входили в состав местного ополчения; в 1551 г. они обороняли Брацлав от татар даже после бегства гарнизона и большей части населения. Королевской жалованной грамотой от 1616 г. евреям Брацлава предписывалось «стоять на страже и выходить на войну с врагом короны на конях»; аналогичные обязанности возлагались на евреев Бара, Богуслава, Переяслава (оба — Киевская область). Немалое военное значение имели строившиеся в 15–18 вв. каменные синагоги, часть которых — например, в Бродах (ныне Львовская область), Любомле (современная Волынская область), Сатанове (Хмельницкая область), Шаргороде (Винницкая область) — возводилась в виде крепостей с мощными стенами. Это вызывало нарекания со стороны католического духовенства, жаловавшегося на то, что «евреи построили в королевских городах синагоги каменные и обширные, красивее костелов и домов». Отдельные евреи были и в казацких отрядах, базировавшихся на границе польских владений, — в Запорожской Сечи (на островах и в урочищах в нижнем течении Днепра). 11 евреев участвовали вместе с казаками в походе польской армии на Российское государство в 1606–13 гг.

Галицкие и волынские евреи в 16 – первой половине 17 в. (как и в предшествующий период) большей частью жили в крупных городах, образуя большие общины; во Львове, Луцке и ряде других мест еврейские финансисты играли важную роль в развитии денежно-кредитной системы. Многие евреи были мелкими лавочниками, некоторые — ремесленниками; значительная часть еврейского населения находилась на грани бедности и подвергалась преследованиям со стороны духовенства, мещан и городской черни. Особенно трудно приходилось галицийским ремесленникам, которых не признавали христианские цехи. В 16 в. на Украине (во Львове, Луцке, Галиче) возникли первые еврейские ремесленные цехи (портных, скорняков, резников), существовавшие независимо от христианских; позднее мастера еврейских цехов вошли в состав общинного руководства.

В первой половине 16 в. в Польше и Литве, включая украинские земли, сложилась упорядоченная система еврейского самоуправления, включавшая как общинные органы (кагалы), так и надобщинные структуры — земельные ва‘ады и общепольский Ва‘ад четырех земель (подробнее см. Израиль. Еврейская автономия в Польше и Литве; Польша. Польское еврейство в 15–16 вв.).

Некоторые общины Украины (львовская, луцкая, владимир-волынская) играли в 14 в. – первой половине 17 в. важную роль в духовной жизни евреев Европы. Особой ученостью славилось киевское еврейство (как раббаниты, так и караимы); об этом говорится, в частности, в письме некоего караима из Каффы, датируемом 1381 г. Украинские евреи поддерживали контакты с единоверцами в Западной Европе: среди учеников Ашера бен Иехиэля во время его пребывания в Толедо (Испания) числился «Ашер бен Синай из Русии». Киевский еврей Схарья, прибывший в Новгород в 1475 г. в свите литовского князя Михаила, дискутировал с православными священниками и, по свидетельству ряда русских источников, стоял у истоков движения «жидовствующих» в Московской Руси. Во второй половине 15 в. в Киеве жил выдающийся ученый-талмудист и пайтан Моше бен Я‘аков из Киева (Моше ха-Голе), здесь он составил трактаты о грамматике иврита «Седер ха-дикдук» («Книга грамматики») и о календаре «Иесод ха-‘иббур» («Основа високосного года»). Во всех еврейских общинах Украины значительное внимание уделялось еврейскому образованию: повсеместно действовали хедеры и талмуд-тора; во Львове, Остроге, Тульчине и ряде других городов Украины существовали иешивы, в которых преподавали известные галахисты.

К концу 16 в. на Украине усилились антиеврейские настроения (в значительной мере под влиянием антииудейской пропаганды, которую вела католическая церковь). В ряде городов, в первую очередь во Львове, христианские цехи заставили муниципальные органы принять ряд постановлений, полностью или частично лишавших еврейских торговцев и ремесленников права обслуживать христианское население. В 1569 г. литовский сейм предоставил шляхте монополию на откуп налогов. Однако фактически евреи-откупщики стали действовать как тайные компаньоны своих христианских коллег, а евреи-ремесленники, например, ювелиры, сбывали свои изделия через христиан, входивших в цехи. В начале 17 в., с упадком королевской власти, духовенство и бюргеры добивались от короля и сейма издания новых ограничительных антиеврейских законов; дело дошло до выселения евреев из отдельных городов. Указ, изданный в 1598 г., запрещал евреям находиться в Каменец-Подольском более трех суток, а королевская грамота Сигизмунда III (правил в 1587–1632 гг.) от 1619 г. гласила: «... чтобы ни один еврей в Киеве... не жил, дворов для жительства не покупал и оных не строил, и чтобы ни одного еврея никто в городе Киеве не принимал... и квартирою у себя стоять еврею не позволял, и чтобы каждый еврей, откуда-либо в Киев приехавший, имел квартирование в гостином доме и, не проживая здесь более одного дня, прочь из города выезжал» (на практике воеводы разрешали большинству евреев жить в «закрытых» городах, в основном в качестве «временно живущих»). В 1576 г. в результате распространявшихся монахами-иезуитами слухов о якобы совершенном евреями ритуальном убийстве (см. Кровавый навет) во Львове произошел погром. Немало евреев погибло в ходе восстаний «реестровых» (официально зачисленных в польскую армию) казаков под предводительством С. Косинского (1591–93) и С. Наливайко (1595–96); в обоих случаях особенно сильно пострадала община Брацлава. С начала 1596 г., когда в Брест-Литовске была основана греко-католическая (униатская) церковь, соединившая элементы православия и католицизма, религиозное противостояние на Украине резко обострилось. В июне 1621 г. в Сухой Дубраве (близ Белой Церкви) представители казаков, собранные киевским митрополитом Иовом, поклялись «стоять насмерть за православную веру»; вслед за этим казаки учинили в Белой Церкви и других населенных пунктах погромы. Истребление евреев было одной из целей участников казацких восстаний во главе с Тарасом Федоровичем (1630), Павлом Бутом (Павлюком; 1637) и Я. Острянином (1638; на Левобережной Украине).

Подлинным бедствием для евреев Украины стало украинское восстание против польского владычества под руководством Богдана Хмельницкого в 1648–54 гг. В еврейских источниках оно называется «гзерот тах» — `[Господни] кары 5408 [1647/48]`; хотя войны, начавшиеся с казацкого восстания 1648 г., продолжались почти 20 лет (в польской традиции этот период именуется «Потоп»), основные потери еврейское население на Украине понесло в первые месяцы военных действий — весной и летом 1648 г. В январе 1648 г. Б. Хмельницкий, избранный гетманом запорожского войска, отправил посольство в Крым с целью привлечь татар на войну с Польшей. 6 мая повстанцы уничтожили польский отряд у Желтых Вод (ныне Днепропетровская область), 16 мая с помощью татар разгромили главные силы поляков под Корсунем (ныне Корсунь-Шевченковский, Черкасская область). Всюду, где проходили казаки и татары, евреев и поляков, отказавшихся перейти в православие, истребляли или угоняли в рабство (многих евреев, оказавшихся в татарском плену, выкупили еврейские общины Османской империи и Западной Европы; см. Пленных выкуп). 16 мая 1648 г. началось бегство еврейского населения из Белой Церкви (Киевская область), Паволочи, Чуднова, Любара (все — Житомирская область) в укрепленные города Полонное, Заславль (ныне Изяслав), Староконстантинов (все — Хмельницкая область), Острог (Ровенская область). Часть евреев покинула Левобережье после битвы под Корсунем вместе с отрядом «оружных людей» князя Иеремии Вишневецкого. Поход проходил по территории, уже охваченной восстанием, через Прилуки, Чернигов, Любеч (все — Черниговская область), Брагин (ныне Беларусь), Овруч (Житомирская область), Житомир, Погребище (в последние два населенных пункта отряд вступил уже после того, как местные евреи были перебиты или уведены в рабство; см. ниже). Вероятно, повстанцы уничтожили на Левобережье общины Березани (Киевская область) и Миргорода (Полтавская область), хотя в еврейских хрониках сведений об этом нет. Затем казаки под предводительством М. Небабы вторглись в Белоруссию, где вырезали всех евреев и поляков Гомеля и разгромили Пинск (большинству евреев этого города, возможно, удалось бежать).

В середине мая 1648 г. казаки и татары захватили Богуслав, Ракитное, Белую Церковь (все — Киевская область), 21 мая предприняли рейд на северо-запад, к Радомыслю (ныне Радомышль), Коростышеву, Брусилову, Котельне, Паволочи (все — Житомирская область). Еврейские жители местечек, оказавшихся в тылу повстанческой армии, — Животова (ныне Ново-Животов; Винницкая область), Бузовки (Черкасская область), Тетиева (Киевская область), — предпочли добровольно сдаться татарам, чтобы избежать гибели. По сообщениям еврейских хронистов, многие евреи из этих местечек были, тем не менее, убиты, в том числе и татарами, не желавшими брать в плен стариков и малолетних детей. Значительная часть пленных погибла по пути в Крым, не выдержав изнурительного перехода.

31 мая казаки без боя, выдав себя за польский отряд, вошли в Немиров (Винницкая область), где жестоко уничтожили тысячи евреев, в том числе беженцев из окрестных сел и местечек, искавших укрытия в немировской крепости. Вероятно, в этом городе число погибших было наибольшим; 20 сивана (см. Календарь), когда пал Немиров, было впоследствии объявлено днем поминовения жертв гзерот тах (см. выше). Часть евреев приняла специальную клятву верности казакам (очевидно, после крещения) и была оставлена в живых; позднее этих евреев освободил один из отрядов войска Вишневецкого.

После Немирова был взят Тульчин (Винницкая область). Осада этого города, находившегося на правом берегу Южного Буга, началась вечером 8 июня; вскоре он пал, а 12 июня капитулировала и крепость на левом берегу, где евреев (в том числе беженцев из других городов) было значительно больше, чем поляков; после переговоров с казаками, которые обещали сохранить осажденным жизнь, поляки во главе с комендантом Четвертинским (православным по вероисповеданию) сдались и согласились выплатить контрибуцию. Евреев четыре дня держали под стражей, а 16 июня толпа крестьян из окрестных сел учинила над ними расправу; позднее были истреблены и поляки. После захвата Тульчина погибли от рук повстанцев или бежали (частью в находившиеся в вассальной зависимости от Османской империи Молдову и Валахию) евреи Винницы и находящихся к югу от нее Комаргорода, Копиевки, Ладыжина, Шаргорода (последний был захвачен в конце июля отрядами Максима Кривоноса). Затем повстанцы заняли местечки Мурафа (ныне село Жданово), Красное (оба — Винницкая область), Рашков (на территории современной Молдовы), Умань, Ямполь (Винницкая область). Еврейская община города Бар, одна из старейших и наиболее крупных в Подолии, сыграла (вместе с небольшим отрядом немецких ландскнехтов) решающую роль в его обороне. Бар пал 15 июля в результате перехода местных украинцев на сторону Хмельницкого; жившие в городе евреи и укрывавшиеся в нем беженцы из близлежащих Могилева (ныне Могилев-Подольский) и Верховки (оба — Винницкая область) погибли. 18 июля их участь разделили евреи Староконстантинова (Хмельницкая область).

22 июля были истреблены евреи, находившиеся в крепости Полонное, которую казаки взяли благодаря содействию части гайдуков (украинцев), служивших в отрядах польских магнатов. Еврейское население Литина, Уладовки и, видимо, Хмельника (все — Винницкая область) татары угнали в неволю. Вслед за Полонным пали Заславль и Острог, где также укрывалось много евреев; большинство успело бежать. Каменец-Подольский казаки так и не смогли взять, несмотря на многомесячную осаду, длившуюся до поздней осени, однако значительная часть его защитников, в том числе и евреев, умерла от голода и болезней. Натиск повстанцев выдержали также крепость Броды (согласно Н. Н. Ханноверу, многие евреи стали здесь жертвами эпидемии), Львов (выдержавший осаду в октябре 1648 г. и уплативший громадную контрибуцию), Язловец, Бучач (оба — Тернопольская область), монастырь в Сокале, Белз (оба — Львовская область), Ковель (Волынская область), Перемышль (ныне Пшемысль), Нароль (ныне на территории Польши).

Войско Б. Хмельницкого дошло до Замосци, после чего в ноябре 1648 г. вернулось в приднепровские районы Украины. Весной 1649 г. военные действия возобновились; Зборовский мир, заключенный в августе того же года после боев у Збаража и Зборова (Тернопольская область), предусматривал запрет на проживание евреев на территории вновь созданного автономного украинского «гетьманата», то есть в Черниговском, Киевском и Брацлавском воеводствах. Военные действия в 1649 г. затронули евреев лишь в небольшой степени, поскольку все, кому удалось избежать гибели или плена, бежали из украинских земель в Литву (включавшую в то время большую часть современной Беларуси), Молдову и Валахию, внутренние области Польши, а также в Силезию, Пруссию, Нидерланды и некоторые другие страны Западной Европы. Еврейские общины сохранились лишь в западных районах Украины, до которых войско Хмельницкого не дошло, или в тех городах, которые казаки не смогли взять.

По Белоцерковскому миру, подписанному в сентябре 1651 г. после поражения Хмельницкого под Берестечком (Волынская область), евреи получили право вернуться в «гетьманат», территория и автономия которого были существенно урезаны. Заключенный в январе 1654 г. Переяславский договор о присоединении Украины к Московскому государству дал новый толчок к военным действиям как на Украине, так и в Белоруссии и Литве. Русские войска и воевавшие на их стороне украинские казаки захватили Смоленск, Витебск, Полоцк, Могилев, Быхов, где вырезали почти все еврейское население. В Великую Польшу, где жили и еврейские беженцы с Украины, в те же годы вторглись шведские войска; шведы и воевавшие с ними поляки также убивали и грабили евреев. По оценке американского историка Б. Вейнриба (1900–1982), на территории Польши, охваченной военными действиями, в том числе польско-шведской войной (1656–60), погибло и умерло от эпидемий и голода 40–50 тыс. евреев (20–25% еврейского населения страны); еще пять–десять тысяч бежали в другие страны или не вернулись из плена. По данным Ш. Эттингера, на Украине до восстания Хмельницкого проживала 51 тыс. евреев; из них 30–35 тыс. (около 2/3) погибли или навсегда покинули край. Трагедия украинских евреев во время гзерот тах была воспринята значительной частью еврейского мира как признак скорого прихода Мессии; это создало благоприятные условия для возникновения и распространения саббатианства (см. Саббатай Цви).

По завершении войны к России отошли, в соответствии с Андрусовским миром 1667 г., Левобережная Украина и Киев (о евреях здесь после 1667 г. см. ниже). Подолия в 1672–99 гг. находилась под контролем Османской империи; турецкие власти благожелательно относились к евреям. В 1685 г., когда сын Б. Хмельницкого Юрий, провозглашенный в том же году гетманом Правобережной Украины, приказал заживо содрать кожу с еврейки, он был предан суду и казнен в Каменец-Подольском. В той части Украины, которая оставалась в составе Польши, положение было тяжелым; экономика края понесла серьезный урон. Польские короли пытались привлечь евреев к восстановлению хозяйства, но наталкивались на сопротивление горожан и духовенства. Ян Казимир (правил в 1648–58 гг.) разрешил насильственно крещенным евреям вернуться в иудаизм, позволил еврейским торговцам открывать свои заведения в дни христианских праздников. Михаил Вишневецкий (правил в 1669–73 гг.) подтвердил все привилегии, ранее данные евреям польскими королями, в ряде городов предоставил евреям равные с христианами экономические права, разрешив, в частности, заниматься любой ремесленной деятельностью. Ян III Собеский (правил в 1674–96 гг.) и Август II (правил в 1697–1733 гг.) также проявляли терпимость по отношению к евреям. Однако хозяйственные связи, прервавшиеся в результате казачьего восстания и продолжительных войн, восстановить так и не удалось; материальное положение еврейских общин продолжало ухудшаться. Помимо налогов, которые выплачивали все жители страны, принадлежавшие к соответствующим сословиям, на евреев были возложены особая подушная подать и дополнительная — шпильковая (подворная), стационная (на содержание королевского двора). В 1717 г. Варшавский сейм обязал евреев «идти на материальные жертвы» в связи с тяжелым положением в стране и значительно увеличил подушную подать.

Усилилось давление на евреев со стороны католической церкви: например, епископ брестский и луцкий Ф. Кобельский обязал священников следить за тем, чтобы евреи не нанимали христиан в услужение, не устраивали во время своих праздников процессий, не освещали ночью синагоги, не общались с выкрестами и т. д. Вводились ограничения на строительство синагог: их запрещалось делать более высокими, чем костелы, или строить поблизости от них. Христианские священнослужители (особенно иезуиты) обвиняли евреев в связях с нечистой силой, в колдовстве, в ритуальных убийствах. Кровавые наветы, окончившиеся жестокой казнью обвиняемых, имели место в Заславле (1747), Житомире (1753), Ямполе (1756), Луцке (1764) и ряде других мест. Антиеврейская агитация нередко приводила к погромам, в которых участвовали городская чернь и студенты: так, во Львове в 1664 г. было убито около 100 евреев и ранено около 200.

Истребление евреев на Украине вновь приняло массовый характер в 18 в., во время так называемого гайдамацкого движения (см. Гайдамаки). Оно впервые приняло значительный размах в 1734 г., когда на Правобережной Украине появились русские войска (поддерживавшие одного из претендентов на польский престол). Распространился слух, что Россия выступила на стороне православных украинцев против поляков и евреев; вспыхнуло восстание, которое возглавил Верлан. Оно охватило Брацлавское и Киевское воеводства; повстанцы громили поместья, уничтожая при этом евреев, разрушая синагоги и молитвенные дома. В 1736 г. гайдамаки убили большое число евреев в Паволочи, осенью 1743 г. отряд атамана Гривы учинил погром в Виннице. Большой урон от набегов гайдамаков понесли еврейские общины Полонного, Меджибожа, Шаргорода, Хмельника и других населенных пунктов. В 1747 г. гайдамаки атаковали Умань (это нападение стоило жизни многим евреям), в 1750 г. разгромили общины Звенигородки (Черкасская область), Тульчина, Винницы, Летичева (Хмельницкая область), Радомысля (Житомирская область), Фастова, Чернобыля, Володарки (все — Киевская область) и других мест. В апреле 1768 г. запорожский казак Максим Железняк, ссылаясь на то, что Екатерина II якобы прислала ему «золотую грамоту», которой уполномочила его отомстить полякам и евреям за принижение православия, предпринял со своими сподвижниками кровавый поход по Украине (так называемая «Колиивщина»). Были истреблены евреи Жаботина, Лысянки, Канева, Корсуня, Смелы, Черкасс (все — Черкасская область), Богуслава, Тетиева (Киевская область), Тульчина, Липовца, Погребища (Винницкая область) и других городов и местечек; в июле 1768 г. гайдамаки и перешедший на их сторону отряд сотника Ивана Гонты убили 14 тыс. евреев и шесть тысяч поляков в Умани. Повстанцы учинили погром в турецкой Балте (Одесская область), где укрылись бежавшие из Брацлавского воеводства евреи и поляки, затем овладели рядом других местечек и имений. Во время «Колиивщины» (подавленной в том же году русскими и польскими войсками) были уничтожены десятки общин.

Несмотря на экономические трудности, преследования и убийства, численность еврейского населения Украины во второй половине 17 в. – первой половине 18 в. росла: к середине 1760-х гг. она составила, по некоторым подсчетам, свыше 280 тыс. человек.

С конца 17 в., когда книгоиздатель Ури ха-Леви перевел свою печатню из Амстердама в Жолкиев (ныне Жовква Львовской области, см. Жолква), Украина становится значительным центром еврейского книгопечатания. Типографии были созданы в Корце (ныне Ровенская область; 1778), Полонном (1791), Славуте (1792) и других городах.

В конце 17 в. – начале 18 в. в Подолии и Восточной Галиции действовало много тайных саббатианских кружков; в 1722 г. польские раввины объявили херем всем, кто входил в них. Попытку возродить национальное мессианство предпринял в 1750-х гг. Я. Франк, к которому примкнула часть скрытых приверженцев саббатианства; в 1756 г. съезд раввинов в городе Броды объявил херем и саббатианцам, и франкистам. Я. Франк и его сторонники провели при поддержке католической церкви два открытых диспута с раввинами (в 1757 г. в Каменец-Подольском по основным положениям вероучения и в 1759 г. во Львове, где франкисты утверждали, что Талмуд разрешает евреям использовать в пищу кровь христиан). В дальнейшем часть франкистов (включая лидера движения) перешла в католичество; их потомки ассимилировались.

Во второй половине 18 в. широкое распространение среди евреев Украины получило зародившееся здесь новое религиозное течение — хасидизм. Его основателем был уроженец Подолии Исраэль бен Эли‘эзер Ба‘ал-Шем-Тов (Бешт), сделавший с 1740 г. центром хасидизма местечко Меджибож. Здесь жил ученик и виднейший последователь Бешта, Дов Бер из Межирича.

В 1772 г., после первого раздела Польши, Восточная Галиция отошла к Австрии. В результате второго раздела (1793) Правобережная Украина, включая Подолию и Восточную Волынь, стала российским владением. С третьим разделом (1795) под властью России оказалась и Западная Волынь. Речь Посполита прекратила свое существование; все земли, населенные украинцами, вошли в состав двух империй — Российской и Австрийской.